Одежда, шины, сигареты получат электронные чипы и взлетят в цене

Дата публикации: 11.02.2019

Одежда и обувь, шины и покрышки, сигареты, духи, а также фототехника и постельное белье иностранного производства могут подорожать до 15% в течение года. Это связано с введением обязательного чипирования со второго полугодия 2019-го.

Введение электронной маркировки для ряда товаров преследует две цели: во-первых, покупателей таким образом пытаются защитить от подделок, во-вторых, это поможет вывести бизнес «из тени» и увеличить приток налогов в бюджет. «Практика показывает, что обязательная маркировка меховых изделий действительно превысила все ожидания: зарегистрированный оборот существенно увеличился, — говорит в беседе с „URA.RU“ председатель правления экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Однако, по оценкам экспертов, государство не получило существенного дохода. В целом, нужно смотреть в разрезе ситуации: в том сегменте, где доля подделок высока, это имеет смысл, а где не такая большая — возможно, не стоит обременять производителя».

По мнению экономического аналитика Сергея Барашкова, чипирование может обернуться существенным удорожанием. «Введение маркировки заметно усложнит процесс производства продукции и ее последующую продажу», — говорит эксперт. Он также отмечает, что процессом маркировки будут заниматься отдельные ведомства.

«В итоге процесс поставки продукции станет более длинным. Повышение цены окажется неизбежным — в зависимости от категории товаров, стоимость может вырасти на 10-15 процентов», — считает Барашков.

Аналитик «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин в разговоре с «URA.RU» указал на то, что для товаров с относительно высокой отпускной ценой введение меток не приведет к существенному росту, однако в случае, например, с табачными изделиями, такой риск есть.

«Учитывая политику государства по борьбе с табакокурением посредством повышения акцизов — решение о маркировке может быть воспринято как очередное увеличение нагрузки на потребителей», — подчеркнул эксперт.

Процесс чипирования может негативно сказаться и на импорте продукции, заявила «URA.RU» представитель одной из региональных торговых сетей Ирина Богомолова: «По сути, речь идет о создании искусственного барьера для поставщиков. Это дополнительные сложности, затраты, потеря времени. С большой долей уверенности можно предположить, что многие просто не захотят работать по новым правилам и уйдут с нашего рынка».

По ее словам, это чревато дефицитом. «Неприятно и другое: даже если мы и не столкнемся с тотальным дефицитом одежды и обуви, то увидим, что на полках появится больше продукции отечественных производителей. Однако далеко не каждому потребителю это придется по душе. Например, многие предпочитают приобретать только зарубежную детскую одежду и обувь. Из-за валютных колебаний эта категория товаров и так значительно подорожала. После введения маркировки она окажется мало кому доступной», — считает собеседница агентства.

О том, что импорт сократится, говорит и Карпов. Он поясняет, что сейчас некоторые производители сертифицируют для российского рынка отдельные партии продукции, которые совсем необязательно в итоге попадут в нашу страну. «При введении маркировки от такой практики могут отказаться, так как уже нельзя будет пометить продукцию „на всякий случай“. Потребуется ввести отдельный учет для последующей логистики либо принимать решение не на этапе производства, а перед транспортировкой, и прогонять товары по отдельной линии, что повлечет за собой дополнительные затраты», — объясняет он. Впрочем, многие иностранные бренды уже открыли собственные производства на территории России, а значит, таких проблем у них не возникнет, добавляет эксперт.

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что процесс введения обязательного чипирования товаров должен быть постепенным, для малого бизнеса стоило бы предусмотреть переходный период. Иначе, по его словам, торговые точки в небольших населенных пунктах могут просто прекратить свое существование. «Любые подобные изменения ударяют по малому бизнесу. В селах, поселках, маленьких городах он и так еле-еле выживает, а тут появятся новые затраты. Нужно учитывать интересы и предпринимателей, и людей, которые хотят получать услуги по месту жительства», — заключил Бунич.

Источник публикации: URA.RU

ПОДЕЛИТЬСЯ: