Денег сегодня в России более чем достаточно

Дата публикации: 15.12.2016

Эксперт МЭФ Владимир Гамза: Денег сегодня в России более чем достаточно, чтобы наладить мощный инвестиционный процесс в любой отрасли. Проблема в том, что государство не создало систему формирования длинных инвестиционных ресурсов через определенные формы привлечения этих средств.

Секция «Жилищное строительство, ЖКХ и развитие инфраструктуры» прошла 30 ноября 2016 года в Москве в рамках XI Национального Конгресса под руководством Гамзы Владимира Андреевича, Управляющего партнера DDP GROUP, Заместителя проректора по науке Финансового университета при Правительстве РФ, Председателя Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, и Пономарева Ильи Вадимовича, Члена общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Господин Пономарев уверен: «Объем территориальных и природных ресурсов, которые есть у России, - это главная возможность ее экономического роста. И эффективное их освоение возможно только при условии развития инфраструктуры и строительного комплекса как инструмента создания возможностей для работы любого бизнеса». Однако финансовая система, существующая на сегодняшний день в стране, не позволяет развивать инфраструктурное строительство и строительство в целом. Поэтому строительство, имея среднюю отраслевую рентабельность 5,2%, находится среди других отраслей на последнем месте. В такой ситуации не обойтись без государственного планирования, считает эксперт: «Без элементов планирования мы не создадим комфортный бизнес-климат, не внедрим те финансовые инструменты, в которых нуждается стройка». Второе, что, по мнению модератора, требует изменений, - это модель государственного регулирования: «У нас по мере повышения ответственности регулируемость снижается. А на том уровне, на котором вред можно принести максимальный, регулирование вообще отсутствует».

Гамза Владимир Андреевич не согласился с коллегой в том, что в России нет денежного финансового ресурса для экономического развития, в том числе сферы строительства: «Денег сегодня в России более чем достаточно, чтобы наладить мощный инвестиционный процесс в любой отрасли. Проблема в том, что государство не создало систему формирования длинных инвестиционных ресурсов через определенные формы привлечения этих средств. По большому счету в стране нет инвестиционных банков, которые могли бы заниматься прямым инвестированием и проектным финансированием».

О положении в жилищном строительстве рассказал Холопик Кирилл Вадимович, Генеральный директор ООО «Институт развития строительной отрасли», Руководитель аппарата Ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья». По данным Росстата, с начала 2016 года введено 55,6 миллиона квадратных метров жилья. Однако, как пояснил спикер, почти каждый третий дом имеет в том или ином объеме перенос сроков ввода жилья, что влечет увеличение цифры строящегося жилья.  Далее эксперт обратился к статистике Банка России по выданным ипотечным жилищным кредитам: 38,5% - доля первичного рынка в общем объеме ипотечного кредитования, и средневзвешенная ставка по ипотечным жилищным кредитам составляет 12,7%. Такая ставка держится, пока присутствует государственная поддержка ипотечного кредитования. Как только отменяется господдержка, ставка возрастает, в частности по первичному рынку, до 13,3%. «Это может очень отрицательно сказаться на состоянии рынка, - прокомментировал докладчик. – Особенно в условиях падения реальных доходов населения. На мой взгляд, если ситуация не выправится, мы можем получить серьезные проблемы с жилищным строительством». Что касается стоимости: от 15 до 30 тысяч за квадратный метр строится только 2-3% жилья. Все продажи начинаются от 30 тысяч, но и тут строится совсем немного: до 35 тысяч - 10%, до 40 тысяч - 28%. И более 70% - это жилье комфорт- и бизнес-класса, элитное жилье.

Мороз Антон Михайлович, Председатель Комитета по страхованию и финансовым рискам НОПРИЗ, Член Совета Национального объединения строителей НОСТРОЙ, осветил тему жилищного строительства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: «Действительно, жилья в Петербурге и в Ленинградской области будет сдано достаточно много. Но тут играет роль и наличие дешевых земель, и их обеспечение техническими условиями, как, например, земли бывших промышленных предприятий. Это существенно уменьшает стоимость строительства. Кроме того, сказывается поддержка со стороны губернатора области, от профильных министерств». «Однако надо понимать, - продолжил эксперт, - что, как только мы отъезжаем от Петербурга на 15 километров, начинаются малые города, меньше 20-30 тысяч населения, где ни один крупный застройщик вообще ничего не строит, а строят так называемые застройщики одного дома, и они в действующей ситуации не выживут». В Мурманске, Вологодске, Карелии ситуация, по словам Антона Михайловича, еще хуже: там дома строятся фактически под заказ.

Жбанов Павел Анатольевич, Заместитель директора ФАУ «РосКапСтрой», доложил, что с лета 2017 года кардинально изменяется парадигма подхода к обеспечению кадрами сферы строительства и ЖКХ. «С лета 2017 года в саморегулируемых организациях строительства, проектирования и изыскания должны быть сформированы национальные реестры специалистов по организации строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий. Если специалист не внесен в национальный реестр, то выполнение трудовой функции по организации строительства, инженерных изысканий и проектированию с лета 2017 года будет для такого специалиста невозможно». В связи с ограниченными сроками спикер высказал опасение, что выполнение данного, безусловно важного, требования может превратиться в формальность.

Лобов Олег Иванович, Председатель Правления Российского общества инженеров строительства, обратил внимание участников заседания на то, что объемы строительства зависят от наличия покупателя и наличия мощностей. Конечно, чтобы население России было способно приобретать жилье, ипотека должна составлять, как в зарубежных странах, 3-5%. «Наше государство,  создав единый государственный строительный банк, могло бы пойти на это». Кроме того, докладчик убежден, что компания всегда будет иметь прибыль, если она внедряет прогрессивные экономичные технологии. К таковым, по мнению спикера, относятся: строительство домов из газобетона, стоимость которых в 2-2,5 раза ниже, чем при работе с другими технологиями; использование СИП-панелей. «Именно государство должно пропагандировать программы массового внедрения новых технологий», - подытожил эксперт.

Елисеев Юрий Николаевич, Президент Всероссийской Ассоциации Металлостроителей, Член общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, продолжил тему кадровой и инновационой обеспеченности отрасли: «На сегодняшний день очень небольшое число специалистов может проектировать из металлоконструкций. А одной из возможностей роста жилищного домостроения как раз является реализация проекта из холодногнутых профилей, который касается 9-ти и 10-ти этажных домов. В силу низкого расхода металла экономия на одном доме составит 25% по материалам, 75% по трудозатратам». Но ряд административно-бюрократических барьеров препятствует внедрению данного и других перспективных проектов.

К инновационной строительной разработке обратился в своем выступлении и Попов Данил Александрович, Директор по развитию компании PopHouse, сообщив о технологии крупнопанельного малоэтажного домостроения «Теплобетон». Основными особенностями технологии являются: быстровозводимость (полный цикл возведения дома вместе с фундаментом, с окнами и полностью закрытым тепловым контуром занимает порядка 10 дней); низкая стоимость как домокомплекта, так и конечного продукта; отсутствие необходимости дополнительного утепления; негорючесть панелей; высокая степень шумо- и виброизоляции, паропроницаемость; экологическая безопасность (материал биостойкий, не подвержен гниению и распространению грибка). Возможность оперативной организации производства панелей в любом регионе России позволяет применять данную технологию для решения таких важных государственных задач, как переселение населения из ветхого жилья, застройка для расселения пострадавших от стихийных бедствий (пожары, наводнения), переселение определенных групп населения, строительство административных зданий и сооружений.

Лукерчик Ольга Николаевна, Руководитель АО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве», Член общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, остановилась на двух моментах: 1) необходимость включения в систему ценообразования новых материалов и технологий с целью реального управления стоимостью инвестиций в строительстве; 2) межведомственная координация и межведомственное взаимодействие в совершенствовании российской системы ценообразования и нормативно-сметного регулирования. «Все участники строительного рынка должны принимать участие в разработке методик по ценообразованию», - уверена эксперт.

Прокопович Владимир Павлович, Академик Международной Академии Инновационных Социальных Технологий, Член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук, Полковник запаса, кандидат военных наук, напомнил: «Более 300 моногородов и тысячи населенных пунктов РФ находятся на грани исчезновения. При этом в настоящее время отсутствует какая-либо внятная региональная градостроительная политика». Поэтому специалистами НИУ МГСУ сделана попытка на основе современных средств автоматизации, интернет-технологий разработать модель организации градостроительной политики региональных структур, начиная с определения территорий, максимально пригодных для моногородов и малых населенных пунктов. Далее следует этап определения наличия на данных территориях инфраструктуры, потом определяются местные ресурсные возможности. И, наконец, последний этап – это наличие образовательных организаций, способных подготовить необходимые конкретно для развития данных территорий кадры. Это единая взаимосогласованная система сокращает сроки и экономические затраты на организацию градостроительной политики регионов. Резюмируя, докладчик подчеркнул:  «На наш взгляд, необходимо создать территориально-отраслевые научно-образовательные производственные кластеры в строительстве как системообразующей отрасли. Тогда эту региональную систему поддержат и инвесторы».

Комментарии экспертов:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство инвестиций и инноваций Московской области, ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», ФАУ «Главгосэкспертиза России», АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «НИЦ «Строительство», НП «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве», ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), Ассоциация «Национальное объединение застройщиков жилья», ОАО «Научно-исследовательский институт московского строительства «НИИМосстрой», Российская инженерная Академия, ООО «Агентство Инвестиционного Консультирования», Национальный межотраслевой союз организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ, НП «Национальное агентство по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии», Профессиональный союз работников строительства и промышленности строительных материалов РФ, Национальное объединение участников строительной индустрии, Союз «Первая национальная организация строителей», Союз строителей железных дорог, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков

(НОПРИЗ).

Обозначив ряд проблем, актуальных для современной отрасли строительства и ЖКХ России:

  • значительные объемы территории России не используются в процессе воспроизводства ВВП;
  • неэффективная финансовая система, существующая в России, не позволяет развивать инфраструктурное строительство и строительство в целом;
  • строительство, имея среднюю отраслевую рентабельность 5,2%, находится среди других отраслей на последнем месте; существуют серьезные проблемы привлечения инвестиций в отрасль с такой рентабельностью;
  • по сумме строительных предприятий наблюдается падение прибыли - на 20%, увеличение банкротства - в 2 раза, снижение отраслевого оборота - на 1,5%, снижение загрузки основных мощностей - на 1%;
  • отсутствие  эффективной системы управления стоимостью земли и недвижимости; не создана эффективная система кадастровой оценки;
  • неверная модель государственного регулирования: по мере повышения ответственности регулируемость снижается, а на уровне стратегического планирования исчезает совсем;
  • не сформирована система форматирования длинных инвестиционных ресурсов; в стране отсутствуют инвестиционные банки, которые могли бы заниматься прямым инвестированием и проектным финансированием; при этом инвестиционная деятельность кредитно-депозитных учреждений жестко ограничивается;
  • не реализовано ни одного проекта в соответствии с Федеральным законом N 379-ФЗ «Закон о секьюритизации», вступившем в силу еще в 2014 году;
  • отсутствие механизма независимого контроля по вводу жилья населением;
  • падение реальных доходов населения, как результат – снижение их покупательской способности;
  • снижение объемов производства строительных материалов от 10 до 15%;
  • падение объемов кирпичного жилищного строительства;
  • сложная ситуация с жилищным строительством в отдаленных регионах: 47,8% жилья строится в 5 регионах (Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край); в 30 регионах - 40% и в остальных 40 регионах РФ строится только 12,8% жилья;
  • снижение уровня профессиональной компетенции специалистов, занятых в строительной отрасли (прежде всего, проектировщиков); система квалификационного образования специалистов рабочих профессий также не развита;
  • до июля 2017 года должны быть составлены Национальные реестры специалистов в сфере строительства: специалисты по организации строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий. Если специалист не внесен в национальный реестр, то выполнение трудовой функции по организации строительства, инженерных изысканий и проектированию с лета 2017 года будет для такого специалиста невозможно. В связи с ограниченными сроками есть опасность превращения выполнения данного требования в формальность;
  • в сфере ЖКХ  работает  более 3 млн. человек, при этом дефицит профессионально  подготовленных руководителей и специалистов  в сфере  ЖКК превышает 50%: доля работников с высшим  профильным профессиональным образованием в ЖКК  составляет  не более  10 %;
  • высокая стоимость импортного оборудования, которое закупается для нужд российского строительного сектора, это не только наносит ущерб бюджету и повышает стоимость квадратного метра жилья, но и снижает возможности развития российских производителей техники и материалов;
  • 58% строящегося в Москве жилья – однокомнатные квартиры; такое увлечение строительством малосемейного жилья может очень скоро сказаться на безопасности государства;
  • административно-бюрократические барьеры, препятствующие инновационному развитию строительной отрасли России;
  • нормативно-техническое и сметно-нормативное регулирование не гармонизированы, стройной системы применения новых материалов и технологий нет;
  • в законодательстве смешиваются сметное нормирование как система учета и ценообразование как система договорной цены;
  • более 300 моногородов и тысячи населенных пунктов РФ находятся на грани исчезновения, при этом отсутствует какая-либо внятная региональная градостроительная политика;
  • реализуемые проекты восстановления промышленности регионов, муниципальной инфраструктуры – дорог, больниц и других объектов, несмотря на их государственное финансирование, не доводятся до завершения;
  • отсутствие льготных инвестиций наукоградам приводит к тому, что в настоящее время реализовано лишь около 3–4% разработанных ими инновационных технологий,

участники Секции пришли к выводу о необходимости внесения в резолюцию Конгресса следующих предложений:

