Иван Стариков: "Экспортировать зерно почетнее, чем нефть и газ"

Дата публикации: 24.09.2018

Издание The Wall Street Journal опубликовало исследование, согласно которому экспорт российской пшеницы, несмотря на спад цен, растет, что создает угрозу для американских фермеров.

По данным WSJ, Россия за прошедший год экспортировала более 40 миллионов тонн зерна — примерно на 50% больше, чем в прошлом году, достигнув самого высокого уровня для любой страны за последнюю четверть века. При этом Россия в 2016 году опередила США, заняв первое место по объемам экспорта пшеницы. В то же время, в Америке наблюдается самое массовое, с 1980-х годов, закрытие фермерских хозяйств.

Российский рекорд по экспорту зерна будет повторен и в 2018 году: в июле в Минсельхозе заявили, в 2018–2019 годах он составит 40–45 миллионов тонн.

«Безусловно, экспортировать зерно куда почетнее, чем нефть и газ. В отличие от нефти и газа, во-первых, зерно – это возобновляемый экспортный ресурс. Пока светит солнышко, и идут процессы фотосинтеза, оно у нас будет. Во-вторых, это долгосрочные тренды повышения ценности сельскохозяйственной продукции из-за увеличения численности населения на земном шаре. В-третьих, это перспективное направление развития, потому что приобретение любого товара можно отложить, кроме покупки еды», - считает профессор Института экономики РАН Иван Валентинович Стариков.

Для успешного развития экспорта зерновых культур России нужно решить три основных проблемы, считает эксперт.

Преодолеть конкуренцию с другими странами
«Структура нашего зернового экспорта ущербна. Пшеницы «третьего класса» класса, а тем более, твердых сортов с высоким содержанием клейковины, если честно, у нас не хватает даже для внутренних потребностей. Если мы не изменим структуру экспорта, мы все время будем зависимы от других поставщиков. Здесь очень высокая конкуренция с другими странами».

Рост цен на продукты питание не должен ограничивать экспорт
«Правительство, время от времени, ставит политические интересы выше экономических и вводит экспортные ограничения. Сейчас главная тревога всех экспортеров зерна, что из-за повышения цен на продукты питания в России опять введут, как это уже было в 2010 году, ограничения на экспорт».

Новый Транссиб
«Россия – суперконтинентальная страна. Чтобы экспортировать зерно, например, из Западной Сибири и Южного Урала, где оно высокого качества, у нас остался, по сути, один глубоководный порт после распада СССР, в Новороссийске. И восточные порты. Если везти с Алтая – это 5000 км до восточных портов и 4500 км до Новороссийска. В мире нет прецедентов перевозки зерна железнодорожным транспортом на такие расстояния. Поэтому нам нужно строительство новых хоппров: зерновозов повышенной емкости. Но это потребует укрепление мостовых переходов по всему Транссибу.

Актуально строительства нового Транссиба с другими скоростями, чтобы состав с зерном проходил за сутки - двое, это позволит России занять устойчивую нишу на мировых рынках. Нельзя бесконечно перелицовывать мундир Александра III. Транссиб был построен 100 лет назад, а началось строительство в 1891 году еще под паровозную тягу. России нужно построить новый транспортный коридор от Владивостока до Роттердама. Связать Атлантический и Тихий океаны. Длина этой магистрали 12000 километров. И это, безусловно, вопрос политической воли. Но из-под последствий санкций нам без этого проекта не выйти».

Источник публикации: Невские новости