Россия на грани продовольственной катастрофы: промедление смерти подобно

Дата публикации: 03.04.2013

20 – 21 марта 2013 года в столице состоялся Московский экономический форум. Это мероприятие стало первой в истории международной экономической экспертной площадкой по выработке стратегических решений, направленных на диверсификацию и развитие экономики России. В рамках аграрной секции Московского Экономического Форума был разработан проект Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года. Мы попросили главного идеолога проекта – лидера «Партии Дела», президента ЗАО «Новое Содружество» Константина Бабкина – вкратце изложить концепцию данного документа.

– Константин Анатольевич, первая часть созданной вами Дорожной карты содержит критику реализуемой государством аграрной политики. Почему вы считаете ее неэффективной и даже вредной для села?

– Избранный государством курс толкает сельское хозяйство в пропасть. К настоящему моменту АПК уже пришел в упадок. Государство ограничивало рост цен на сельхозпродукцию, в результате рентабельность сельхозтоваропроизводителей оказалась почти втрое ниже, чем, например, в США, что сделало отрасль инвестиционно непривлекательной. Низкие инвестиции, в свою очередь, привели к неконкурентоспособности отрасли. Ситуация усугубилась со вступлением РФ в ВТО.

Условия присоединения  резко обострили неравенство конкурентной борьбы отечественных и зарубежных сельхозтоваропроизводителей. Позиция государства и Минсельхоза, в частности, была крайне вялой, не было выработано никаких адекватных мер. Ситуация резко контрастирует с тем, как вел себя Евросоюз после раунда переговоров в Дохе. Когда развивающиеся страны поставили вопрос о необходимости снижения дотаций для сельского хозяйства, ЕС не только не сократил поддержку крестьян, а даже увеличил ее, распределив по статьям, которые не запрещены ВТО.

Следует заметить, что с каждым годом мы завозим продовольствия все больше и больше – его импорт растет ежегодно на 14%. При этом отрицательный торговый баланс действительно впечатляет: стоимость завозимых продуктов на 26,4 млрд долларов превышает стоимость экспортируемых. Несмотря на это, в Госпрограмме развития сельского хозяйства ставятся совершенно несерьезные цели: их выполнение не позволит достичь даже уровня 1990-х годов по объему производства ряда продуктов.

Объем средств, направляемых на развитие сельского хозяйства в России, несравним с поддержкой, которую получают наши основные конкуренты. Россия вступила в ВТО на условиях, полностью запрещающих поддержку экспорта, а объем поддержки на внутреннем рынке ограничен 4,4 млрд долларов в год (начиная с 2018 года), что, например, ниже, чем у Швейцарии. При этом разрешенный на 2013 год уровень поддержки в сумме 9 млрд долларов реализуется едва ли на 50%, и даже эти незначительные средства распределяются неравномерно между регионами и хозяйствами. В трех соседних регионах РФ уровень субсидий на гектар площадей отличается более чем в 28 раз.

Особо нужно остановиться на стоимости привлеченного финансирования (банковских займах). Даже с учетом субсидирования 100% ставки рефинансирования, реальная стоимость денег для отечественного фермера остается в несколько раз выше, чем для североамериканского или европейского.

Лидер ВПП «ПАРТИЯ ДЕЛА», президент ЗАО «Новое Содружество» Константин БАБКИН: – Качество жизни почти 40 миллионов сельских жителей неудовлетворительно. Несмотря на многочисленные реформы и развитие технологий, уровень объема производства сельхозпродукции не достигает даже уровня 1990-х годов. 30,5% населенных пунктов РФ (в первую очередь это сельские поселения) считаются вымирающими – в них живут менее 10 человек.

– Тем не менее, аграрная отрасль в России остается достаточно перспективной. На чем основан ее потенциал?

– Потенциал развития АПК определяют четыре фактора.

Во-первых, это земельные ресурсы. Россия располагает огромным резервом сельскохозяйственных земель (порядка 132 млн га). На ее долю приходится 10% мировой пашни и 55% мировых запасов чернозема. Кроме того, посевная площадь в РФ может быть быстро увеличена, ведь 41,0 млн га были заброшены с 1990-х годов прошлого века. Для сравнения, это площадь всей пашни Канады или удвоенная площадь пахотных земель Франции.

Кстати, почти во всех других регионах мира возможности увеличения площади пахотных земель нет. Европа, Австралия и Северная Америка полностью исчерпали свои земельные ресурсы, а в Южной Америке любое расширение площадей связано с вырубкой бесценных лесов и значительными затратами.

Вторым краеугольным камнем наращивания сельскохозяйственного потенциала России являются трудовые ресурсы. Численность занятых в сельском хозяйстве России почти втрое превышает аналогичный показатель США и составляет 6,3 млн человек. Однако их востребованность в отечественном сельском хозяйстве пока невысока. Уровень безработицы на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ, а уровень заработной платы на 15% ниже. Миф о низком качестве человеческого капитала в сельском хозяйстве сильно преувеличен, так, например, количество специалистов с высшим аграрным образованием составляет 1,6 млн человек, что более чем в два раза выше, чем в США.

Третий источник роста сельхозпроизводства в России – это внедрение современных технологий. Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится парк сельхозтехники, как игнорируются технологии производства, насколько неадекватно низкой остается урожайность основных сельхозкультур и производительность труда в отрасли. При этом для наших природно-климатических условий разработаны технологии, позволяющие удвоить или даже утроить урожайность. Пример тому – Республика Беларусь. За счет применения современных технологий за 10 лет страна увеличила среднюю урожайность зерновых на 74% – с 19 до 33 центнеров с гектара.

Потенциал роста с точки зрения использования новых технологий огромен и ограничен лишь объемом инвестиций в аграрный сектор РФ.

Крайне важным фактором для сельхозпроизводства является наличие внутреннего и внешнего рынков сбыта. В этом отношении Российская Федерация также обладает колоссальными потенциалом.

Потенциал роста внутреннего спроса обусловлен: увеличением самообеспеченности России сельхозпродукцией, ростом потребления на душу населения, в особенности мяса, повышением качества продукции (т.е. увеличением доли сельхозсырья в конечном продукте, например, мяса в колбасе), и ростом спроса на продукцию растениеводства со стороны животноводства (т.е. увеличение потребности в кормах).

На внешних рынках Россия также имеет хорошие возможности как в силу своего географического положения, так и в связи с растущим дефицитом продовольствия в ряде регионов мира.

На внешних рынках Россия также имеет хорошие возможности как в силу своего географического положения, так и в связи с растущим дефицитом продовольствия в ряде регионов мира

– Каковы основные принципы Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года: как предполагается использовать имеющийся потенциал?

– Основным принципом Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года является переход от ретроспективного планирования на основе уже достигнутых результатов к планированию, основанному на оценке реальных производственных возможностей отечественного агарного сектора и емкости рынка продуктов питания. Для реализации этого принципа необходимо также изменение положений Доктрины продовольственной безопасности России. А именно – существенное повышение целевого уровня самообеспечения страны продуктами питания, так чтобы даже в случае неурожая, вызванного климатическими факторами, Россия сохраняла независимость от импорта продовольствия из других стран.

Второй принцип – создание равных условий конкуренции как между российскими сельхозпроизводителями, так и между российскими и зарубежными.

На основе опыта развитых стран меры аграрной политики можно разделить на три основных блока: меры, направленные на развитие внутреннего рынка сбыта; стимулирование производства и развитие экспорта.

– Спасибо, Константин Анатольевич.

 

Источник публикации: Регионы России