  • разработать государственную программу стратегического развития отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу; рассмотреть идею внедрения национального инфраструктурного плана, определяющего основные государственные задачи и механизмы их решения;
  • изменить модель государственного регулирования: по мере повышения ответственности администрирование должно также усиливаться;
  • в целях ведения инвестиционной деятельности необходимо создавать инвестиционные банки;
  • разработать и внедрить профессиональные стандарты специалистов  по
    организации строительства, организации архитектурно-строительного проектирования, организации  инженерных  изысканий;
  • разработать комплекс мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов для обеспечения эффективного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  • инициировать создание программ массового внедрения новых технологий в строительной сфере;
  • стимулировать развитие и тиражирование в производстве современных строительных технологий таких, как технология быстровозводимого крупнопанельного малоэтажного домостроения Теплобетон (разработки компании PopHouse), использование в строительстве СИП-панелей, газобетонных блоков и холодногнутых металлопрофилей;
  • инициировать разработку специального закона о жилищном строительстве в Российской Федерации;
  • развивать жилищное деревянное домостроение на новой технологической основе (до 90% заводского поточного изготовления) с параллельным возведением коммунальной и дорожной инфраструктуры и использованием внутренних финансовых ресурсов (накопления населения);
  • рассмотреть возможность внедрения Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) в первую очередь в бюджетных организациях и специальных министерствах;
  • развивать систему дуального образования, тиражировать успешный опыт;
  • в целях повышения эффективности российской системы ценообразования и нормативно-сметного регулирования в строительстве, что в свою очередь будет способствовать улучшению управления стоимостью инвестиций в строительстве, представляется необходимым:
    • закрепить принципы обязательности применения государственных сметных нормативов;
    • провести ревизию, а также гармонизацию и обновление сметно-нормативных баз;
    • создать механизмы, позволяющие оперативно и на регулярной основе осуществлять включение современных технологий, материалов, машин в состав сметных норм и нормативов;
    • создать автоматизированные информационные системы с открытым доступом;
  • создать территориально-отраслевые научно-образовательные производственные кластеры в строительстве как системообразующей отрасли;
  • необходимо ускорить выпуск методики мониторинга стоимости строительных ресурсов, с учетом опыта отраслевых корпораций, основываясь на оптимизации трудозатрат и оперативности процесса сбора и обработки данных мониторинга, с целью обеспечения ежеквартальной периодичности.
  • ускорить разработку и утверждение новых методических подходов, учитывающих современные реалии, позволяющих гибко и оперативно реагировать на изменения строительного рынка, сопутствующих внедрению новаций путем заключения долгосрочных соглашений с отраслевыми проектными и научно-исследовательскими институтами.
  • привлечь к разработке методических документов профессиональные сообщества и организации для учёта их опыта.
  • срочно обеспечить централизацию управления процессом реформирования системы ЦО и СН со стороны отраслевого министерства, устранить внутри- и межведомственные противоречия.
  • необходимо обновление команды, выполняющей функции проектного офиса по реализации реформы, наделив руководителей соответствующими административными полномочиями.
  • применение сборников НЦС-2017 для других регионов России, кроме базового «Московской области», возможности расчета прогнозного периода окончания строительства объекта или финансирования (путем изменение методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утв. приказом МРР от 04.10.2011 г. № 481). Разработка новых методических рекомендаций для объектов производственного назначения;
  • изменения или дополнения к Методическим указаниям по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов  непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утв. приказом МРР от 16.11.2010 №497. Разработка новых методических указаний для объектов производственного назначения (в частности, для электросетевой отрасли);
  • мониторинг электротехнической (строительной) продукции, непосредственно от заводов-изготовителей, с целью внесения и актуализации текущих цен в разрабатываемые нормативы цены строительства, соответствующих текущему рыночному положению в стране.
  • формирование списка (реестра) экономически эффективных проектов в разрабатываемом нормативном сборнике, согласованных и отобранных объектов-аналогов (объектов-представителей) для дальнейшего их применения в качестве объектов-аналогов и объектов-представителей, типовых проектов и проектов для повторного использования с целью пополнения базы ФГИС (федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве);
  • порядок отбора проектной (рабочей) документации объектов-представителей, используемой при расчете нормативов цены строительства. Особенности объектов электросетевого строительства (предложения в методические указания и рекомендации):
    • сбор проектных данных по объектам-аналогам с целью отбора объекта-представителя, используемого при расчете норматива цены строительства;
    • разделение объектов стоимостью до 100 млн. руб. и свыше 100 млн. руб. в базовом уровне 2000 г.;
    • объекты стоимостью до 100 млн. руб. отбираются по наименьшим удельным показателям (общей стоимости по акту КС-14, приведенной на единицу мощности объекта, без НДС) и сравниваются со средними показателями в мировой практике или энергетических обществ РФ, данными статистики, результатами проведенных технологических и ценовых аудитов (ТЦА);
    • объекты стоимостью свыше 100 млн. руб. отбираются по показателям экономической эффективности, параметры «чистого дисконтированного дохода проекта» NPV ≥ 0 и «дисконтированного срока окупаемости проекта» DPP = 10-15 лет (инвестиционная привлекательность проекта). При отсутствии исходных данных для проведения данных расчетов отбор производится по алгоритму пункта в);
    • отобранный, таким образом, объект-представитель используется для дальнейшей разработки ценовых показателей. Отсутствующие технологические (технические, конструкторские) данные в проекте объекта-представителя дополняются данными из типовых проектов или альбомов серий типовых конструкторских решений, конструкций и узлов.

Источник публикации: viperson.ru