Готовимся к совещанию у Медведева

Дата публикации: 18.01.2019

Сельхозмашиностроение в последние лет пять в России довольно хорошо развивается. 

Ростсельмаш каждый год выпускает новую модель комбайна, в наступившем году будем переносить в Ростов производство уже второй модели трактора, начнём производить для тракторов коробки передач, внедрим ещё больше электронных систем, начнём экспорт в 41-ю по счёту страну. Наверное, это будет Судан. 

Развиваются и другие заводы. Кировский завод потратил 5 миллиардов рублей на реконструкцию, на закупку нового оборудования. 
В 2018 году предприятия сельхозмашиностроения вывели на рынок 161 новую модель сельхозмашин. 

Система поставки техники, система её обслуживания в целом работает как часы. 
Аграрии, как я могу судить из общения с ними, качеством техники и в целом сельхозмашиностроением довольны. Развитое машиностроение позволяет аграриям ставить производственные рекорды и мечтать о дальнейшем развитии. 
Постепенно растут и зарплаты. 

Успехи в отрасли достигнуты благодаря действенной системе мер поддержки, запущенной в последние годы правительством. 
Тут и субсидия на реализацию техники на внутреннем рынке, и субсидия на доставку на зарубежные рынки, и поддержка НИОКР, и выделение денег ВУЗам на приобретение учебных пособий. 

Проблемы, конечно, тоже есть, и их надо решать. 
Недостаточная стабильность финансирования программ, недостаточная поддержка на внешних рынках, недостаточно чётко прописанные критерии отнесения продукции к понятию «отечественная». Однако, это всё можно доработать и исправить. 

Но есть и другой подход. 
Вице-премьер Дмитрий Козак полагает, что политика в области сельхозмашиностроения неэффективна, и планирует все меры поддержки отменить и ввести новую систему. 
Вроде как субсидии должны выделяться через регионы крестьянам, но только на приобретение техники российского происхождения. 
Размер дотаций предлагает увеличить, и ввести критерии для оценки производителей путём выставления чиновниками заводам определённого количества баллов. 
В отношении экспорта предполагается все меры поддержки заменить выдачей производителям кредитов. Мол, кто больше пообещал нарастить экспорт, кто получил больше баллов, тому больше кредитов. 

Мы (ассоциация Росспецмаш) говорим на это: не надо разрушать систему мер, которая дала выдающийся результат. Сельхозмашиностроение развивается быстрее многих других отраслей и в количественном, и в качественном плане. 
Предлагаемая реформа вызовет больше субъективизма, больше бюрократии, будет потрачено больше денег, это всё вызовет лихорадку в отрасли и даст негативный результат. 
Прошло уже несколько совещаний, нас пока не слышат. Реформа готовится. 

Сегодня вылетаю на юг. 
Завтра в Краснодаре под руководством премьер-министра пройдёт совещание, на котором многое определится. 

Дополнение для тех, кто считает, что тратить денег не промышленность не надо. 

Можно и не тратить. Это был бы даже более предпочтительный вариант. 
Можно снизить налоги, обеспечить всем - и потребителям, и производителям - дешевизну кредитов, обеспечить дешёвый транспорт и дешёвые энергоресурсы. 
В этом случае экономика тоже будет развиваться. 

Правительство выбрало другую стратегию – держать высокие налоги возвращать деньги в экономику через меры поддержки. 54% от объёма продаж сельхозмашин взымать в виде налогов и 15-20% из них возвращать в виде субсидий. 
Так тоже можно, хотя и менее эффективно. 

Едем в Краснодар с определённым волнением. 
По итогам совещания может всё остаться, как есть (то есть будет продолжено развитие), может стать и хуже. 

Пожелайте нам удачи.

Источник публикации: ЖЖ Константин Бабкин