3-4 апреля 2018
Российская Академия Наук. Тема: «Россия и мир: образ будущего»
Большинство машиностроительных заводов находится на грани закрытия

Дата публикации: 25.09.2018

Пока в правительственных кабинетах рапортуют о выходе из кризиса, промышленные предприятия продолжают потихоньку загибаться. На днях было объявлено о временной остановке производства на одном из гигантов отечественного тяжёлого машиностроения – Южно-Уральском машиностроительном заводе, расположенном в городе Орске Оренбургской области. К сожалению, сложная ситуация на машиностроительном производстве в Орске отнюдь не уникальна. По свидетельству аналитиков, сегодня на грани закрытия балансируют многие предприятия отрасли. Что интересно: в правительстве в это время задумались о том, как бы сократить машиностроителям господдержку. Соответствующее решение обсуждалось ещё в августе на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. По слухам, решение должно быть принято до конца года.

«В целом новости этого года не радуют машиностроителей. И поднятие НДС, и поднятие цен на бензин, и вообще повышение всех тарифов. И при этом обрезаются субсидии. Политика правительства не способствует развитию производства, – отметил в интервью «Нашей Версии» глава ассоциации «Росспецмаш», основатель МЭФ Константин Бабкин. – Ужесточений вдвое больше, а кормят машиностроителей меньше. Результат очевиден – машиностроение уже накрывается». Работа есть, денег нет Одним из подтверждений этой тревожной тенденции стала ситуация на Южно-Уральском машиностроительном заводе в Орске. С 12 сентября по 7 октября на предприятии объявлен простой, работников распустили по домам с сохранением 2/3 заработной платы. Сможет ли завод вернуться к полноценной работе – большой вопрос, судя по всему. Судя по всему, на сегодня задолженность предприятия только по коммунальным платежам составляет уже без малого 247 млн рублей.

«Это самое крупное предприятие машиностроительной отрасли в нашей области. Для Орска оно когда-то вполне могло считаться градообразующим, там работали до 10 тыс. человек. Сегодня штат составляет около 3 тыс. работников, – рассказывает председатель областной организации Российского проф­союза работников промышленности Клавдия Осипович. – Люди очень озабочены своей судьбой, судьбой предприятия. Многие, особенно молодые работники, уже ищут, где зарплата побольше, где можно устроиться получше. То есть уже идёт отток кадров». Основной причиной вынужденной остановки завода его руководство называет огромный кассовый разрыв: заказы на предприятии есть, но денег, чтобы начать их выполнение, – нет. 

«Мы идём к соглашению стать соисполнителем по кубинскому контракту, часть выплаты аванса по которому – это 40% решения нашей проблемы. У нас также есть крупный тендер на генеральную поставку кранов, с выплатой аванса, – поясняет гендиректор завода Григорий Пилипчук. – Среди других перспективных проектов – загрузка предприятия заказами от ПАО «Уралмашзавод», ежедневно ведём поиски новых инвесторов. Ближайшая задача – запустить производство, погасить задолженность и выплатить работникам заработную плату». Действительно, как рассказали «Нашей Версии» профсоюзные активисты, на днях на предприятии начали выплачивать задолженность по зарплате: работники уже получили аванс за август, а в ближайшие дни должна быть перечислена и зарплата. Но радоваться пока что рано. Даже если все планы, озвученные руководством, претворятся в жизнь, едва ли предприятию удастся избежать масштабных сокращений. 

Подтверждением тому служит и тот факт, что и до остановки мощности Южно-Уральского машиностроительного завода были загружены всего на 40%. Да и сложная ситуация с деньгами на предприятии возникает не впервые. Не далее как в мае этого года на заводе также объявлялся временный простой. Тогда, правда, это было несколько завуалировано: нерабочие дни частично совпадали с майскими праздниками. ПО ТЕМЕ 6887 «Людей находили на улице» 39 лет назад в СССР на военном заводе потеряли сибирскую язву «Мы общались с директором, он сказал нам, что, возможно, сокращения будут. Но пока что они предпринимают меры по сохранению рабочих мест, по сохранению предприятия», – рассказывает Клавдия Осипович. Кроме того, по её словам, руководство завода уже обращалось за помощью к губернатору и в Минпромторг. «Но пока действенной помощи к ним так и не поступило», – заключает Осипович. 

