МЭФ-2018: культурная политика

Дата публикации: 03.04.2018

3 апреля в рамках Московского экономического форума прошли дебаты на тему: «Культурная политика: между свободой личности и интересами общества?». Модератором площадки выступила журналист, политолог, координатор по международной работе МЭФ, член Организационного комитета МЭФ Маринэ Восканян.

Конституция России напрямую запрещает цензуру. Между тем, существует запрет на распространение опасной информации, такой как детская порнография, пропаганда наркотиков или призывы к суициду. Эксперты на площадке обсудили такие острые вопросы, как грань между свободой слова и заботой о безопасности общества, критерии допустимого контента, ответственность за содержание материала и др.

Участники дискуссии сошлись во мнении о том, что основной вопрос – пределы свободы. Еще одна острая и более конкретная проблема современного общества - как оградить детей от разрушительного контента, а также снизить количество такого контента. Решить эти проблемы должно, прежде всего, гражданское общество.

По мнению председателя кинофорума и фестиваля "ВВЕРХ", продюссера Юрия Рязанова, необходимо вводить меры по урегулированию детской безопасности в интернете. Эксперт приводит в пример опыт Китая, где действует жёсткая интеренет-цензура. "Китай закрыл полностью интернет, там слово «целомудрие» не вызывает смех. У нас сегодня слово «целомудрие» и то, что творится в интернете – это…", - считает продюссер.

Председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ Иосиф Дискин призвал не размахивать руками, а действовать аккуратно и профессионально. Он также рассказал, что важно разграничить художественную культуру и искусство.

«Художественная культура живет по одним законам, а искусство – по другим. Дайте свободно художнику творить, но когда он выходит на широкую аудиторию, общество имеет право высказываться», - подчеркнул Дискин.

Заместитель председателя Изборского клуба Виталий Аверьянов возразил, что жестко разделить художественное искусство и культуру невозможно. Он также негативно оценил состояние российского общества с точки зрения культуры: оно, по словам. эксперта, находится в состоянии хаоса и распада. В то же время, налицо изменения, которые происходят в культурной политике.

«Культура – целостное явление и если есть некая болезнь в культуре, она проявляется и в СМИ, и в художественной культуре, и в бытовой культуре», - рассказал Аверьянов.

Президент Института региональных проектов и законодательства Борис Надеждин отметил, что взрослые имеют право выбирать, где и какой контент потреблять, а дети нуждаются в защите.

«Величайшее достижение европейской цивилизации, на мой взгляд, в том, что мы дожили до тех времен, когда никто не заставляет нас ни ходить в церковь, ни делать обратное», - подчеркнул Надеждин. Так, если нет насилия и если человек не испытывает принуждения, то такой контент, по мнению некоторых экспертов, вполне допустим. Сопредседатель «Народного Собора» Владимир Хомяков, рассуждая об обществе и культуре, высказал мнение, что Россия – это отдельная цивилизация, на что Дискин возразил, что выбрать цивилизацию нельзя, это глубочайшее заблуждение.

При обсуждении вопросов культурной политики эксперты неоднократно обращались к опыту Китая. В частности, Дискин отметил, что надо понимать каковы последствия того, что российское общество примет нормы, которые действуют в Китае. По его словам, ограничивая интернет, мы ограничиваем доступ к мировому художественному наследию.

На форуме рассказали, что нельзя найти баланс, закрываясь и защищаясь – это закон развития, поэтому главное – ориентироваться на потребности реального общества, а также учитывать контекст его существования и развития.

Политолог, европейский обозреватель "Росбалт", колумнист "Deutsche Welle" Иван Преображенский высказал мнение о том, что принципиальный вопрос любой цензуры – создание контркультуры, которая в Китае сейчас сильна как никогда.

Европейский пример, по его словам, принципиально отличается – в Европе нет таких объемов контркультуры, потому что любой талантливый человек может пробить себе дорогу. «Борясь с тем, что художники создают, мы боремся с самим искусством – это европейский подход», - пояснил эксперт.

В западной практике, по его словам, создается искусство без цензуры, после чего на этапе коммерциализации оно либо получает спрос и становится мейнстримом либо нет. И происходит это на экспертном уровне, а затем переходит на уровень массовой культуры. При этом, важно иметь в виду, что внутри самой Европы восприятие культуры серьезно отличается от страны к стране.

Несмотря на разницу подходов к оценке российского общества, эксперты сошлись во мнении о том, что государство при помощи культуры формирует образ будущего. Необходимо повышать уровень образования населения, при этом государство должно активно развивать это направление и вкладываться в повышение доступа к культуре.