Константин Бабкин: вопрос смены экономического курса назрел

Дата публикации: 07.12.2016

6 декабря в Москве прошло заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Представители профессионального сообщества, депутаты Госдумы, лидеры общественных организаций, эксперты научно-исследовательских организаций обсудили принципы альтернативной Стратегии экономического развития России до 2030 года.

Из года в год Московский экономический форум набирает силу, авторитет. На заседание зарегистрировались руководители 47 отраслевых союзов и ассоциаций, а всего участников свыше 250 – в раздевалке ТПП не хватило номерков.

Экономика будет расти темпом 15% в год на протяжении 15 лет 

«Стратегия 2030» ориентирована на поддержку и стимулирование реального сектора и новую индустриализацию страны. Об основных направлениях этого программного документа, о необходимости коренных изменений в налоговой, внешнеторговой и кредитно-финансовой политике страны рассказал один из его авторов, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Промышленного союза «Новое Содружество», президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин.

«В тот день, когда правительство начнёт работать по этим принципам, в России начнётся бурный экономический подъём. Насколько бурный? Экономика будет расти темпом 15% в год на протяжении 15 лет. Реализация нашей Стратегии экономического развития до 2030 года стимулирует реальный сектор и новую индустриализацию, наполнит страну доступными отечественными товарами, обеспечит экономический рост на десятилетия вперед!» — такими словами начал свое выступление Константин Бабкин (подробнее – см. рекомендации Стратегии).

Сергей Глазьев: наступил переломный момент

Советник президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев подчеркнул: «Сейчас наступил переломный момент в мировом экономическом устройстве. Та либеральная глобализация, которая считалась эталоном, уходит в прошлое. Она исчерпала свой потенциал. Это открывает перед нами огромные возможности».

По мнению Глазьева, основным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс, на который приходится преобладающая часть прироста ВВП не только передовых, но и развивающихся стран, а также развития «денежно-промышленной политики», то есть направление денег в реальный сектор экономики, создание новых рабочих мест, новой добавленной стоимости. Практика всего мира показывает, что направление денег в производство приводит к очень небольшой инфляции, так как она компенсируется создаваемыми материальными ценностями. Денежно-промышленная политика является новым течением, которое позволяет «нарушать правила ВТО, не нарушая их».

Не осталась без внимания и деятельность ЦБ РФ. «Другие крупнейшие центробанки кредитуют экономику своих стран под минимальные ставки, что обеспечивает достаточно быстрый переход на новый технологический уклад, а российский ЦБ оставляет ставку на высоком уровне — и это убивает экономическую активность в России» — заявил Сергей Глазьев.

Борис Титов: снизить налоговую нагрузку на бизнес

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что первоочередные меры для обеспечения экономического роста — это мягкая денежно-кредитная политика и появление долгосрочных дешёвых кредитов для предприятий реального сектора: “Это означает снижение ключевой ставки Центробанка и облегчение банковского регулирования”, а также необходимость проведения налоговой реформы и снижения налоговой нагрузки на бизнес и в частности на производство.

По словам Титова, налоговую нагрузку надо перенести “с процесса производства на процесс потребления”, снизив НДС, и параллельно приняв прогрессивную шкалу подоходного налога с освобождением малоимущих от его уплаты. Говоря о тарифной политике, Титов отметил, что её следует определять на базе интересов не естественных монополий, а производителей, и ввести заморозку тарифов на год или два.

Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, еще раз озвучил мысль всех собравшихся за круглым столом: «Наша экономика готова к росту!». Он заявил: необходимы меры протекционизма для поддержки экспортеров, надо ограничить аппетиты банков. По его мнению, в «Стратегии 2030» нужно уделить больше внимания оборонной промышленности, нужна его диверсификация. «Промышленность, оборонно-промышленный комплекс – это то, от чего зависит не только будущее России, но и мира».

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов охарактеризовал альтернативную Стратегию прорывом. Его поддержал директор Института проблем рынка РАН Валерий Цветков. Член Совета Аркадий Самохвалов признал упущения экономической политики правительства: «мы пришли к ручному управлению, точечной экономике». Первый зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев заявил о необходимости разработки закона об ускоренной модернизации сельхозмашиностроения.

Неожиданное заявление сделал директор ЗАО «Совхоз имени Ленина, зампредседателя комитета по развитию АПК ТПП РФ Павел Грудинин: «Комбайнов покупаем меньше, а производство зерна растет. Может быть, имеем приписки в урожае»? К. Бабкин откликнулся: «Да, в предыдущий период выпустили 9000 комбайнов, ныне – 6000».

Скрупулезный анализ Стратеги провели научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, почетный президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, член Совета Михаил Ненашев, гендиректор Института проблем энергетики Булат Нигматулин…

«Наша экономика готова к росту! Мешает только неверие в свои силы» —  таково мнение многих собравшихся на заседании Совета ТПП РФ.

Интервью академика И. Ушачева «КВ»

После окончания заседания спецкор «Крестьянских ведомостей» попросил директора ВНИИ экономики сельского хозяйства академика Ивана Ушачева прокомментировать новую Стратегию. Он ответил лаконично:

– Надо отдать должное Константину Бабкину – провел важную работу. В докладе дана довольно объективная оценка состояния экономики. Названы некоторые проблемы, которые следует решить. Но все эти проблемы абсолютно не носят комплексный характер, хотя не являются системными.

В разделе АПК надо многое переделать. Нужно сначала выделить системные проблемы, к которым отношу: земельные отношения, доходность сельхозтоваропроизводителя, кооперация и доступность производителей к рынкам и т.д.

Дальше. Нужно поставить цель, задачи, обозначить риски и угрозы, вызовы – политические, экономические, технологические, экологические, социальные. И только после этого подойти к прогнозу. А если изучить прогнозы Стратегии, то это вызывает улыбку. Например, получить 413 млн т зерна. Каким путем авторы пришли к этой цифре? 80 млн га посевных площадей увеличили на 38 млн га (выпали из оборота – Авт.) и умножили на среднюю урожайность 35 ц/га. Получается, вся посевная площадь будет занята зерновыми. А где остальные сельхозкультуры будут располагаться? Непонятно.

Во-вторых, получить 27 млн т мяса. Да, мы можем произвести столько мяса за счет птицы и свинины. А куда мы денем это мясо – все рынки заняты.

В-третьих, получить 115 млн молока?! Это мы должны увеличить вдвое поголовье скота и удойность довести до…10 тыс. л в год! И т.д.

Поэтому мы предложили свою помощь в подготовке раздела АПК. Я об этом сказал Константину, и он обещал официально запросить нас переделать этот раздел. 
«КВ» публикуют Рекомендации альтернативной Стратегии.

Рекомендации в части регулирования внешнеэкономической деятельности – основные подходы и принципы:

  1. Обозначить основным приоритетом политики в области внешнеэкономической деятельности – создание условий для развития несырьевого производства, обеспечение Новой индустриализации.
  2. Необходимо исходить из предпосылки, что все существующие в России несырьевые производства являются конкурентоспособными и достойны поддержки и защиты.
  3. Уровень защиты (размер импортных пошлин) определяется на основе расчета, сравнительного анализа условий производства в России и в странах нахождения основных конкурентов. Пошлины на промышленную продукцию не должны быть чрезвычайно высокими или слишком низкими. Они должны быть такими, чтобы выравнивать условия конкуренции между российскими и зарубежными производителями, отдавая всё же некоторое преимущество отечественным.
  4. Также внешний рынок должен быть ареной борьбы за интересы российских производителей, за равные условия конкуренции. Необходимо вооружить их всеми используемыми развитыми державами мерами государственной поддержки (дешевое финансирование, связанные кредиты, страхование сделок, компенсация расходов на маркетинг и омологацию и проч.). Надо увязывать торговую политику в отношении определенного торгового партнера с проводимой им политикой в области открытия рынка для российского экспорта.
  5. Размер субсидий — до 35% стоимости экспортируемых товаров (без учета возврата НДС).

Рекомендации в области налоговой политики

  1. Необходимо нацелить налоговую систему на стимулирование развития обрабатывающих отраслей.
  2. Вернуть 50% инвестиционную льготу по налогу на прибыль для стимулирования инвестиционных процессов в России.
  3. Провести обратный «налоговый маневр»: обнулить НДПИ, акцизы на бензин и дизельное топливо. Повысить экспортные пошлины на газ, нефть и прочие виды необработанного сырья.
  4. Отменить «маркировку» налогов. Отвязать процессы наполнения и расходования бюджета с целью повышения эффективности политики.
  5. Заменить регрессивную шкалу налогообложения доходов на прогрессивную.
  6. За счет унификации отчетности и перехода на электронный документооборот снизить общие издержки администрирования.
  7. В случае образования профицита бюджета снижать налоги.
  8. Корректировка принципов бюджетного федерализма в пользу регионов: увеличение доли региональных бюджетов в налоговых доходах.

Рекомендации в области денежно-кредитной политики

  1. Приоритет работы Банка России должен заключаться не в таргетировании инфляции, а в стимулировании экономического развития и роста производства.
  2. Обеспечить реальный сектор доступным кредитованием за счет постепенного снижения ключевой ставки с текущих 10% до 1% в 2019 г.
  3. Установить судебный порядок отзыва банковских лицензий, сфокусироваться на повышении качества работы банка.
  4. Обеспечить доступ малых и средних банков к системе рефинансирования Банком России и другим формам господдержки
  5. Сократить объем ЗВР. Освободившиеся средства направить на развитие экономики.
  6. Выделить категорию промышленных банков, для которых необходимо снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением.
  7. Отказаться или смягчить валютный контроль при осуществлении предприятиями экспортных операций.

В результате приоритезации промышленности будет обеспечено долгосрочное социально-экономическое развитие страны. 

  1. Будут использованы конкурентные преимущества России.
  2. Сельское хозяйство из субсидируемой отрасли станет одним из основных локомотивов развития страны.
  3. Интенсификация инвестиционного процесса в обрабатывающие производства обеспечит образование высокопроизводительных рабочих мест.
  4. Представленные инструменты имеют возрастающую эффективность по приросту промышленного производства продукции обрабатывающих секторов и налоговых поступлений.

На снимках: во время заседания

Источник публикации: Крестьянские Ведомости