Борис Титов: «Только не заболтайте эту историю!»

Дата публикации: 07.12.2017

На заседании Столыпинского клуба представители всех четырёх экономических программ для будущего президента попытались объединиться. Не случилось, но надежда есть.

Интрига, чью экономическую программу возьмёт на вооружение будущий президент страны, сохраняется. Хотя ещё в июле 2017 года Владимир Путин однозначно дал понять, что программа должна быть общей – чтобы в неё вошли все дельные предложения. Но воз и ныне там, на дворе начало декабря, а до марта – выборов президента – рукой подать.

Итак, что мы – Россия – имеет на сегодня? «Стратегия Роста» Бориса Титова и партии «Деловая Россия» была презентована публике ещё ранней весной, программа Алексей Кудрина и Центра стратегических разработок передана для ознакомления в Кремль. Есть также программа правительства, которая по умолчанию является сегодня основной. Наконец, существует программа, подготовленная Временной комиссией по мониторингу экономического развития Совета Федерации. На заседании Столыпинского клуба 4 декабря 2017 года представители всех четырёх программ вновь рассказывали о том, какую прекрасную программу каждый из них придумал, но мало – о том, как объединить все лучшие наработки, иначе пропадут все. Ситуация местами напоминает предреволюционную разноголосицу политических сил сто лет назад, однако у программ общего больше, чем противоположного.

Программа Совета Федерации
Сергей Калашников, глава временной комиссии по мониторингу экономического развития Совета Федерации, заявил, что у страны нет времени на реализацию пилотных проектов, его комиссия выдвигает близкий по смыслу принцип действовать методом проб ошибок.

- Но это не принципиальные расхождения. В оценках роста нет разночтений, есть разночтения по отдельным вопросам, например, по вопросам налоговой реформы. Например, в Столыпинском клубе (Борис Титов, «Деловая Россия») считают, что нужно сохранить плоскую шкалу налогообложения, а мы считаем, что шкала должна быть прогрессивной.

Николай Рыжков, член комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера, напомнил, почему провалилась реформа Егора Гайдара.

- Я не могу поверить, что страна может развивается без руля. И никогда не поверю, что рынок сам все отрегулирует. Если вы найдёте правильное соотношение между участием государства и бизнеса в управлении страной, то вам дадут Нобелевскую премию, - заявил Рыжков.

И вспомнил, как он общался с Василием Леонтьевым, американским экономистом российского происхождения, получившим в 1973 году Нобелевскую премию по экономике. Леонтьев любил сравнения с кораблём: советскую экономику он сравнивал с парусником, у которого маленькие паруса и непропорционально больших размеров руль, американскую – с парусником, у которого паруса большие, а руль – маленький. Сложно сказать сейчас, что имел ввиду уважаемый нобелевский лауреат. Ясно только то, что он был порядочным человеком и любил Россию, поэтому так корректно отозвался о различии двух систем и изъянов каждой. Поскольку один корабль – не смотря на то, у него руль маленький - продолжает плыть быстро, второй же корабль долго стоял в доке, отчего и его паруса, и руль уменьшились в размерах.

Любопытно, что Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации, которого тоже пригласили в президиум после выступления Рыжкова демонстративно покинул собрание.

«Единая Евразия – новый Трансиб»
Иван Стариков, представлявший на этом собрании Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, рассказал о проекте «Единая Евразия – новый Трансиб». Этот проект представляет собой реанимацию идеи о транспортном коридоре между Востоком и Западом и поддерживается некоторыми кремлёвскими группами, поскольку отвечает на вопрос территориальной целостности страны. Китай, напомним, уже утвердил другую транспортную программу – «Шёлковый путь». Этот путь проходит Юго-Восточной Европе через Казахстан, Каспий и Турцию и минует, собственно, Россию.

- В ценах 2015 года новый Трансиб обойдётся в 18 трлн рублей, будет построен примерно за 8 лет, - привёл он цифры проекта.

Константин Бабкин, глава Совета по повышению конкурентоспособности и развитию промышленности ТПП РФ и автор нынешней стратегии экономического развития России до 2025 года, возразил ему:

- Инфраструктурный проект – это прекрасно, но страна – не коридор. Нам важно не создать не связать части мира, а создать условия для восстановления России. Наши отличия от программы Кудрина кардинальные, а вот от программы Титова отличий гораздо меньше. Но у нас более широкий подход. Мы считаем, что государство должно поддерживать все бизнесы, которые умудрились выжить спустя 25 лет либеральных реформ. Знаете, это не каждому под силу. Считаю, что эти компании суперконкурентоспособные! По другим принципиальным моментам мы с Титовым совпадаем.

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, поддержал проект Старикова, но раскритиковал программу Кудрина:

- Нам нужно несколько мощных проектов с мультипликативным эффектом. Это инфраструктура и жилищное строительство.

По его словам, в 2013 году кризис в России начался после того, как были закончены крупные инфраструктурные проекты.

Дмитрий Чистилин, представлявший на встрече помощника президента Сергея Глазьева, высказал ряд замечаний по представленным программам, но отметил, что в настоящий момент наиболее проработанной является программа Бориса Титова.

- У Столыпинского плана – блестящий план действий. Но есть недостатки: не раскрыта проблема с демографией, не раскрыт механизм целевого финансирования, не показаны механизмы согласования различных инструментов экономического роста. Программа ЦСР – это, по сути, декларация, внутри не имеет содержания по достижению целей. Но оттуда можно взять очень ценное – позиция по согласованию внутренних и внешних целей России.

Наконец, с речью выступил Борис Титов. О его программе портал Finversia.ru писал подробно.

Титов напомнил о ключевых положениях своей программы. Например, об ипотеке под 5%.

- Это даст удвоение рынка, в два раза увеличится количество семей, которые получат своё жильё.

Титов также напомнил, что деньги на реформы печатать не нужно:

- 27,8% всех государственных расходов неэффективны, они повешены в тарифы и это причина инфляции. Она не монетарная, а структурная. В России есть инфляция издержек, то есть предложения, но нет инфляции спроса. Даже изменение схемы по управлению потоками государственных средств может принести дополнительно 1 трлн рублей. 3 трлн рублей - постоянные остатки на банковских счетах, они лежат мёртвым грузом. В сбербанке. По нашим оценкам можно найти примерно 6,2 трлн рублей не задействуя печатный станок. В своё время израильтяне начали выпускать индексные бонды, ставка по которым была привязана к курсу национальной валюты. Государство рискнуло и индексировало долги по реальным ценам. И это сработало!

Напоследок он напомнил, как либералы довели страну до революции в 1917 году, вместо того, чтобы остановиться на варианте конституционной монархии.

- Различия наших программ - косметические. Давайте вместе поддержим «Стратегию роста», тогда у президента будет реальная программа после выборов.

Сергей Калашников начал возражать:

- Я пониманию пафос Титова. Но, это не стратегия. Это хороший набор разумных предложений, а стране нужна стратегия.

- Ну, если у вас стратегия, то у нас в пять раз стратегия! Ваше замечание говорит о том, что вы не понимаете, что такое стратегия. Давайте только в очередной раз не заболтать эту историю. Давайте уже вместе двигаться вперёд, - не выдержал Борис Титов.

Источник публикации: Финансовая информация