Вопросы развития краудфандинга в России

Дата публикации: 04.09.2018

30 августа 2018 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась Стратегическая сессия «Стратегия развития краудфандинга в России», организованная Комитетом ТПП РФ по финансовым рынкам и

кредитным организациям и Подкомитетом по развитию инструментов финансирования инновационных и венчурных проектов.

В мероприятии приняли участие представители Государственной думы, Министерства экономического развития, Банка России, Корпорации «МСП», ЕврАзЭс, Евразийского банка развития, Внешэкономбанка, Сбербанка, фонда Сколково, Московской биржи, Фонда развития интернет-инициатив, Краудфандинговых площадок, Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ).

Открыл сессию Владимир Гамза, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, выступив с краткой презентацией «Финансы России: состояние и тренды». Он рассказал о темпах роста ВВП, показателях инвестиций в основной капитал, активах финансового рынка в разрезе 2017-2018 годов, также он привел статистику денежных ресурсов в РФ, из которой видно, что у населения в свободном обращении находится около 44 трлн рублей. Используя такой инструмент как краудфандинг, - данные средства могут участвовать в развитии экономики, бизнеса и приносить доход.

Модератором сессии выступил Сергей Безделов – председатель подкомитета по развитию инструментов финансирования инновационных и венчурных проектов Комитет ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям. Он согласился с положением дел в России по финансированию инновационных и венчурных проектов и озвучил главную проблему развития краудфандинга – малая осведомленность населения о существовании данного инструмента. Подкомитет на ближайшие полгода сформировал приоритетную задачу – популяризацию краудфандинга, используя три основных инструмента: обучающие краудфандингу программы на базе вузов, широкое освещение в СМИ, формирование в банковской среде финансовой услуги «краудфандинг» – как более высокодоходного инструмента вложения денежных средств.

В дискуссии по вопросам повестки сессии выступили: начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности (на правах Управления) Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банк России Юрий Божор; руководитель рабочей группы по оценке рисков оборота криптовалюты Государственной думы Федерального собрания РФ Элина Сидоренко; заместитель директора Департамента стратегического развития инноваций Министерства экономического развития Сергей Лещенко; исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев; директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Арсений Щельцин; заместитель генерального директора инвестиционный директор АО «РВК» Алексей Басов; заместитель руководителя дирекции АО «Корпорация «МСП» Эдуард Лысенкер.

Во второй части заседания в формате отраслевой презентационной сессии было представлено пять крауд-проектов, претендующих на привлечение финансирования путем их размещения на краудфандиговых площадках:

- iHeart – первая международная благотворительная платформа, в рамках которой cashback c операций от пластиковых карт перенаправляется в благотворительные проекты, iHeart поддержан PricewaterhouseCoopers.

- проект по поддержке российских деревянных ремесел, который позволяет на территории России во всех регионах активизировать промысел деревянных изделий, вовлекая в этот процесс мастеров деревянного ремесла, имеющих пенсионный возраст, и используя инструмент наставничества, делая проект самоокупаемым.

- «Модульный экстрим центр» – спортивный проект по популяризации велосипедного и самокатного транспорта, которым заинтересовался UBER.

- «Сурская Лука» – инновационный проект в сельском хозяйстве.

- «Фонд высшего образования» – проект, позволяющий вовлекать деньги населения, которые находятся под «подушкой», через потребность финансирования образования своих детей.

По итогам сессии участники решили:

- подготовить и направить в Торгово-промышленную палату Российской Федерации предложения к проекту федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)»;

- привлечь участников сессии для работы в экспертном Совете при Центре компетенции по цифровой экономике РЭУ им. Г.В. Плеханова;

- разработать стандарты минимальных знаний по цифровой экономике для обучения сотрудников госкорпораций, государственных органов, бюджетных организаций, предпринимателей, для повышения компетенций кадрового состава данных организаций;

- продолжить активную популяризацию краудфандинга с помощью СМИ, обучающих программ на базе вузов РФ, формирование в банковской среде финансовой услуги «краудфандинг», как более доходного инструмента вложения денежных средств.

