Доколе Москва продолжит кредитовать иностранные государства, а затем прощать им долги?

Дата публикации: 11.12.2017

Эксперт МЭФ Михаил Делягин: «Представьте, что вы заняли своему соседу 50 рублей. Подошло время расплачиваться, а сосед говорит – денег нет. И вы ему тут же даёте ещё 150 рублей! Представить, что подобное может быть сделано на уровне правительства, невозможно. Но именно так мы и стали крупнейшим донором стран третьего мира!»

За последние 17 лет Россия списала долгов иностранным государствам на 140 млрд долларов – баснословные деньжищи! И не только полунищим Никарагуа и Лаосу, с которых и взять-то нечего, но и зажиточным Анголе с Монголией, чья экономика развивается в несколько раз быстрее, чем наша. Чудно, что прощать долги нас вынуждают те же иностранные финансово-политические структуры, которые в своё время обдирали нас как липку по долговым обязательствам СССР и даже Российской империи, не простив нам ни цента. И мало того, что мы всем прощаем, – мы продолжаем давать в долг! Чем объяснить этот «аттракцион неслыханной щедрости» и кто швыряется нашими деньгами? «Мы им – «газики», они нам – тазики». Если вы полагаете, что эта нехитрая схема далёкой сталинской эпохи, на которой базировалась наша тогдашняя дружба с китайцами, списана на свалку истории, то спешим вас уведомить – это не так. Этим летом российские издания сообщили – со ссылкой на главу Рособоронэкспорта Александра Михеева, – что Россия выделит кредит Индонезии на покупку 10 истребителей Су-35. Стоимость одного такого самолёта для российских ВВС составляет порядка 2 млрд рублей, а значит, наш кредит Джакарте – никак не меньше 20 миллиардов. Солидные деньги. Индонезийцы вознамерились заменить нашими «сушками» американские «фридом файтеры», а для нас дело чести «умыть» янки – так что за ценой мы не постоим! И вот контракт согласован, это подтвердил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, но при этом ни он, ни Михеев не проронили ни слова о том, как наши партнёры собираются возвращать нам должок. А это, как выясняется, не праздный вопрос. Индонезийцы – устами министра торговли Энггартиасто Лукита – предложили нам взамен… пальмовое масло! И думаете, мы отказались? Одна морока – получить бы теперь это масло сполна, чтобы не пришлось в очередной раз прощать долги. Одолжить, чтоб украсть? Получается такой «бизнес по-русски»: Москва выделяет Джакарте кредит на миллиард долларов на покупку нашей же военной техники (эту сумму озвучил эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко «Ведомостям» – при отсутствии официальных данных). Затем поставляет в Индонезию то ли 10, то ли 12 «сушек» (данные разнятся). А взамен нам отдают пальмовое масло. Нормально! Если, как уверяют экономисты Минфина, это масло так легко впоследствии продать на бирже, то почему бы индонезийцам не сделать это самим и не отдать нам деньгами? А то как-то странно: мы им – кредиты, затем – истребители, а они нам взамен – некий продукт, сомнительный с точки зрения потребительской ценности? Но миллиардный заём Индонезии – это сущая ерунда в сравнении с 11-миллиардным кредитом Бангладеш. Дакка теперь «может стать новым крупным покупателем российского оружия в кредит», сообщили «Ведомости», но в правительстве разъяснили, что 11 млрд долларов выделены вовсе не на переоснащение бенгальских ВВС (на это мы им уже одолжили 1,5 млрд долларов ещё четыре года назад), а на строительство атомной электростанции. Этот кредит будет выделяться по частям, траншами, последний из которых поступит в 2024 году. А погашать долг Бангладеш начнёт не сразу же (как, к примеру, международные кредиторы заставляют это делать Украину), а начиная с 2027 года и по 2047 год включительно. Ничего себе рассрочка! Да и процент по кредиту божеский – от 1,75 до 4%, не сравнить с ипотекой для россиян. Но даже при таких условиях большинство экспертов считают этот кредит безнадёжным, ведь Бангладеш – одно из беднейших государств мира. На что же мы в таком случае рассчитываем?

