Ростом не вышли

Дата публикации: 23.06.2016

Названы пять мер для перехода страны к устойчивому развитию
Президент России Владимир Путин подчеркнул, что вызовы, стоящие перед экономикой, "требуют согласованных действий ради устойчивого и сбалансированного роста", и призвал сообща искать дополнительные стимулы развития, более полно реализовывать промышленный, научно-технический, инновационный потенциал, "своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынков и наметившуюся трансформацию глобального технологического уклада".

"Российская газета" и Вольное экономическое общество России провели "Совет экспертов" на тему "Российская экономика: новые источники роста". Как должна выглядеть новая концепция экономического развития? Что должны включать структурные реформы? Является ли рост ВВП самоцелью? На эти и многие другие вопросы ответили ведущие экономисты страны.

Президент страны поставил перед Экономическим советом задачу подготовки новой концепции экономического развития: в чем принципиальные отличия подходов, предлагаемых разными группами специалистов?

Сергей Бодрунов, президент ВЭО России, директор Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте:

- На заседании президиума Экономического Совета были представлены два принципиально различающихся взгляда на развитие экономики: первый - через проведение структурных реформ создать благоприятный инвестиционный климат в стране, затем постепенно начать выход на траекторию устойчивого роста через улучшение качества государственных институтов и снижение геополитических рисков, а второй - активизировать роль государства в экономике, активно стимулировать экономику, чтобы в короткие сроки добиться экономического роста и потом приступать к структурным реформам.

Считаю, что развитие столь масштабного и сложного комплекса, как российская экономика, не может ограничиваться жестким каркасом одной единственной научной школы или "генеральной линии". В теории систем существует такое понятие, как эмерджентность, когда целостная система приобретает новые свойства, не присущие как отдельным ее элементам, так и их сумме. К такому качественному позитивному изменению состояния нашей экономической системы экспертное сообщество должно прийти в ходе обсуждения и разработки новой концепции экономического развития российского государства.

Контейнер застрял в порту

Согласно базовому сценарию минэкономразвития среднегодовые темпы роста российского ВВП за 2016-2019 гг. составят 0,6 процента, а целевого - 1,9 процента. В то же время мировая экономика будет расти темпом свыше 3 процентов, в т.ч. США - 2,5 процента, ЕЭС - 1,5 процента. Возможно ли в ближайшие год-два изменить ситуацию или для этого потребуется больше времени?

Александр Дынкин, вице-президент ВЭО России, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН, академик РАН:

- Что же делать? Ослабить регулятивный, контрольный и налоговый прессинг на бизнес. В 1-м полугодии 2001 года было принято 1717 норм актов федерального уровня. В 2015-м - 5169, по 28 в день, считая выходные.

Снижать административные барьеры: в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме было объявлено, что с 1 октября 2015 года Владивосток и 14 портов Приморья становятся порто-франко. Этого не случилось. Обработка контейнера в порту Владивосток по-прежнему занимает 72 часа, а 450 километрами южнее, в порту Далянь (Дальний), - 18 минут, включая растаможку.

Это только два штриха к провалам госуправления. Его реформа стучится в двери. Вместе с судебной реформой это лучшая антикризисная и контрциклическая политика, способная вывести на траекторию устойчивого роста.

Дмитрий Сорокин, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета при Правительстве РФ", член-корреспондент РАН:

- В этом и в следующем году резко увеличить темпы роста не удастся. Ведь материальная причина нынешней стагнации в отсталой технологической базе. Поэтому все чаще говорят о реиндустриализации, т.е. технологическом перевооружении нашей экономики. Учитывая наши масштабы, такую операцию невозможно провести за год-два. Ведь еще надо подготовить кадры для новых технологий.

Другой вопрос (и здесь я разделяю мнение многих экономистов), что в течение названного периода можно осуществить ряд организационно-экономических мер, позволяющих к 2018 году на имеющихся мощностях и ресурсах выйти на темпы 4-5 процентов в год. Прежде всего это меры, снимающие неопределенность в отношении развития экономической ситуации. К первоочередной я бы отнес обеспечение устойчивости курса рубля. Без этого невозможно преодолеть сложившиеся у населения и предпринимательского сектора ожидания его дальнейшего обесценения. В этих условиях развивать производство невозможно.

Богатых никак не догнать

Некоторые эксперты выступают с предложениями о "заморозке" оплаты труда, индексации пенсий и т.п. в качестве средства для ускорения роста. Упомянутые сценарии минэкономразвития предполагают, что в 2019 году реальная заработная плата и средней размер страховой пенсии окажутся ниже, чем в 2014 году. Согласны ли вы с этими предложениями?

Дмитрий Сорокин: Это новое слово в экономической науке. По-моему, авторы таких предложений уже устали объяснять, что заработная плата, как это написано во всех учебниках по экономике, должна расти в меру роста производительности труда, и наши экономические беды объясняются тем, что все у нас делалось наоборот. Правда, при этом не вспоминается, что к 1999 году средняя реальная зарплата сократилась в три раза по сравнению с 1990 годом. При этом речь идет о начисленной, а не выплаченной зарплате. Может, прежде чем цитировать учебники о соотношении зарплаты и производительности труда, надо было отдать накопившиеся долги? Восстановление уровня реальной зарплаты произошло лишь в 2007 году. Правда, не у всех. Ведь разрыв в уровне доходов между 10 процентами высокодоходных и низкодоходных слоев населения составил в 2007 году 16,7 раза, что в 4 раза выше, чем он был к началу 1990-х. Ныне средняя реальная зарплата лишь чуть более 20 процентов выше уровня 1990 года, а разрыв в доходах богатых и бедных составляет почти те же 16 раз.

Теперь предлагается поднимать производительность труда, снижая зарплату. Напомню, что в прошедшем году при сокращении реальной зарплаты на 9,3 процента производительность труда сократилась на 3,3 процента. Как, сократив реальную зарплату к 2019 году на 7,2 процента по сравнению с 2014 годом по базовому сценарию или на 6,2 процента - по целевому, минэкономразвития собирается поднять за тот же период производительность труда на 2,8 или на 5,6 процента соответственно - не знаю. Может, за счет миллионов новых высокотехнологических рабочих мест? Однако низкая оплата труда - и это известно из всех учебников - враг технического прогресса.

Реформы для штопанья дыр

Что вы понимаете под структурными реформами, о необходимости которых говорят и президент, и правительство, и эксперты?

Михаил Эскиндаров, вице-президент ВЭО России, ректор Финансового университета при правительстве РФ:

Цель структурных реформ - изменение нынешнего облика экономики России от состояния, когда чуть ли не главным фактором роста являются условия экспорта сырьевых товаров, к экономике, способной производить широкий набор конкурентоспособной готовой продукции и услуг. Чтобы осуществить такой переход, необходимо преобразование технологической базы экономики. Это требует изменений в кадровой структуре в сторону наращивания высококвалифицированных работников, способных освоить новые технологии. Подготовка таких работников невозможна без структурных изменений социальной сферы, в первую очередь в доходах, жилищных условиях, медицинском обслуживании, образовании, сферы культуры, наконец, в пенсионном обеспечении и т.д. Кроме того, неоправданные различия в условиях жизни разных регионов страны. Это очевидные вещи, с которыми все согласны. Однако если на протяжении длительного периода времени изменений нет, то дело в структуре отношений, управляющих такого рода изменениями. А это значит, что необходимо изменять социально-экономические механизмы, которые направляют деятельность всех участников хозяйственной жизни. Важно, что такие преобразования следует производить комплексно, согласовывая изменения друг с другом и подчиняя их общей цели. А вырывать отдельные звенья для решения текущих проблем - например, проведем пенсионную реформу, чтобы закрыть дефицит Пенсионного фонда или масштабную приватизацию, чтобы уменьшить дефицит бюджета, - это не структурные реформы, а "штопанье дыр", которое ни к чему хорошему не приведет.

Александр Некипелов, вице-президент ВЭО России, директор Московской Школы Экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН:

- Структурные реформы важны с точки зрения долгосрочной перспективы; связывать с ними возможности выхода в ближайшее время на траекторию динамичного развития не следует. В то же время у нас имеются большие резервы улучшения положения дел за счет рационализации текущей экономической политики.

Одна из главных проблем - существующий у исполнительной власти конфликт интересов, связанный с тем, что она одновременно выполняет функции регулятора и собственника. Власть видит выход из этого конфликта исключительно на пути приватизации. С моей точки зрения, значительно более эффективным и социально комфортным является иное решение - формирование не подчиненной правительству системы управления принадлежащими государству активами в рыночном режиме. Приватизация же будет полезна, когда полученные средства направляются на реализацию крупных проектов, прежде всего инфраструктурного характера, а не на затыкание дыр в бюджете.

Всем нужны льготы

Можете ли вы назвать первые пять мер, которые надо осуществить для перехода страны к устойчивому социально-экономическому развитию?

Михаил Эскиндаров: Таких мер, безусловно, должно быть больше пяти. Я бы в их состав непременно включил следующие.

Первое. Блокировку снижения реальных доходов населения, прежде всего в части реальных размеров заработной платы и пенсий.

Второе. Изменение денежно-кредитной политики.

Третье. Совершенствование межбюджетных отношений.

Четвертое. Пересмотр всех действующих федеральных целевых программ, оставив на ближайшие несколько лет только те мероприятия, которые абсолютно необходимы для предотвращения нарастания негативных тенденций, и запрет на принятие новых программ и проведения экономических реформ, имеющих долгосрочные последствия, до принятия стратегии социально-экономического развития и стратегии пространственного развития страны в соответствии с Законом "О стратегическом планировании в РФ".

Пятое. Прекращение публичной полемики между руководителями федеральных социально-экономических ведомств о необходимости тех или иных реформ и создание Межведомственного Совета под руководством президента России с участием основных министерств (экономики, социальной сферы, финансов, промышленности) для принятия стратегических решений.

С точки зрения стратегии следует немедленно начать подготовку к проведению всеобщей промышленной переписи (как это уже делается в сельском хозяйстве). Без этого разработать реалистическую программу социально-экономического развития невозможно, т.к. сегодняшняя статистическая информация не дает картины состояния производственного потенциала страны.

Виктор Ивантер, действительный член Сената ВЭО России, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН:

- Первое. Обеспечение стабильности валютного курса рубля на заниженном уровне даже при возобновлении роста мировых цен на углеводороды для того, чтобы обеспечить расширение денежного предложения без формирования девальвационных ожиданий.

Второе. Устойчивое снижение уровня процентных ставок по кредитам для реального сектора экономики путем, например, введения льгот для банков, которые в обмен на снижение ставок процента обеспечивают кредитами определенные направления бизнеса и принимают на себя риски. Одной из главных задач снижения стоимости заимствований является предотвращение избыточного перетока средств из производственного сектора в финансовую сферу.

Третье. Нормализация ситуации с рефинансированием потребности российских предприятий в инвестиционных и оборотных средствах.

Четвертое. Исключить рост налоговой нагрузки на бизнес и население.

Пятое. Ограничить рост цен на услуги "инфраструктурных монополий" (электроэнергия, газ, транспорт), а также на моторное топливо, пределами покрытия объективно растущих издержек естественных монополий.

Александр Некипелов: Первое. Обеспечить устойчивость валютного курса рубля, снизить ставки по кредитам для реального сектора и ввести разумный контроль за экспортом и импортом капитала.

Второе. Сформировать более эффективную систему страхования рисков, связанных с труднопрогнозируемым движением мировых цен на нефть и газ. Высвободить за счет валютных резервов средства для внутренних инвестиций, сформировать госрезервы топливно-сырьевых товаров, используемых для интервенций на рынке в целях воздействия на внутренние цены соответствующих ресурсов.

Третье. Нарастить государственный спрос на отечественную продукцию для увеличения загрузки имеющихся мощностей, запуска масштабных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Четвертое. Необходима срочная настройка инструментов экономической политики (прежде всего налоговой системы) на стимулирование инновационной деятельности.

Пятое. Обеспечить реальное участие регионов в принятии важнейших общегосударственных решений.

Установку непременно довести уровень инфляции уже в следующем году до уровня 4,5 процента считаю контрпродуктивной. Плавное снижение инфляции в течение нескольких ближайших лет является предпочтительным с точки зрения хозяйственной динамики.



Инфографика РГ / Леонид Кулешов / Ангелина Жукова



Источник публикации: Российская газета