По итогам заседания на основе предложений участников подготовлена резолюция:

Предложения и рекомендации:

  1. Целесообразно в связи с развитием и внедрением цифровых технологий в современную жизнь, разработать стандарты минимальных знаний по цифровой экономике для обучения сотрудников госкорпораций, государственных органов, бюджетных организаций, предпринимателей, для повышения компетенций кадрового состава данных организаций, что в свою очередь положительно скажется на создании и развитии информационной образовательной среды. Образовательные программы реализовать на базе существующих методик обучения экономических вузов России.
  2. Целесообразно исключить из проекта федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» положения о «криптовалюте», «токенах», «криптошифровании», «ICO» и подобных цифровых понятиях, перенеся их в проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах». Использовать в разработке данного проекта Федерального закона нормы и правила исключительно фиатной системы. Дополнять законопроект «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» положениями об использовании цифровых финансовых инструментов лишь после принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах».
  3.  Целесообразно рассматривать механизм краудфандинга в качестве финансового инструмента, который может применяться на любом жизненном цикле компании, привлекающей финансирование. На первоначальных этапах жизни компании применяются займы, на более зрелых этапах могут применяться более продвинутые инструменты, например, размещение облигаций или мезонинное финансирование.
  4. При развитии рынка краудфандинга целесообразно двигаться последовательно и начинать с популяризации базовых инструментов, таких как займы. Продвинутые инструменты, использующие технологии блокчейн, ICO и т.п., могут быть внедрены только после того, как базовые механизмы будут применяться бизнесом масштабно. 
  5.  Преградой развития рынка краудфандинга является отсутствие значительного числа проработанных проектов в связи с тем, что недостаточное внимание уделяется популяризации механизма краудфандинга.

Предлагаемые поправки в законопроект:

  1.  Вместе с тем, предлагаемые в рамках Законопроекта критерии и механизм квалификации инвесторов, полностью заимствованные у фондового рынка, неприменимы к квалификации инвесторов на рынке краудфандинга по следующим причинам:

1) Риски инвестирования через краудплощадки ниже, чем на фондовом рынке, в частности, инвесторы не используют «плечо» для инвестирования.

2) По данным краудплощадок число инвесторов, которые отвечают требованиям квалифицированных инвесторов фондового рынка, не превышает 10%, а на некоторых площадках составляет менее 1%. Таким образом, подавляющее большинство инвесторов краудплощадок будут вынуждены инвестировать в пределах лимитов, которые, согласно Официальному отзыву Правительства Российской Федерации (20.07.2018 № 5553п-П13) на законопроект, не должны превышать 600 000 рублей.

3) Статус «квалифицированный инвестор» присваивается прямыми конкурентами краудплощадок – институтами фондового рынка, в частности, брокерами.

Решение: способ определения квалификации инвесторов должен учитывать специфику рынка краудфандинга. Наиболее целесообразным механизмом квалификации инвесторов представляется онлайн тестирование по вопросам, разработанным или одобренным Банком России, которое будет проводиться биржами или уполномоченными Банком России организациями.

2. Проблема: законопроектом, принятом в первом чтении, предусмотрено, что лимиты инвестирования для неквалифицированных инвесторов устанавливаются подзаконным актом Банка России. Очевидно, такое положение создает правовую неопределенность.

Вместе с тем, проведенные исследования краудсектора дают следующие статистические результаты по размеру портфеля инвестора (в среднем) в год на 10 крупнейших площадках:

  • до 500 000 рублей – 3 площадки. Ниже порога в 600 000 рублей –30% респондентов;
  • от 500 000 до 1 000 000 рублей – 2 площадки. Ниже порога в 1 400 000 рублей – около 50% респондентов;
  • от 1 000 000 до 2 000 000 рублей – 3 площадки;
  • от 2 000 000 до 5 000 000 рублей – 1 площадка;
  • от 5 000 000 до 10 000 000 рублей – 1 площадка.

Решение: устанавливаемые лимиты не должны разрушать развивающийся рынок краудфинансирования. Таким образом, в законопроекте целесообразно:

  • установить для неквалифицированных инвесторов годовой лимит на инвестиции через инвестиционные площадки не менее 600 000 рублей;
  • снять ограничение на инвестиции в один проект (для инвестора);
  • установить особый порядок расчета лимита по займам (единовременная задолженность, а не нарастающий итог).

