МЭФ предложит новую стратегию регионального развития

Дата публикации: 21.03.2018

Разрыв в уровне жизни между регионами и столицей увеличивается. Государственная политика, основанная на советской директивной модели управления, не способствует сокращения остывания. На Московском Экономическом Форуме новую стратегию регионального развития предложат участники конференции «Региональное развитие России на новом этапе». Почему нынешняя модель не работает, и почему регионам необходимо предоставить больше свободы, рассказал модератор секции, заместитель директора Института системного анализа ФИЦ ИУ РАН Александр Швецов.

– Какие основные проблемы можно выделить в региональном развитии России?
– Региональная политика современной России на всем протяжении периода постсоветских реформ остается сферой непрекращающихся поисков механизмов государственного регулирования, способных задействовать инструменты, отвечающие принципиально новым условиям и задачам пространственного развития. Следствием этих поисков становились многочисленные изменения, затрагивавшие как сущностные аспекты региональной, так формы, методы, ресурсы. При сложившейся высокой степени централизации ресурсов и полномочий совокупность реальных действий федеральных органов власти носит в большей степени селективно-поддерживающий, чем общесистемный регулятивно-институциональный характер.

– Что изменилось в региональной политике за последние годы?
– На смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел стихийный процесс стягивания не только производства, но и экономической активности в наиболее жизнеспособные ареалы. Только жизнеспособность имеет здесь уже другие объективные причины и связана либо с наиболее благоприятными природно-ресурсными предпосылками, либо с выгодами географического положения.

Многое было сделано как в теоретическом осмыслении закономерностей пространственного развития, так и в приложении этих знаний к практическому решению проблем. Но вместе с тем следует признать, что повышенный динамизм этой адаптации не во всем и не всегда был содержательно оправданным, не всегда имел системный характер. Хаотичная смена «правил игры» сильно усложняла жизнь и российским регионам, и федеральным органам власти, вносила во взаимоотношения «центра» и регионов подозрительность и недовольство.

– К чему привела хаотичная региональная политика?
– Многочисленные регулятивные нововведения так и не оправдали надежд на преодоление ставших хроническими недостатков, таких, например, как наличие чрезмерно сильных диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, сохранение депрессивных состояний многих регионов и муниципальных образований, несбалансированность регионального и муниципального развития.

– Почему не удается изменить направление развития?
– Чтобы получить результат, государству необходимо определиться во имя каких целей, какими способами и за счет каких средств оно намерено влиять на направленность преобразований социально-экономического пространства страны. Нынешние же деяния власти свидетельствуют об отсутствии корректного понимания государственных интересов и возможностей в процессах пространственного развития. Вследствие чего государство вынуждено действовать энергично, беспорядочно и вслепую. Не выработав для себя новых ценностных ориентиров, власть зачастую сбивается на стереотипное воспроизведение советских подходов.

– А чем плохи советские подходы?
– Прямое участие федерального «центра» в определении направлений развития территорий не идет ни в какое сравнение с невнятными мерами воздействия. Правительство не располагает полной информацией о проблемах, условиях и возможностях роста в той или иной местности. Неудивительно, что слишком часто решения, принимаемые в отношении конкретных регионов, могут определяться не столько социально-экономическими соображениями, сколько усилиями политического лоббирования, и потому нередко являются крайне политизированными. Крупные субсидии «центра» неминуемо порождают иждивенческие настроения региональных властей и угнетающе действуют на местные стимулы экономического роста.

– Что должно лежать в основе новой региональной политики?
- Преодоление советских стереотипов связано с переходом от государственного патернализма к региональной свободе, от регионального развития «по государственному проекту» к саморазвитию регионов. Регионы должны сами заботиться о своем комплексном сбалансированном развитии, необходимые условия для которого в свою очередь должен обеспечивать «центр». Получив больше средств и полномочий, региональные власти смогут значительно расширить свои возможности самостоятельного решения проблем регионального развития, в то время как федеральные власти смогут сосредоточиться преимущественно на вопросах создания необходимых для этого общих условий и предпосылок.