Водная стихия

Дата публикации: 12.05.2017

Россия в будущем может стать крупным экспортером пресной воды. По крайней мере, в этом уверен спецпредставитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов. «Мы уже экспортируем в Китай байкальскую воду по $2 за литр», — поделился на днях чиновник. Может ли вода стать для России второй нефтью? Выясняла Наталия Боева.

Россия — самая богатая страна в мире по запасам пресной воды.

В первую очередь, из-за Байкала. Там воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озерах Северной Америки. Неудивительно, что российские чиновники не первый год рассуждают, как наладить продажи воды. По мнению советника президента Сергея Глазьева, этот товар выгоднее экспортировать, чем нефть и газ. Министр сельского хозяйства даже предлагал проект по переброске пресной воды из Алтайского края через Казахстан на северо-запад Китая. В самой КНР пошли еще дальше и предложили сразу построить водопровод от Байкала до северной китайской провинции Ганьсу длиной 1720 км.

Российские ученые скептически восприняли предложение. Любое строительство и забор воды в больших объемах навредят экологии озера. А вот влияние заводов по производству бутилированной воды ничтожны, рассказал профессор, директор Института водных проблем Виктор Данилов-Данильян.

«Каналы и водопроводы строить там нельзя. Это нанесет непоправимый ущерб экосистеме Байкала. Да и с экономической точки зрения, как мне представляется, такое решение абсурдно, учитывая расстояние от озера до Китая. Вода из других источников не хуже байкальской. Хорошей же вода остается только при движении по водопроводу на незначительные расстояния», — подчеркнул он.

Воду из Байкала сейчас разливают несколько компаний. Как минимум три занимаются ее экспортом. Среди них — «Аквалайф». Воду добывают с глубины 400 м. Пока для производителя важно закрепиться на китайским рынке, объемы поставок незначительные. Стоимость 1,5-литровой бутылки там составляет от 2 до 14 юаней, то есть от 30 центов до $2, рассказал гендиректор УК «Аквалайф» Алексей Четвергов.

«Ценообразование по китайскому рынку определяется достаточно дорогой логистикой. Мы вынуждены, естественно, ориентироваться на верхний сегмент, где ведется серьезная работа по построению бренда. Север Китая, в отличие от юга, достаточно хорошо знает про Байкал», — пояснил он.

Интересно, что медики не рекомендуют пить байкальскую воду ежедневно: в ней нет некоторых необходимых человеку солей. Производители делают упор на то, что эта вода существовала на Земле еще 400 лет назад: не чета той, что сейчас получают из современных загрязненных источников.

Однако вряд ли даже такое позиционирование поможет завоевать азиатских покупателей. Просто рынок уже поделили ведущие мировые корпорации. Российским производителям остается только пробовать себя в премиальном сегменте, а также среди лечебных вод, пояснил управляющий директор по организации международных проектов Российского экспортного центра Михаил Мамонов.

«Байкал — один из немногих российских брендов, узнаваемых за рубежом. Но рынки уже принадлежат другим крупным игрокам. В этом смысле мы, наверное, не сможем выйти на рынки питьевой воды. Если же говорить про рынок воды минеральной, то на нем перспектив больше, в том числе в Европе. Те страны, в которых сейчас наблюдается «лихорадка» фитнеса и здорового образа жизни, с интересом относятся к такого рода продуктам. Кроме того, российской водой недавно интересовались арабские партнеры», — заметил он.

Вряд ли Байкал станет для России «золотой жилой». Все прибыльные места под солнцем уже заняты. Но отвоевать свою нишу, сыграв на полезных свойствах российской минералки, еще можно успеть. Ведь мода на здоровый образ жизни охватила практически весь мир.

Интересно, что внутри страны рынок безалкогольных напитков уверенно растет. Одна из причин спроса — плохая водопроводная вода в российских домах. Устаревшие трубы значительно снижают ее качество.


Источник публикации: Коммерсант