Цивилизованный лоббизм открыт, прозрачен и эффективен

Дата публикации: 16.11.2015

Результативность государственного управления и процветание общества во многом зависят от того, как выстроены процессы взаимодействия власти и общества. В рамках третьего Московского экономического форума состоялся круглый стол «Роль современных инструментов взаимодействия власти и общества в процессе становления института лоббизма в России», на котором в очередной раз обсудили, как сделать процессы взаимодействия власти и общества цивилизованными, а именно прозрачными, доступными и эффективными. Организатором и модератором круглого стола выступила Ирина Толмачева, координатор Московского экономического форума. Количество участников круглого стола составило свыше ста человек, среди которых присутствовали практики и эксперты, представители государственной власти — Аппарата Правительства, Администрации Президента, Министерства экономического развития Российской Федерации, а также предприниматели и общественные деятели.

Дискуссия развернулась в трех направлениях. Во-первых, докладчики обратили внимание на статус отраслевых и предпринимательских ассоциаций, а также на формирование гражданского лоббизма и механизмов представления интересов некоммерческих организаций в органах государственной власти. Во-вторых, обсудили роль современных инструментов цивилизованного лоббирования. В-третьих, рассмотрели будущее института лоббизма, и его всеобъемлющее влияние на жизнедеятельность общества и государства. Так председатель комитета по взаимодействию с органами власти Ассоциации менеджеров России Марат Баширов выступил за создание нормативного регулирования деятельности отраслевых ассоциаций с целью повышения их экспертного статуса, и выразил необходимость дальнейшего развития институтов, обеспечивающих открытость государственной власти.

Представители благотворительного фонда «Шередарь» Елена Черненко и Михаил Бондарев обратили внимание на необходимость открытости благотворительных некоммерческих организаций и разумного контроля их деятельности со стороны власти, а также прозрачности взаимоотношений власти с НКО в процедурах выдачи государственных грантов благотворительным организациям. По мнению экспертов, оптимизация налогообложения и увеличение объема финансирования социально-ориентированных НКО пошли бы на пользу, как власти, так и обществу.

Депутат Государственной Думы Дмитрий Носов подтвердил значимость возрождения в России культуры меценатства, и отметил, что существующее законодательство, регулирующее НКО, устарело, и требует переосмысления и доработки. Большую часть своего выступления депутат посвятил рассказу о личном многолетнем противостоянии табачному лобби, и подчеркнул, что единственным легитимным способом борьбы с антинациональным лоббизмом на данном этапе может являться включение общества – привлечение прессы и организация общественного резонанса.

По мнению первого вице-президента ассоциации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Павла Сигала, в настоящее время легального, официального, нормального, цивилизованного лоббизма в России нет, и власть не прислушивается к экспертному мнению любого предпринимательского сообщества. Вице-президент призвал профессионалов совместно заняться созданием механизмов и инструментов цивилизованного лоббизма, отметив, что «не только чиновники должны работать, как мы хотим, но и мы должны работать так, чтобы они работали, как мы хотим».

Заместитель председателя Комиссии по гражданскому обществу, местному самоуправлению и добровольческой деятельности Общественной палаты города Москвы Вадим Ковалев на примере истории успеха Московского Велопарада рассказал о том, как с помощью массовых общественных запросов можно формировать повестку дня для органов власти и общественных организаций. Также он отметил, что Общественная палата РФ благодаря «нулевым» чтениям и организации площадок для коммуникаций становится востребованным и эффективным механизмом продвижения предпринимательских и общественных инициатив.

Эксперт Международного союза автомобильного транспорта Станислав Швагерус поделился всеобъемлющим опытом лоббирования интересов такси, отметил неэффективность процедур оценки регулирующего воздействия, и призвал подумать о том, как сделать так, чтобы власть стала прислушиваться к экспертному мнению некоммерческих организаций, объединяющих участников рынка, и не вносила нормы, полностью несоответствующие законодательству Российский Федерации.

Генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев в своем выступлении объяснил, что власти комфортнее работать и взаимодействовать с подобными себе по масштабам субъектами, и для развития предпринимательства ей обязательно нужны посредники, но не в виде какой-то одной организации, объединяющей весь средний или малый бизнес, а многочисленные и разнообразные структурированные предпринимательские сообщества.

Директор Российской ассоциации производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш» Евгений Корчевой заметил, что инструментом оценки регулирующего воздействия с удовольствием пользуются глобальные компании, как правило, с американским или европейским происхождением, которые теперь через процедуры ОРВ имеют базу ко всем проектам и документам, которые готовятся российскими министерствами. Также, по его мнению, с помощью ОРВ, используя коррупционные механизмы, можно нейтрализовать почти любую инициативу. В завершение Евгений Корчевой подчеркнул, что отсутствие публичности в сфере взаимодействия власти и бизнеса поощряет коррупцию, и это трясет рынок, не позволяет инвесторам быть уверенными в том, что можно развивать производство в нашей стране. Поэтому необходимо ввести нормы и правила в области лоббизма и представления интересов предпринимательства в органах государственной власти.

Резолюцией круглого стола «Роль современных инструментов взаимодействия власти и общества в процессе становления института лоббизма в России» стали два актуальных вывода и призыва к действию. Во-первых, необходимо законодательно оформить содержание и механизмы института лоббизма, рассматривая в качестве акторов лоббирования различные институты предпринимательства, институты гражданского общества, некоммерческие организации, опираясь при этом на принципы прозрачности и открытости. Во-вторых, необходимо принять закон об ассоциациях, созданных для представления интересов потребителей или поставщиков товаров или услуг в отрасли. Закон позволит ввести аккредитацию таких деловых некоммерческих организаций при федеральных органах исполнительной власти, регламентировать их процедуры взаимодействия по отраслевым тематикам, обеспечив прозрачность и публичность защиты интересов. Далее разрешить компаниям финансировать деятельность таких деловых некоммерческих организаций, и относить эти затраты на себестоимость. И в завершение определить, что деловые некоммерческие организации могут финансировать работы, связанные с оценкой регулирующего воздействия, в том числе с разработкой поправок к нормативно-правовым актам, и с проведением экспертиз.


Источник публикации: gr-news.ru