Дата публикации: 28.02.2019
Эту статью мы написали вместе с моим соавтором д.э.н. В.А. Кашиным
Экономическими реформами 1991-2017 годов фактически руководили «гайдаровцы». И сегодня они сохраняют монополию на принятие экономических решений. Под их руководством и при их участии разрабатывались и разрабатываются «Стратегии развития», «Приоритетные национальные проекты», готовились «Майские указы президента». И сегодня дает оценки и указывает направления развития экономики ежегодный «Гайдаровский форум».
В результате, экономика России практически разрушена.
За годы реформ производство большинства видов промышленной продукции в натуральном выражении упало на 80-90%.
Уничтожены 78 тыс. заводов и фабрик, в том числе 35 тыс. средних и крупных предприятий прекратили деятельность с 2005 по 2015 год. Чтобы понять, много ли это, вспомним, что за годы Великой Отечественной войны было разрушено 32 тыс. предприятий
Разрушается промышленность, разрушается и социальная сфера. В 2015 году по сравнению с 1991 годом в России стало меньше на 25600 (в 1,6 раза) школ; на 6900 (в 2,2 раза) – поликлиник; на 5000 (в 1,3 раза) – больниц; на 45000 (в 2,1 раза) – детских садов.
Россия медленно вымирает. Коэффициент смертности в 2017г. составил 12,4 человека на 1000 граждан. По международным оценкам это 207 место в мировом рейтинге из 226 стран. На последнем месте Королевство Лесото – 15,0 на тысячу населения.
Пятый год подряд падают реальные доходы населения.
Экономическая политика правительства РФ не выдерживает критики. Но есть в России и те, кого эта политика вполне устраивает. Именно этих людей президент приглашает для обсуждения экономических проблем. Например, такая встреча В.В. Путина с предпринимателями состоялась 26 декабря 2018 г. Совокупное состояние участников встречи, по данным РБК, составило не менее $220 млрд.
Президент говорит о необходимости развития реального сектора, а представителей этого сектора на такие встречи не приглашает.
Тем не менее, есть и другие факторы, которые предопределяют низкую эффективность правительства:
- отсутствует ответственность за выполнение принятых решений. Ни одна из Программ Правительства – Приоритетные национальные проекты (2005 г.) – «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК»; Стратегия 2020 (2011 г.); Майские указы Президента (указы от 7 мая 2012 года) и др. – не была выполнена, и наказания никто не понес. Например, по оценке экспертов Центра стратегических разработок (ЦСР), руководимого А.Л. Кудриным, средний уровень выполнения мер «Стратегии 2020» составил 29,5%, т.е. в среднем каждая из предложенных мер была выполнена лишь на треть. Сегодня ЦСР разрабатывает Стратегию-2024. А.Л. Кудрин полагает
- существующая структура Правительства РФ в принципе не может обеспечить его эффективную работу в области экономики. Например, Минфин отвечает за бюджет и налоги, но не отвечает за экономическое развитие. Минэкономики отвечает за экономическое развитие, но не имеет отношения к налогам. Нельзя не согласиться с академиком Аганбегяном А.Г.: «Понятно, что если вы поручите сделать налоговую систему фискальному ведомству, то о каком стимулировании может быть речь? Это все равно что уголовный кодекс попросить написать полицию. Никому в голову это не придет. А по налоговой системе пришло. Ни в одной стране минфин никогда не разрабатывал налоговую систему. Налоговая система – это основа экономики страны, и в ее разработке должны участвовать представители разных течений, специалисты из разных отраслей»
- правительство РФ отличается некомпетентностью и непрофессионализмом. Многие члены Правительства не являются специалистами в тех отраслях, которыми они руководят. Это также сказывается на развитии экономики. Экономика, по определению, это общественные отношения, связанные с производством и другой хозяйственной деятельностью. В экономическом блоке правительства производственники отсутствуют. В результате, за годы реформ производство в России почти разрушено.
Главным инструментом разрушения производства явилась российская налоговая система. Она противоречит требованиям науки и мировому опыту. В России производить не выгодно по сравнению с другими странами и с другими отраслями внутри страны – зарплата в добывающей и финансовой отраслях вдвое выше, чем на производстве.
В области совершенствования налогообложения мы предлагаем:
- ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес., 13% – от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес. (в первые две группы входят около 99% получателей дохода
- снизить ставку НДС до 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; сократить число льготников по НДС; 50% НДС оставлять регионам. Реализация этой меры даст бюджету дополнительно около 2,0 трлн. руб. Расчет: добавленная стоимость отраслей, облагаемых НДС, в 2017 году, согласно Росстату, составила 67,7 трлн. руб., а НДС, собранный ФНС в 2017 г., согласно форме 1-НОМ, составил 3,2 трлн. руб., т.е. эффективная ставка НДС составила 3,2:67,7х100%=4,7%. При ставке НДС 8% и при расчете прямым способом
- снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные базы для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию; реализация этой меры даст бюджету дополнительно около 300 млрд. руб. Расчет: налогооблагаемой базой социальных взносов также, как и базой для НДФЛ, являются денежные доходы населения. В 2015 г. эта база составила 22 трлн руб., с которых были собраны социальные взносы в сумме 4,1 трлн руб. при номинальной ставке социальных взносов 30% и эффективной ставке – 4,1:22,0 = 18,6%. Снижение ставки связано с тем, что предельная величина годовой облагаемой базы для пенсионных взносов в 2015 г. равнялась 711,0 тыс. руб., а для социального страхования – 670,0 тыс. руб. Если отменить предельные облагаемые базы и установить единую ставку социальных взносов, равную 20%, в 2015 г. было бы собрано 22,0х0,2 = 4,4 трлн руб., т.е. на 300 млрд руб. больше;
- уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – $2 млн. в течение года);
- отменить налог на имущество предприятий;
- упростить налоговую отчетность, в частности, сократить объем налогового отчета (декларации) до одной страницы. Форма налоговой декларации на 1 стр. разработана.
Предлагаемые меры дадут двукратное снижение налогов на производство, позволят существенно улучшить предпринимательский климат в нашей стране, обеспечат рост промышленного производства и одновременно обеспечат существенный (3-4 трлн. руб. ежегодно) рост доходов государственного бюджета за счет совершенствования администрирования и перераспределения доходов.
Развернутая программа создания условий для развития экономики, включая указанные выше меры совершенствования налоговой системы, содержится в вышедшей в этом (2019) году книге «Экономика России: что происходит и что делать»; авторы – эксперты Московского экономического форума Ю.Ю. Болдырев, М.Д. Абрамов, М.А. Бочаров, В.А. Кашин и В.М. Симчера. Предисловие книги написал К.А. Бабкин. Книга написана на основе, выполненных Экспертно-аналитическим центром «Модернизация» с 2011 по 2017 год научно-исследовательских работ, с которыми можно ознакомиться на сайте ЭАЦ «Модернизация» –
Источник публикации: whotrades.com
Актуальные новости
12.04.2024 Материалы МЭФ-2024 доступны на сайте!
03.04.2024 Поздравляем Оксану Дмитриеву с Днём Рождения!
28.03.2024 Эдуард Бояков: России нужно вернуть лидирующие позиции
25.03.2024 Обеспечение безопасности на Московском экономическом форуме
25.03.2024 Роберт Нигматулин: Бедность — это плата за бездарную экономическую политику
22.03.2024 Телеканал ОТР - партнёр МЭФ-2024!