Предлагаемая поправка в законопроект, направленная на решение проблем 1,2:

Изложить пункт 4 статьи 5 в следующей редакции:

«4. Граждане, которые не являются квалифицированными инвесторами в соответствии со статьей 512 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и (или) индивидуальными предпринимателями и (или) не прошедшие онлайн-тестирование на понимание рисков, присущих способам осуществления инвестиций посредством инвестиционной платформы, осуществляют инвестиции способами, предусмотренными настоящей статьей, при условии, что общая сумма инвестиций такого гражданина во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года не превышает шестисот тысяч рублей.

Онлайн-тестирование на понимание рисков, присущих способам осуществления инвестиций посредством инвестиционной платформы, проводится лицом, обладающим лицензией на осуществление деятельности по проведению организованных торгов, а также иными лицами, уполномоченными Банком России, в порядке, установленном Банком России.

В случаях осуществления гражданином, который не является квалифицированным инвестором или индивидуальным предпринимателем, инвестиций посредством инвестиционной платформы на возвратной основе (способом, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи или иначе), общая сумма инвестиций такого гражданина во все инвестиционные проекты с использованием инвестиционных платформ в течение календарного года определяется как сумма единовременной задолженности всех лиц, привлекающих инвестиции с использованием инвестиционных платформ, перед данным гражданином».

3. Проблема: в целях исполнения требований законодательства о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путем (ПОД/ФТ), краудплощадки осуществляют операции с деньгами и обязаны идентифицировать своих участников (как инвесторов, так и заемщиков) по требованиям ПОД/ФТ. Процедура идентификации является и трудоемкой, и требует, зачастую, личного присутствия идентифицируемого лица или представления оригиналов документов. Таким образом, нивелируется главное преимущество краудплощадок: дистанционное взаимодействие инвестора, площадки и заемщика.

Решение: в настоящее время многие институты финансового рынка, в частности, брокеры и пенсионные фонды, вправе делегировать проведение идентификации своих клиентов на предмет ПОД/ФТ банкам, которые уже провели идентификацию этих лиц в качестве своих клиентов. Таким образом, представляется целесообразным предоставить краудплощадкам право передавать вопросы идентификации на предмет ПОД/ФТ банкам и иным организациям, которые уже осуществили такую идентификацию (делегированная идентификация).

Предлагаемая поправка в законопроект:

Дополнить Законопроект статьей 20 следующего содержания:

В статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внести следующие изменения:

1) в пункте 1.5-1 после слов «негосударственных пенсионных фондов» дополнить словами «, операторы инвестиционных платформ»;

2) в пункте 1.8, 1.9 и 1.10 после слов «негосударственного пенсионного фонда» дополнить словами «, оператором инвестиционной платформы» в соответствующем падеже;

3) в пункте 1.11 после слов «паевых инвестиционных фондов» дополнить словами «, при заключении договоров с оператором инвестиционной платформы для оказания услуг по организации привлечения инвестиций».

4. Проблема: законопроектом предусмотрено, что для совершения различных сделок через краудплатформу участник такой платформы должен пользоваться Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Вместе с тем, в настоящее время в финансовом секторе используются различные методы идентификации, включая идентификацию по номеру мобильного телефона (смс), подтверждение владельца банковской карты, с использованием квалифицированной цифровой подписи и иные.

Решение: в законопроекте целесообразно предусмотреть возможность использования иных методов идентификации и аутентификации, которые разрешены законодательством и предусмотрены правилами площадки, например, цифровая подпись, автоматизированные банковские системы.

Предлагаемая поправка в законопроект:

Изложить абзац первый пункта 4 статьи 3 в следующей редакции:

«Для идентификации и аутентификации участников инвестиционной платформы оператор инвестиционной платформы вправе использовать единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), информационные системы кредитных организаций или профессиональных участников рынка ценных бумаг, ранее осуществивших идентификацию участников площадки, усиленную электронную подпись, идентификаторы, направляемые на абонентские устройства подвижной радиотелефонной связи участников площадки и иные способы идентификации и аутентификации, соответствующие законодательству Российской Федерации.»

