Существует ли альтернатива повышению налогов?

Дата публикации: 11.08.2014

Из-за больших налогов в России производить невыгодно. Но, как сообщил 5 августа Д.А. Медведев, налоги придется повышать и дальше. Отрицательный результат гарантирован, но других способов решения проблемы Правительство не знает. Между тем, такие способы предложены в Рекомендациях Московского экономического форума, который проходит ежегодно и в этом году состоялся 26-27 марта в Москве. На мой взгляд, рекомендации очень толковые. В основном рекомендации посвящены совершенствованию налоговой системы: совершенствованию налогового администрирования и подоходного налогообложения, совершенствованию НДС и амортизационной политики. Но есть и другие рекомендации. Одна из них: право добычи нефти и газа предоставлять компаниям на конкурсной основе с платой им за единицу добываемого сырья, которое остается в собственности государства. Идея эта – не новая. Она предлагалась в работах М.Е. Чичелёва и С.М. Меньшикова. Рассмотрим эту идею более подробно.

Нефть и газ – наши кормильцы. Сегодня компании сами добывают сырье и сами его продают. Государству они платят налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины, составляющих сырьевую ренту. Как пишут «Ведомости» от 19 февраля 2014 г., доходы от сырьевой ренты в 2013 г. составили 27,4% доходов консолидированного бюджета или 6,7 трлн. руб. Много это или мало? Сколько должно быть? Попробуем посчитать. По данным годового отчета ОАО «Роснефть» (см. файл), добыча нефти в России в 2013 г. составила 531,9 млн. тонн (3,9 млрд. баррелей), в том числе экспорт – 286,2 млн. т. (2,1 млрд. баррелей), внутреннее потребление – 245,7 млн. т. (1,8 млрд. баррелей).

На Санкт-Петербургском форуме В.В. Путин сообщил, что в 2013 году Россия получила от экспорта нефти $194 млрд. (6,11 трлн. руб.) и $28 от экспорта газа (0,88 трлн. руб.).

Согласно отчету ОАО «Роснефть», цены на нефть внутри России в 2013 г. составляли около $40 за 1 баррель. Следовательно, за нефть, проданную внутренним потребителям, было получено $72 млрд. или 2,27 трлн. руб. А всего было продано нефти на 8,38 трлн. руб.

В 2013 году добыто 668,0 млрд. куб. м. газа, экспорт – 204,9 млрд. куб. м. и внутри страны продано 463,1 млрд. куб. м. (см.ссылку) на сумму 1,57 трлн. руб.

Себестоимость добычи 1 барреля нефти ОАО «Роснефть», согласно его отчету, составила в 2013 г. $4,35 (6009 руб. на 1 тонну). Себестоимость включает в себя все расходы до трубы, которая принадлежит ОАО «Транснефть».

Если принять среднюю себестоимость российской нефти равной $5 за 1 баррель, то общая себестоимость добычи 3,9 млрд. баррелей нефти составит – 614,3 млрд. руб.

Себестоимость добычи газа "Газпрома" в 2013 г. составила 613,8 рублей за 1 тыс. кубометров. Общая себестоимость добычи 668,0 млрд. куб. м. газа – 410 млрд. руб.

Таким образом, в 2013 году объем продаж нефти и газа внутри страны и на экспорт составил 10,83 трлн. руб. при общей себестоимости их добычи около 1,0 трлн. руб.

Предположим, на обслуживание нефтяной и газовой трубы и таможни требуется 100 млрд. руб. Возможно существенно меньше, т.к. весь баланс ОАО «Транснефть» в 2012 году составил 12,7 млрд. руб. (файл).

Таким образом, государство должно было получить за нефть и газ в виде сырьевой ренты 10,83-1,1 = 9,73 трлн. руб., а получило, как сказано выше, 6,7 трлн. руб. Недостача – 3 трлн. руб. Не здесь ли резервы?

И еще одно обстоятельство: и государственные, и частные компании работают неэффективно. В снижении издержек они не заинтересованы. Например, себестоимость добычи 1 тонны нефти ОАО «Роснефть», которая позиционирует себя как «лидер процесса качественной модернизации и инновационных изменений в российской нефтегазовой отрасли» (см. их отчет, стр.1), выросла в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 68,4%.

Эксперты Московского экономического форума предлагают изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его по мировым ценам без использования офшоров и посредников.

За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка "Лукойла" и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 миллиона баррелей в сутки (см. ссылку). В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.

Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.

Пока этот порядок не принят, дополнительные доходы бюджет мог бы получить за счет снижения издержек добывающих компаний.

И совсем не обязательно гробить остатки производства повышением налоговой нагрузки.

Источник публикации: Регионы России