В похожей ситуации сегодня находятся многие машиностроительные предприятия, и выбраться из кризиса пока что не удалось никому. Исключением является разве что история банкротства Концерна «Тракторные заводы» (КТЗ). Дело о банкротстве запустил ещё в ноябре 2017 года Внешэкономбанк. Долг компании перед ВЭБ на тот момент составлял 68,5 млрд рублей. В итоге, правда, до банкротства дело доведено не было, а глава ВЭБ Игорь Шувалов заявил о том, что долги будут реструктуризированы. Такая щедрость банкиров, впрочем, вряд ли поможет другим предприятиям, входящим в концерн. Например, в июле этого года из-за финансовых сложностей был закрыт Владимирский моторно-тракторный завод, являющийся частью КТЗ. «Проблема тянется лет семь, и, к сожалению, конца-краю пока не видно. 

Сегодня реально никто не сможет ответить, что будет дальше с концерном, как он будет развиваться. На Владимирском моторно-тракторном заводе в своё время трудились 20 тыс. человек, а перед его закрытием оставалось 300 работников. Производство чего там можно возобновить?» – говорит председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов. Но главная беда отрасли – это даже не долги, не экономический кризис и не отсутствие заказов. Хаотичные и разнонаправленные действия правительства становятся куда опаснее самых сложных экономических реалий. 

«Всё спонтанно и непредсказуемо. Политика правительства происходит без какой-либо стратегии. Вроде начинают поддерживать, потом поддержку обрезают и начинают подавлять. И всё это сложно предсказать, когда, чего и сколько. Вот они говорят, что поддерживают машиностроителей, но повышают налоги и ключевую ставку. А потом ещё муссируют идею, что кризис миновал и давайте все субсидии будем сокращать», – резюмирует Константин Бабкин. 

Например, предприятия сельскохозяйственного машиностроения в первом полугодии «просели» примерно на 30% из-за падающего спроса на их продукцию. В результате чего во втором полугодии правительство решило увеличить размер субсидии для покупателей с 15 до 25%. Но одновременно с этим, например, в будущем году на субсидии покупателям планируется потратить из бюджета всего 2 млрд рублей – это в 7,5 раза меньше, чем выделялось сельхозмашиностроителям все последние четыре года. 

КСТАТИ 

Напряжённая ситуация сегодня складывается не только у производственников, но и у учёных. Не так давно в Нижнем Новгороде и Томске митинговали учёные. Протестные выступления, организованные профсоюзом работников РАН, призваны были обратить внимание властей на то, что зарплата учёных одинаковой квалификации сильно отличается в зависимости от региона. Протестующие отмечали, что, например, их коллеги в Москве зарабатывают намного больше, при том что фактически все они являются сотрудниками одной организации – РАН. Так, например, участники акций протеста отметили, что зарплата учёного в Москве составляет 60–70 тыс. рублей, а в Ивановской области или Карачаево-Черкесии – едва превышает 20 тысяч. «Многие из научных сотрудников свою работу хотят представить в организациях, где оплата более достойная. То есть из регионов – это прямой ход учёным ехать в Москву, в Питер, где оплата за такой же труд, за такую же квалификацию в разы больше», – рассказал участник митинга в Нижнем Новгороде старший научный сотрудник Института химии высокочистых веществ РАН Андрей Созин. По словам участников акции протеста, обращение о зарплатной дискриминации по территориальному признаку ранее они уже направляли президенту Владимиру Путину и просили скорректировать законодательство. Однако в итоге никаких конкретных мер принято не было. «Поэтому мы вышли на митинг. Власть начинает прислушиваться только тогда, когда начинают говорить улицы», – заявил председатель профсоюзной организации Института прикладной физики РАН Вячеслав Кулешов.

Источник публикации: Версия

ПОДЕЛИТЬСЯ: