Дмитрий Потапенко: «Если человек ищет универсальный совет, он дебил»

Дата публикации: 20.10.2016

В издательстве АСТ выходит книга известного российского предпринимателя Дмитрия Потапенко под нехитрым названием «Честная книга о том, как делать бизнес в России». «Реальное время» побеседовало с ее автором, который рассказал, что такое «успех», в чем заключается основная проблема российского бизнеса, почему инвесторы не вкладываются в наши стартапы и за что стоит прилюдно казнить бизнес-тренеров.

«Чукча — не читатель, чукча и писатель слабый»

— Дмитрий Валерьевич, что вас подтолкнуло к написанию этой книги? Давно ли возникла идея?

— Откровенно говоря, идеи такой даже не возникало. В этом году ко мне пришли издатели и сказали: «Очень хотим». На что я им ответил: «Чукча — не читатель, чукча и писатель слабый». А они говорят, мол, Родина сказала «надо», комсомол ответил «есть». Они посчитали, что на эту книгу имеется большой спрос. На самом деле, это не моя книга. Там нет ничего от меня — это всего лишь ответы на вопросы предпринимателей. Это они писали, по сути дела, а не я.

— Но ведь именно вы даете ответы в этой книге?

— Ну, я стараюсь, исходя из своего 27-летнего опыта и различных ситуаций в бизнесе, которые по мне прокатывались в нашей стране катком. Я не господь бог, но я стараюсь быть честным перед ними и перед самим собой. Это самое главное.

— В чем основной посыл книги? И кому она обязательна к прочтению, на ваш взгляд?

— Основного посыла там нет. За этот год я, в общей сложности, отвечал на вопросы предпринимателей в 50—70 городах России. Длительное время люди задавали свои вопросы, я на них отвечал на всяких публичных мероприятиях, и все это вошло в книгу.Что касается второй части вопроса, то на мой взгляд, книги не должны быть обязательными к прочтению — это всего лишь наша реальность.


«За этот год я, в общей сложности, отвечал на вопросы предпринимателей в 50—70 городах России. Длительное время люди задавали свои вопросы, я на них отвечал на всяких публичных мероприятиях, и все это вошло в книгу». Фото eksmo.ru

«Все, что не «Кока-Кола» — все не успешно»

— К слову, о 27-летнем стаже: не могли бы вы рассказать о вашем первом предпринимательском опыте?

— В третьем классе фарцевал жвачкой — фантиками из-под нее. Если исходить из того, что в 70-х вся пятиметровая кухня была сверху до низу обклеена Дональд-Даками, то, я думаю, что по тем временам это было приблизительно, как золотой унитаз.

— Если я не ошибаюсь, в начале вашего пути вы работали вместе с Евгением Чичваркиным?

— Конечно, мы не были партнерами, но он торговал в «Луже» (стадион «Лужники». — прим. ред.) и я торговал в «Луже». Сейчас мы периодически на всяких конференциях пересекаемся, в видеоформате по большей части, потому что Женька находится за рубежом.

— Еще один интересный момент, о котором хотелось бы спросить, — это открытие вашей первой торговой сети магазинов электроники «Тусар» в 1992 году. По прошествии 14 лет вы можете назвать этот проект успешным?

— Поскольку мы были ребятами, которые якобы интеллектуалами себя считали и инженерами, то каждый магазин носил приставку «альфа», «бета», «гамма» и так далее. Вообще, я исходил из того, что назвать это торговой сетью можно было очень условно. Я просто понимал, что заработная плата, которую я хочу получить, или доход, который я хочу получить, естественно, раскладываются на большое количество объектов. А по поводу успеха: все, что не «Кока-Кола» — все не успешно. Все зависит от вашего восприятия.

— Раз уж речь зашла о бытовой электронике, скажите, что сейчас происходит с этим рынком и чего следует ожидать?

— В моем понимании, девальвация рубля убила рынок электроники как таковой. А также все, где есть импортная составляющая. Поэтому проседание этого рынка абсолютно обосновано. Думаю, что дальше все будет переходить в no name, и это абсолютно нормально. В общем, бренды будут все недоступнее и недоступнее, поскольку нас ожидает очередной виток девальвации. Дальше будет еще веселее.

«Девальвация рубля убила рынок электроники как таковой. А также все, где есть импортная составляющая. Поэтому проседание этого рынка абсолютно обосновано. Думаю, что дальше все будет переходить в no name». Фото gazeteplus.com

— Вы также являлись управляющим в сети «Пятерочка» на протяжении нескольких лет: что удалось реализовать в этой должности?

— Я не уверен, что что-то удалось реализовать, но по крайней мере на IPO мы в этот момент компанию вывели, и мне кажется, что это до фига — вывести ее на зарубежный инвестиционный рынок. А вообще, я никогда не удовлетворен результатом. Если бы я был удовлетворен результатом, я, наверное, умер бы.

— Дмитрий Валерьевич, есть ли у вас какие-то переживания, связанные с тем, что «Правое дело» не преодолело проходной барьер, а вам не удалось избраться по одномандатному округу?

— Это нормальный опыт. Если не падать, то ты никогда не встанешь и не побежишь. Я пока еще не видел ни одного ребенка, который научился бы бегать, не разбив нос. Результат закономерный. Надо вь… ывать, вь… ывать и еще раз вь… ывать.

Вообще, давайте будем честны, партийный механизм — это всего лишь механизм законодательной власти. Большая часть людей посчитала, что достойны люди, которые не будут менять что-то, а купят их голос за 500 рублей. Большую часть людей устраивает тот «стабилизец», в котором они находятся, ну если они это выбрали, то я обязан уважать их выбор.

«Деньги в России у инвесторов есть, но вкладываться не во что»

— Не могли бы вы обозначить основные проблемы российского бизнеса? И, на ваш взгляд, много ли времени и реформ потребуется для того, чтобы исправить ситуацию?

— Основная проблема российского бизнеса — это феодальное государство, потому что все остальное в нашей стране… Как говорится, нам не надо помогать, нам желательно не мешать. Поэтому ключевая проблема российского бизнеса — это наши феодалы, которые развлекаются со страной, как им вздумается. Все остальное — это вторично.

Нет, безусловно, есть много наших внутренних «косяков». Мы не всегда успеваем с этими феодалами «отрулить» свои внутренние бизнес-процессы — это правда. Но это уже второе после первого, скажем прямо.

«Скажу, что деньги в России у инвесторов есть, но, безусловно, вкладываться не во что. Основная проблема — это не взять деньги, а вернуть их». Фото businessfirstfamily.com

Если говорить о реформах, то стоит начать с того, что феодалы не будут делать никаких реформ — им-то это зачем? А если пофантазировать, то нам сначала надо перейти от феодализма к хотя бы минимальной степени капитализма. Этот путь может быть бесконечным, потому что феодал не заинтересован в переходе.

— Как вы оцениваете российский рынок стартапов?

— Пока это просто истерия, но не более того. Денег осваивается на этой истории очень много, а реально… Условно, под словом «стартап» мы подразумеваем много всякого и разного, но пока ни до какого возврата инвестиций еще ничего не добежало. Суеты по этой теме было воз и телега, а на деле я пока что не видел предложений в обратную сторону — возврат в виде налогов такого же объема.

Скажу, что деньги в России у инвесторов есть, но, безусловно, вкладываться не во что. Основная проблема — это не взять деньги, а вернуть их. Вот с этим у нас, кроме заверений «Мамой клянусь, что верну», ничего нет. «Мамой клянусь» — это максимальная степень гарантии для российского инвестора.

«Если человек ищет универсальный совет, он — дебил»

— Дмитрий Валерьевич, были ли у вас проекты в Татарстане?

— Огромных проектов не было, но «Пятера» развивалась по всем городам, группа компаний «Логос» также развивалась по всем городам. Сейчас у нас есть объекты, которые находятся под управлением в Татарстане, но, к сожалению, я человек страны, поэтому даже не вычленяю какие-то объекты по региональной локации.

— А есть ли успешные татарстанские бизнесмены, на ваш взгляд?

— Я вообще не понимаю слово «успешный». Для меня это слово отсутствует как класс. Дело в том, что в бизнесе есть глаголы и существительные, а «успешный» — это прилагательное, причем совершенно неясное.

«В бизнесе есть глаголы и существительные, а «успешный» — это прилагательное, причем совершенно неясное». Фото Максима Платонова

— То есть, о критериях успеха спрашивать вас совершенно бесполезно?

— Совершенно бесполезно, да. Потому что это бредятина. В 80 лет проснуться в сухой кровати — это тоже успех.

— В таком случае, можно ли рассчитывать на несколько советов российским предпринимателям?

— Их не существует. Это то же самое, как в Матрице пытаться проглотить пилюлю и проснуться в другой реальности. Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастливые семьи несчастливы по-своему, поэтому советов таких не существует. Пилюли нет. Если человек ищет универсальный совет, он — дебил.

— То есть, все эти бизнес-тренинги, которые учат успеху и раздают советы…

— Руки-ноги оторвать за это надо. Желательно прилюдно. Где-нибудь в районе Казанского кремля. У вас там есть очень хорошие площади — я видел. Для того, чтобы мозг пришел в нормальное состояние и понял, что надо вь… ывать, а не искать пилюли.



Лина Саримова
 

Источник публикации: Реальное время