Финансовое здоровье АПК обещаниями не поправишь

Дата публикации: 13.08.2014

Неужто «лед тронулся» и государство реально обеспечило аграрному сектору уверенное движение по рентабельному пути? Задался вопросом эксперт МЭФ экономист Юрий Савин.

К большому сожалению, чуда не произошло. И недаром не только сами аграрии, но и ряд парламентариев из Госдумы и Совфеда, высокие чиновники Минсельхоза РФ, представители парламентских партий, Общественной палаты и Общероссийского народного фронта бьют тревогу: с селом беда.

Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» был принят двенадцать лет назад. Предполагалось, попросту говоря, следующее. Руководители запутавшегося в долгах хозяйства – под надзором власти - проведут комплекс мер по лечению своих финансов. В свою очередь, государство реструктурирует «горящую» задолженность хозяйства – то есть одну ее часть спишет, а выплату другой отсрочит.

Прошло более десяти лет. Каков результат?

Соглашения о реструктуризации долгов подписали свыше 13 тыс. сельхозпроизводителей, претендовавших на реструктуризацию около 88 млрд руб. долгов. Более половины участников (7,8 тыс. по состоянию на 1 апреля этого года, судя по сообщению сайта МСХ РФ) утратили права на реструктуризацию. По разным причинам еще 4,4 тыс. сельхозпредприятий не смогут принять участие в оздоровительных процедурах.

«Выздоровели», естественно финансово, лишь 1356 предприятий. Практически, десятая часть «пациентов». За 12-то лет!

Можно полностью согласиться с мнением авторитетных экспертов, давно говоривших об ущербности «оздоровительного» закона. Недаром сразу же после принятия документа продолжилась борьба аграрной общественности за повышение кпд законодательства. В спорах - прежде всего с экономическим блоком правительства – удавалось добиться скромных результатов.

Вот и последний утвержденный главой государства Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», касается не самых больных проблем. По сути, он лишь разрешает сельскохозяйственному товаропроизводителю повторно принять участие в программе лечения своих финансов.

Но не всем. А тем, кто был ранее дисциплинирован при выполнении соглашений о реструктуризации долгов, недобрал более четверти запланированного урожая, потерял животных и птицу из-за чрезвычайных ситуаций.

Справедливости ради надо сказать, что из всего числа выздоровевших хозяйств одна треть приходится на последний год. Что примерно столько же, сколько выбралось из долгов в целом за предыдущие три года. Посмотрим, каким будет продолжение.

Подчас аграриев упрекают: «какие претензии, какая помощь, когда у вас три четверти предприятий прибыльные, а в 2005 году таких была лишь половина». И предлагают вновь вернуть селян к выплате НДС. Умалчивают при этом, что без субсидий аграрный цех страны был бы в глубокой убыточности. Умалчивают, что в силу общей финансово-экономической политики правительства большая часть «поддержки села» достается отнюдь не аграриям, тем более не фермерам, а банкам, посредническим структурам.

Умалчивают и то, что с 2005 года абсолютное число учитываемых Росстатом сельхозпредприятий (вместе с охотничьми) снизилось в 2 с половиной раза ( с 11,5 тыс. до 4,7 тыс). И если вырос удельный вес прибыльных в 2012 году до 72,6%, то только потому, что численность убыточных уменьшилась почти в 5 раз – с 8,3 тыс. до 1,7 тыс. Такую вот картину рисует сборник Росстата "Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России", 2013 г.».

Так что пока лекарства от финансовых недугов хозяйств помогают слабовато. Придать им силу не могут ни руководители самих хозяйств, ни органы управления АПК, ни кризисные управляющие, ни расплодившиеся консалтинговые структуры.

«Ситуация в сельском хозяйстве сложная и продолжает ухудшаться…село продолжает вымирать, а численность сельского населения падает, работать некому», - констатирует член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Богомаз, На организованном фронтом совещании в Тимирязевской академии он сообщил также: «на 1 мая сего года текущая задолженность сельхозпроизводителей перед российскими банками выросла на 5% по сравнению с прошлым годом и достигла 2 трлн руб., при этом просроченная задолженность выросла еще больше – на целых 20%».

Участники этого и других подобных совещаний-собраний-круглых столов выдвигают предложения по исправлению ситуации. И обещают контролировать выполнение программ и планов.

А дело скорее в должном спросе с ответственных и обличенных властью лиц. Им-то хорошо известны причины нынешней ситуации на селе и бессилие врачевателей сельских финансов. Напомним тот же Национальный доклад о результатах реализации Госпрограммы по АПК за 2008 - 2012 годы. Там четко признается нерешенность системных проблем развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка, несоответствие между целевыми индикаторами и финансированием, обострение низкой доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Прописаны и необходимые направления работы федеральных и региональных властей.

И что сделано после этого? Где решение «системных проблем»? Почему вновь требуется серьезная переработка уже восьмилетней аграрной госпрограммы на втором году ее реализации?

По-прежнему торжествует принцип «ручного управления». Конечно, в условиях засух, наводнений, финансового кризиса, а теперь еще и угрозы международных санкций без корректив в аграрной политике не обойтись. Но в фундаменте текущего управления продовольственной безопасностью все же должна лежать продуманная долгосрочная аграрная политика. Тем более в условиях угрозы международных санкций.

Своя-то еда вкуснее, полезнее и надежней.

Юрий Савин 

Источник публикации: Крестьянские Ведомости