Дополнить пункт 4 статьи 3 абзацем вторым следующего содержания:

«В целях использования оператором инвестиционной платформы ЕСИА оператор инвестиционной платформы вправе осуществить интеграцию инвестиционной платформы с ЕСИА в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с использованием простых электронных подписей и (или) усиленных квалифицированных электронных подписей, а также иных информационных систем, взаимодействующих с ЕСИА.»

5. Проблема: законопроектом предусматривается особый порядок (предлагаемая новая статья 243 Закона о рынке ценных бумаг) эмиссии акций на краудплощадке, в соответствии с которым, для начала формирования пула инвесторов (до предложения лицом, привлекающим инвестиции, условий размещения акций потенциальным инвесторам) должно быть выполнено обязательное требование о государственной регистрации выпуска акций. Это приводит к тому, что с момента появления потребности в финансировании проекта до фактического начала формирования пула инвесторов проходит значительный период времени, необходимый для регистрации выпуска акций, при этом регистрация выпуска не гарантирует наличие у инвесторов интереса к участию в финансировании проекта после того, как решение о выпуске акций зарегистрировано, а фаундер уже понес расходы на уплату госпошлины (до 200 тыс. рублей).

Решение: разрешить проектам начинать формирование пула инвесторов до государственной регистрации выпуска акций путем предложения об участии в раунде финансирования на условиях еще не зарегистрированного решения о выпуске акций. После того, как необходимая для реализации проекта сумма денежных средств будет аккумулирована на номинальном счете краудплощадки, решение о выпуске акций должно быть зарегистрировано на раскрытых ранее инвесторам условиях. В случае нерегистрации выпуска акций, денежные средства возвращаются с номинального счета инвесторам без уплаты процентов площадкой.

Предлагаемая поправка в законопроект:

Изложить пункт 3 проектируемой статьи 24.3 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в следующей редакции:

«3. Предложение заключить договор о приобретении эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, должно сопровождаться предоставлением участникам инвестиционной платформы доступа к решению о выпуске (дополнительном выпуске) указанных ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права. Лицо, привлекающее денежные средства, обязано осуществить регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг на условиях, предусмотренных таким решением».

6. Проблема: законопроект не предусматривает специальное регулирование налогообложения краудсектора. Таким образом, формируется сектор финансового рынка со своим особым «общим» налоговым режимом, не учитывающим особенности функционирования финансовых институтов в целом и краудсектора в частности.

Решение: представляется целесообразным сблизить принципы налогообложения краудсектора и иных финансовых институтов, выполняющих сходные функции «транзита денежных средств» в экономику Российской Федерации, в частности:

  • наделить краудплощадки статусом налогового агента в отношении НДФЛ, подлежащего уплате с доходов инвесторов, зачисляемых на номинальные счета краудплощадок;
  • освободить от обложения НДС операции по организации розничного финансирования, осуществляемые краудплощадками.

Предлагаемые изменения в части налогообложения краудсектора позволят:

1. Снизить транзакционные издержки лиц, привлекающих инвестиции на краудрынке, обусловленные необходимостью предоставления налоговой отчетности и перечисления НДФЛ в бюджет за каждого инвестора – участника пула инвесторов.

2. Дать инвестору уверенность в правильности расчета и своевременности уплаты НДФЛ (снизить вероятность неправильного расчета или неуплаты НДФЛ, непредоставления налоговой отчетности) и минимизировать бумажный документооборот между инвестором и заемщиком, связанный с запросами и предоставлением сведений о начислении и уплате НДФЛ.

3. Увеличить число инвесторов и проектов, которые выбирают краудплощадки в качестве финансового института, обеспечивающего приемлемую доходность вложений, с одной стороны, и стоимость привлекаемого капитала, с другой стороны.

4. Повысить доходы бюджета Российской Федерации за счет роста собираемости НДФЛ.

5. Сделать банковское финансирование более доступным для хозяйствующих субъектов в целом в результате роста конкуренции банковскому сектору со стороны краудплощадок.

 

Источник публикации: Випперсона