Власти КНР помогут незаконному бизнесу легализоваться Версия для печати Добавить в избранное Обсудить на форуме

Дата публикации: 01.09.2017

Сопредседатель МЭФ Константин Бабкин: "Государство должно поддерживать практически все инициативы предпринимателей, которые хотят добросовестно работать в России. Все отрасли, которые живы, все производители, которые пережили 90-е и нулевые"

Китайские власти объявили о новых принципах бизнес-регулирования, которые в России кажутся настоящей дикостью. Чиновники КНР кардинально меняют отношение к нелегальному или незарегистрированному бизнесу. Теперь китайские власти должны не закрывать нелегальные предприятия, а помогать им получать необходимые лицензии и разрешения. В России же из-за отсутствия лицензий, разрешений и регистрации тысячи предпринимателей ежегодно попадают под уголовное преследование. Таковы данные официальной правоохранительной статистики.

С 1 октября в Китае принципиально меняется отношение властей к нелегальному или незарегистрированному бизнесу. Для не имеющих необходимых лицензий и разрешений предприятий власти объявляют своего рода режим «наибольшего благоприятствования». Центральные власти КНР ставят задачу не карать бизнес, а всячески помогать ему выполнить все бюрократические формальности. О новых принципах бизнес-регулирования сообщает агентство «Синьхуа». 

Новые правила освобождает от получения лицензии всех торгующих повседневными товарами и сельхозпродукцией в утвержденных правительством торговых точках на уровне уезда и выше.

Подобное изменение бизнес-регулирования происходит по решению Госсовета КНР, который потребовал от правительства «сократить волокиту в этом секторе путем объединения отдельных бизнес-лицензий в единую форму». 

В современной России подобное отношение государства к бизнесу может показаться удивительным. Если российским чиновникам и правоохранителям объявить, что они теперь должны помогать бизнесу, то они просто не поймут, о чем идет речь. В российском Уголовном кодексе есть специальная статья о «незаконном предпринимательстве», под которую можно подвести почти любое несоответствие размытым нормам отечественного законодательства. Под статью о «незаконном предпринимательстве» можно при желании привлечь как бабушку-торговку, так и директоров крупных предприятий. Под статью о «незаконном предпринимательстве» подпадает и деятельность легальных предприятий, которая не вполне совпадает с заявленными в их уставных документах сферах бизнеса. Отсутствие лицензий и разрешений – это также статья о «незаконном предпринимательстве», по которой заводятся тысячи уголовных дел. Только в прошлом году по статьям о незаконном бизнесе и лжепредпринимательстве в российских судах рассматривалось почти 2 тыс. уголовных дел. Это статистика Судебного департамента Верховного суда РФ. По данным МВД, в связи с «незаконным предпринимательством» было выявлено более 300 официально зарегистрированных преступлений.

Российским предпринимателям китайский опыт бизнес-регулирования кажется весьма разумным. «Государство должно поддерживать практически все инициативы предпринимателей, которые хотят добросовестно работать в России. Все отрасли, которые живы, все производители, которые пережили 90-е и нулевые, выживают сейчас при высоких налогах, завышенных кредитных ставках, при отсутствии нормальных мер стимулирования, достойны поддержки и права на существование. Поэтому во всех выживших отраслях нужно способствовать сохранению бизнеса», – говорит президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. «Мы предлагаем, в частности, не закрывать гаражных производителей комплектующих, не затруднять им деятельность, а, наоборот, помочь перепрофилировать их производство, переналадить бизнес», – продолжает Бабкин. По его словам, государство должно помогать подъему технологического уровня мелких полуподпольных компаний и превратить их в официальных поставщиков для крупного бизнеса. Впрочем, российские чиновники уверены, что они и без китайского примера внедряют принципы «наибольшего благоприятствования» частному бизнесу.

Похожий принцип в настоящее время внедряется в РФ в рамках приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности», заявила НГ помощник главы Минэкономразвития Елена Лашкина. 

Предполагается, в частности, переориентация надзорных ведомств с поиска нарушений на помощь бизнесу. При этом Лашкина признает, что правоприменительная практика в РФ подтверждает наличие так называемых сложных случаев, в которых отсутствует четкое правовое регулирование. «Мы считаем, что предприниматели, действующие в упомянутых сложных случаях, не должны привлекаться к ответственности, даже если они этим нарушили нормативные правовые акты», – говорит Лашкина. Еще один пример послаблений для бизнеса – это норма 2016 года о замене для малого и среднего бизнеса штрафа на предупреждение, если правонарушение совершено впервые и не причинило вреда и имущественного ущерба. «В настоящее время планируется распространить данный институт и на крупный бизнес», – обещает помощник министра.

Источник публикации: Независимая газета