В Иране мы тоже строим электростанцию, только не атомную, а тепловую. И ещё электрифицируем там железные дороги. На эти цели правительство России выделило 2,2 млрд евро в виде «экспортного кредита» – это такой заём, который дают не ради быстрой выгоды, а ради налаживания добрых отношений и неких будущих «плюшек». Какая там выгода, если кредиты даются под 2,8% годовых! Однако, как предостерегают экономисты, предоставление такого кредита связано с очень большим риском – деньги скорее не вернут, чем наоборот. Даже государственные гарантии в таких случаях не панацея. Так есть ли смысл рисковать? И кто убедил правительство выдать такой кредит – случайно не вице-премьер Аркадий Дворкович? И с кого будет спрос? Не так давно наша страна кредитовала Египет на 25 млрд долларов – те решили построить АЭС. Срок выплаты долга – 22 года. А кто-нибудь в правительстве вспомнил, как в 1976 году советских военных вынудили уйти из Египта, на содержание (в том числе и на вооружение) которого СССР тратил сотни миллионов долларов в год – в тех, намного более «дорогих» деньгах? Не стало президента Насера, и его сменщик Анвар Садат поверил посулам Генри Киссинджера: «Уберите из Египта русских, и США будут выплачивать вам по 3 млрд в год на укрепление экономики и обороны!» Нам так и не вернули ни копейки из того 2-миллиардного долга – сегодня его сумма составила бы порядка 60 миллиардов! Даже спасибо нам не сказали, не извинились. Кто же пролоббировал выделение 25 млрд кредита египтянам в 2015 году – не тогдашний ли глава «Росатома» Сергей Кириенко? А больше вроде и некому. А знаете, как МВФ кредитовал Каир всего тремя годами ранее? Заём в 4,8 млрд долларов выдали сроком на 22 месяца, а не на 22 года, как мы (первая выплата запланирована на октябрь 2029 года!). Да ещё под 12% годовых, а не под 2 с небольшим, как мы.

Игорь КОРОТЧЕНКО, член Общественного совета при Минобороны России:

– Откровенно не понимаю, зачем мы списываем долги. Мы же таким образом залезаем в карман каждого россиянина – без его на то согласия. Причём прощаем мы и богатым и бедным. Не можешь валютой отдать, я считаю, отдай натурой – фруктами, овощами. Можешь военную базу нам отписать на 100 лет. Нам нельзя прощать просто так, не надо быть добренькими. Надо быть добрым к собственному народу. Вместо того чтобы списывать долги африканцам, давайте спишем их нашим ипотечным заёмщикам. Или тем, кто попал в банковскую кабалу. Некоторые считают, что это социальное иждивенчество. Но объём долгов россиян, которые находятся на взыскании по исполнительным производствам, в первом полугодии 2017 года достиг уже 7,6 трлн рублей. Надо прощать – а не прощают.

Денег нет, но мы поищем

Примечательно, что ни о сроках возврата долгов, ни о процентных ставках правительство и Минфин широкие массы в известность не ставят – к чему почём зря трепать нервы россиянам? Месяцами депутат Госдумы Владимир Поздняков бомбардирует министров запросами, пытаясь дознаться, кто конкретно инициировал предоставление того или иного кредита. И тщетно! Одни отписки и никакой конкретики. «Как видим, у России есть деньги на то, чтобы давать баснословные кредиты зарубежным странам, многие из которых никогда не будут возвращены, – негодует народный избранник. – Мы легко кредитуем страны, в которых запросто может измениться политическая ситуация, – на это у нас деньги есть. Нет денег только для собственных граждан». Между тем опытные экономисты, в том числе и высокопоставленные сотрудники Минфина, пытаются образумить правительство. «В современных условиях, с учётом трудностей с бюджетом, предоставление Россией кредитов другим странам сопряжено с повышенными рисками, – увещевает коллег замминистра финансов Сергей Сторчак. – Принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заёмщикам сопряжено с повышенными рисками исполнения этих обязательств в будущем». Говорят, именно с подачи Сторчака правительство пересмотрело сумму кредита, на которой настаивал Тегеран, – и в итоге уменьшило её вдвое. А сегодня Сторчак настаивает: изыскивать средства под новые кредиты нам уже просто неоткуда. Правительство, правда, всё ещё продолжает их выдавать.

В середине нулевых Россия неожиданно списала Алжиру 4,7 млрд долларов долга по советским займам. За 10 лет до этого руководство республики упросило Москву принять остатки задолженности не деньгами, а товарами – нет, мол, у нас денег. Нам, конечно, приврали, но в российском правительстве тем не менее пошли навстречу. И придумали такую схему расчёта: компании, допущенные к товарному обслуживанию внешнего долга, отчисляли Минфину заранее оговорённую сумму, после чего забирали товар у страны-должника. Казалось бы, все должны быть довольны. И тут как гром среди ясного неба: замминистра финансов Сторчака задерживают за покушение на мошенничество, совершённое организованной группой в особо крупном размере. Сторчак, как следовало из материалов уголовного дела, подозревался «в создании организованной группы с целью хищения денежных средств из федерального бюджета под предлогом покрытия затрат, понесённых компанией «Содэксим» в размере 43,4 млн долларов при урегулировании долга Республики Алжир». «Внешние долги – большой бизнес, – разъяснял по горячим следам тележурналист Михаил Леонтьев. – Когда у вас идёт списание долгов, огромную роль играет информация об этом. На рынке полно вторичных долговых бумаг, их курсы зависят от того, какое решение примет чиновник. И люди, которые знают, каким будет это решение, имеют фантастические возможности заработать». В итоге Сторчак пробыл под стражей без малого год, а затем его отпустили под подписку о невыезде. В конце концов уголовное дело прекратили «за отсутствием события преступления», а Сторчака восстановили в должности. С тех пор сам чиновник своих злоключений внятно так ни разу и не прокомментировал, зато это сделал за него экономист Михаил Делягин. «Представьте, что вы заняли своему соседу 50 рублей. Подошло время расплачиваться, а сосед говорит – денег нет. И вы ему тут же даёте ещё 150 рублей! Представить, что подобное может быть сделано на уровне правительства, невозможно. Но именно так мы и стали крупнейшим донором стран третьего мира!» Разумеется, такая политика «определялась не Сторчаком, но он её реализовывал и, следовательно, был сопричастен, – считает Делягин. – Почему же Россия, которая сама должник, позволяет себе по-барски прощать долги? Если считать вместе со штрафами и пенями, мы списали не 140 млрд за постсоветский период, а все 300!» А ответ очевидный: коррупция. Это такой бизнес: дать денег в долг, затем списать его, а маржу – «распилить». «Алжир – поставщик газа в Европу, – напоминает Делягин. – Неужели в российском правительстве, принимая решение о списании якобы безнадёжного долга, об этом не знали?!»

Лев ВЕРШИНИН, политолог:

– Думаю, всех под одну гребёнку стричь всё же не стоит – кому-то можно простить долги, кому-то – нет. Меня поражает другое – как легко у нас списывают долги зажиточным странам. Алжиру и Ливии 9 млрд долларов списали тогда, когда эти страны добывали порядка 4 млн баррелей нефти в день. А Анголе – второй нефтедобывающей африканской стране – простили 3,5 миллиарда. Явно же не за просто так – уж не в счёт ли преференций для частной нефтянки? Впору проверить, уж нет ли здесь скрытой коррупции? Зато Венесуэле, которая и базу нашим военным самолётам предоставляет, и Крым признаёт, и в международных организациях голосует консолидированно с Россией, долги почему-то не списывают, а лишь отсрочивают их выплату. Это выглядит странно и непоследовательно, разве не так?

Государство прощает долги, чтобы кто-то обогатился?

А как вам такая история: в 2003 году Россия списала Ираку львиную долю его 42-миллиардного долга – остаток составил порядка 9 млрд долларов. На списании настоял Вашингтон, хотя сами американцы простили тогда Багдаду чуть более 4 миллиардов. В итоге Кремлю пришлось отказаться и от остатка долга: 9,5 млрд списали в 2004 году и 12 млрд – в 2008-м. Говорите, это намного больше 9 миллиардов? Да в том-то и дело: Багдад, которому мы исправно списывали задолженности, продолжал у нас занимать! А мы раскошеливались! Но почему? Американцев боялись? Нет, причина, пожалуй, не в страхе. А не в том ли, что российский ЛУКОЙЛ получил возможность работать в Ираке? Выходит, Багдаду списали государственный долг, а прибыль пошла в карманы частникам из нефтяной компании?! «ЛУКОЙЛ, конечно, частный, – попытался объяснить щекотливую ситуацию политолог Дмитрий Абзалов. – Но ведь он платит налог на прибыль в бюджет России. Плюс ко всему получаемые в Ираке денежные средства вкладываются в целый ряд очень масштабных проектов на российской территории». С этим, пожалуй, не поспоришь, Но со стороны это выглядит так, как будто государственный долг списали ради того, чтобы нефтяники смогли хорошенько набить свои собственные карманы.


Сегодня двусмысленная история с иракским долгом повторяется в Гвинее – как под копирку. Кстати, сколько именно задолжала нам эта африканская страна (а также Конго, Бурунди и Центрально-Африканская Республика), узнать решительно невозможно – похоже, это секретная информация. В открытых источниках фигурирует лишь общая сумма долгов, списанных Россией Чёрному континенту – 20 млрд долларов. Так вот, государственный долг Гвинеи мы прощаем, как бы ничего не получая взамен. При этом в Гвинее, обладающей двумя третями мировых запасов бокситов, работает российский металлургический холдинг «Русал». Как пишет «Российская газета», ему принадлежит право на разработку находящегося в стране крупнейшего месторождения бокситов с доказанными запасами в 564 млн тонн. Но собственник этой компании не государство, а миллиардеры Олег Дерипаска и Михаил Прохоров. При этом не так давно их из Гвинеи чуть было не попёрли – когда в 2009 году в Конакри сменилась власть, новое правительство оспорило сделку по приобретению «Русалом» прав на разработку недр. И три года ситуация находилась в подвешенном состоянии. А государственные долги африканцам мы тем не менее списывали. И продолжаем это делать. Бытует мнение, что прощать «безнадёжные» долги – это правильно. «От них удобнее отказаться, чем их обслуживать», – настаивает эксперт Института имени Гайдара Михаил Хромов. Но так ли это на самом деле? Пять лет назад Москва списала Пхень­яну 10-миллиардный долг – безо всяких обязательств. Сегодня эти 10 списанных миллиардов могли бы стать предметом торга с корейцами. Скажем, мы пообещали бы их списать в обмен на введение моратория на ядерные испытания. Одновременно мы и с американцами поторговались бы. Но долг был прощён, просто так, безо всякого толка для нашей страны. И во Вьетнаме нехорошо получилось: списали мы им 4-миллиардный долг, а они в ответ «попросили» нас с военно-морской базы в Камрани. «Раньше мы платили за эту базу процентами с долга вьетнамцев, – разъясняет Михаил Делягин, – а после списания пришлось бы платить живыми деньгами». И хотя в корейской и вьетнамской историях мы имеем дело с глупостью и недальновидностью, а не с корыстью, чаще всего списание международных долгов связано именно с ней. «Трудно себе представить, что можно простить миллиарды долларов и тебя за это никто не отблагодарит, – размышляет эксперт. – Едва ли чиновники в правительстве, которые принимают решения, настолько глупы или настолько честны».






Источник публикации: versia.ru