Андрей Кобяков: Миропорядок превратился в односторонний диктат США

Дата публикации: 23.03.2018

Кризис действующей системы мирового устройства налицо и вызывает серьезную тревогу. Миропорядок превратился в односторонний диктат США. Глобальные институты, сложившиеся после Второй мировой войны, теряют авторитет, а избирательное применение международного права и тенденциозное толкование его норм отражает не справедливую позицию, а ситуационные интересы отдельных игроков. Как будет складываться новая система, обсудят участники конференции «Россия и создание будущего миропорядка» на полях Московского Экономического Форума. Модератор дискуссии, экономист, политолог, член Организационного комитета МЭФ Андрей Кобяков рассказывает о перспективах России.

– В чем проявляется кризис сложившегося миропорядка?

– Совершенно очевидно, что старые институты не работают, а какие структуры могут прийти им на замену – неясно. Такие организации, как ООН и Совет безопасности, стали фактически декоративными и играют все меньшую роль в урегулировании конфликтов. США, на очень хлипких, а порой и вовсе надуманных основаниях организующие войны против Ирака, Ливии и других стран, более не нуждаются в поддержке своих действий со стороны международных организаций и институтов.

В кризисном состоянии находится и международное право: по-разному трактуются аналогичные события. Например, предоставление государственного суверенитета Косово в результате насильственных кровавых событий, по мнению США и ряда европейских стран, не противоречит Хельсинскому соглашению «о нерушимости границ», а ситуация с Крымом, отделившемся от Украины совершенно бескровно и где был проведен референдум, трактуется противоположным образом. В Сирии террористов разделяют на «хороших» и «плохих», при том, что действуют они одинаково.

– Дело с отравлением Скрипаля является следствием системного кризиса?

– В деле Скрипаля нарушается базовый принцип любого права, в том числе международного – презумпция невиновности. Доказательств причастности России к инциденту не предоставляется, но обвинения имеют абсолютно однозначный характер. Недавно МИД РФ пригласил послов иностранных государств для обсуждения обвинений России в попытке отравления Скрипаля, но страны отказались представить дипломатов. Казалось бы, необходимо обсудить спорную ситуацию и договориться о ходе расследования. Но мы видим не желание найти здравое решение, а лишь огульные и бездоказательные обвинения. Это наглядно показывает, что миропорядок превратился в односторонний диктат, где первую скрипку играют Соединенные Штаты.

– Может ли Европа в таких условиях проводить самостоятельную политику?

– С одной стороны, Европа в процессе объединения становится более крупным игроком. С другой стороны, все меньше учитываются интересы отдельных стран. Это очевидно даже на примере санкций. В интересах Европы – выстраивать взаимосвязи с Россией. Санкции ей невыгодны. Однако ЕС идет на поводу у США. Сможет ли Европа в будущем проводить самостоятельную политику или будет действовать в интересах союзников и в ущерб своим экономическим интересам? Об этом хотелось бы спросить экспертов МЭФ, которые являются признанными специалистами в своих областях.

– Какие еще изменения привели к кризису миропорядка?

– Серьезно изменился баланс сил на международной арене. Активно развивается Китай, Иран, Индия, Турция и другие страны стремятся быть крупными региональными игроками. Сложившаяся система не отражает новое соотношение сил. По моим прогнозам, уже к 2030 году доля Китая в мировом ВВП составит около 33%. На тот момент, это превысит общую долю США, Мексики, Канады и Европы. Какой будет новая повестка? Будет ли это противостояние блоков или новое противостояние объединенного Запада и Китая – обсудим в рамках конференции МЭФ.

– Какое место в новом миропорядке может занять Россия?

– У России есть большая военная мощь и гуманитарное влияние на другие государства. Наша страна могла бы претендовать, если не на роль равного Западу и Китаю игрока, то на создание третьего полюса. Мы могли бы стать силой, без которой невозможно формирование архитектуры мировых финансов, международного права и решение других ключевых вопросов. У России пока достаточный потенциал, чтобы не быть маргинальным игроком. И этот потенциал можно усилить, если заручиться поддержкой других стран, стремящихся к сохранению суверенитета и проведению независимой политики.