МЭФ-2018: где сегодня взять деньги на развитие экономики России

Дата публикации: 04.04.2018

4 апреля в рамках VI Московского экономического форума состоялась конференция "Где сегодня взять деньги на развитие экономики России". Модераторами выступили: Михаил Абрамов, президент ЭАЦ «Модернизация», и Дмитрий Сорокин, член-корреспондент РАН, Научный руководитель Финансового Университета при Правительстве РФ.

Многие эксперты согласились: главный вопрос не в том, что денег нет, а в том, что ими неправильно управляют. «Деньги есть, их колоссальное количество, но надо, чтобы они ушли в народное хозяйство», - подчеркнул директор Центра стратегических исследований, в 1990-1991 гг. – Председатель Высшего Экономического Совета при Президиуме Верховного Совета РСФСР в ранге Первого Вице-премьера Правительства РСФСР Михаил Бочаров. Он обратил внимание и на то, что постоянно увеличивается численность чиновников самых разных уровней – и это тоже ведет к растратам бюджета.

Деньги в России есть, но они идут не в те руки, согласился модератор дискуссии Михаил Абрамов. Настоящей черной дырой эксперт назвал внешнеторговую деятельность. В 2017 году 40% от поступлений в российский бюджет составили нефтегазовые доходы. Но эта цифра могла быть намного больше. «Утечки» происходят из-за воровства при экспорте. Например, Россия поставляет США нефтепродукты на 3 млрд долларов, а по данным США, поставки за этот же период оставляют 9 млрд. Разница – 300%, и ее получают трейдеры, компании-посредники, которые необходимо ликвидировать, уверен эксперт.

Вторая проблема нефтегазовой отрасли, по мнению Абрамова, в высоких издержках. Компании заинтересованы в росте издержек, с помощью которых они получают преференции от государства. Необходимо, по примеру ОПЕК, сделать нефть и газ собственностью государства, а газовые компании будут на конкурсных основаниях бороться за право добычи. Сырье остается в собственности государства, которое продает его за рубеж и внутри страны. На таких условиях российские компании работают за рубежом.

При этом, как рассказали участники мероприятия, один из основных источников поступлений в бюджет – налоговая система. И в ней необходимы существенные изменения: введение прогрессивной шкалы налогообложения, изменение ставки НДС и размера социальных взносов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения даст государству 2-3 трлн рублей. При ставке НДС 18% уровень собираемости не превышает 30%. По мнению Абрамова, ставку необходимо понизить до 8%. Похожая ситуация и с социальными взносами.

«Как ни парадоксально, сегодня работать в России невыгодно из-за колоссальной налоговой нагрузки», - сказал Абрамов. Он добавил, что в корне неверно мнение о том, что в западных странах налоги выше, чем в России.

Государственный советник налоговой службы II ранга Владимир Кашин рассказал о важности налоговой политики и, кроме прочего, усомнился в результативности работы Центробанка. Он, как и коллеги, признал, что в России чрезмерно высокие налоги.

«У нас бизнес, как нигде в мире, облагается сразу тремя налогами (на прибыль, на имущество и НДС), налоговая нагрузка на труд – также три налога (НДФЛ, социальные взносы и НДС). Причем, налоговая нагрузка на труд – более 70 %, рекордная в мире, если считать ее согласно старым правилам арифметики», - сказал Кашин.

О том, куда правильно вкладывать, чтобы начался экономический рост, рассказал академик РАН, научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова Роберт Нигматуллин.

«Объем инвестиций нам, несомненно, нужно увеличивать. Однако чтобы инвестор вкладывал деньги, он должен понимать, кто купит, а в нынешней системе у нас, к сожалению, нет покупателя. У нас всего 7% людей получают зарплату более 70 тысяч рублей», - подчеркнул Нигматуллин.

Еще одна задача – наладить взаимодействие ЦБ и Минфина. По словам главного директора по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, профессора Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Ершова, денежная политика находится в подчиненном положении по отношению к конъюнктуре глобальных товарных и финансовых рынков, делая ее более уязвимой перед лицом глобальных рисков. Он также добавил, что в зрелых экономиках госбумаги формируют основу всей денежной системы – и это путь, по которому стоит пойти, чтобы увеличить бюджет.

Среди точечных решений проблемы дефицита бюджета – предложение продать непрофильные активы госкорпораций.

В целом, эксперты согласились с тем, что приоритет государственной политики – это экономический рост. При этом, нельзя «двигать» экономику быстро, главное – выстроить стратегию и следовать ей.