«САНКЦИИ ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЙ ИНСТРУМЕНТ, ЧТОБЫ РЕШАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. БИЗНЕС ПОНИМАЕТ, ЧТО НУЖНО ЗАСТАВИТЬ ОРУЖИЕ ЗАМОЛЧАТЬ»

Дата публикации: 08.08.2014

Людмила Яицкая: Фёдор Владимирович, здравствуйте.

Фёдор Хорохордин: Здравствуйте.

ЛЯ: На Московском экономическом форуме, который проходил в марте этого года, вы сказали, что на сегодняшний день около четверти компаний с немецким участием в России — это баварские фирмы. Среди них — Siemens, BMW и другие. Суммарный объём накопленных инвестиций баварского бизнеса в России составляет свыше четырёх миллиардов евро, а общий оборот компаний — восемь миллиардов евро. В 2013 году взаимооборот между Россией и Германией составил 80 миллиардов евро. Какие направления сейчас для бизнеса являются наиболее актуальными?

ФХ: Товарооборот Баварии с российскими регионами очень даже показателен. В 2012 году он был 15,5 миллиардов евро, в 2013 году немного сократился — в основном за счёт того, что была тёплая зима и поставок энергоносителей из России было меньше — и составил 12,5 миллиардов.

Баварский бизнес давно и успешно работает в России. Мы считаем, что в России есть порядка 6400 фирм с немецким участием по России, так вот где-то одна треть из них — это фирмы из Баварии. Традиционные регионы для баварского бизнеса, где баварцы уже давно работают, — это Москва и Московская область. Там, наверное, около половины немецких фирм — это фирмы из Баварии.

ЛЯ: Раньше вы вели активную работу с Москвой и Снкт-Петербургом. Сейчас эта работа ведётся с регионами, в частности, с Уральским регионом. На территории Свердловской области находится 200 баварских предприятий. Чем именно Уральский регион привлекателен для Баварии с точки зрения бизнеса?

ФХ: Это положительная тенденция, она свидетельствует о том, что последние годы иностранный бизнес, в том числе немецкий, баварский, всё больше начинает осознавать, что на Москве и Петербурге свет клином не сошёлся. Там уже стало чуть сложнее работать, там сильнее конкуренция.

ЛЯ: То есть бизнес идёт в регионы из-за конкуренции?

ФХ: Не только. Всё больше и больше внимания уделяется перспективным быстрорастущим российским регионам, где есть хороший спрос на то, что могут предложить баварцы, где есть хорошие рамочные условия для бизнеса, где работает динамичная прогрессивная администрация. Ваш регион давно входит в первую пятёрку наиболее интересных для бизнеса Германии российских регионов. Мы видим, как представители региона общаются с иностранным бизнесом, участвуют в различного рода крупных международных мероприятиях за рубежом — в Ганноверских ярмарках и других, проходящих в Берлине, Мюнхене и других городах.

ЛЯ: В нашем эфире недавно был председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, и говорили мы о стратегии импортозамещения. Господин Хармс сказал, что если немецкие фирмы хотят присутствовать на российском рынке, то нужно обязательно производить здесь. Как вы относитесь к этой идее?

ФХ: С господином Хармсом мы знакомы очень давно. Я ценю его как знающего, грамотного человека, который давно занимается российско-германскими связями в торгово-экономической сфере. Безусловно, то, что он сказал, — это правильно. Но надо быть реалистами и в каждом отдельном случае смотреть на то, как выглядит конкретная ситуация. Что-то можно достаточно быстро наладить и производить здесь, в России, в порядке импортозамещения. Где-то задачу по импортозамещению придётся решать гораздо дольше, а где-то эти задачи будет решать крайне трудно. Всё зависит от конкретной ситуации, отрасли и постановки задач.

ЛЯ: На территории Баварии работает свыше 350 компаний с российским капиталом. Там открыли представительства Лаборатория Касперского, компания Abbyy и другие. Чем выгодно присутствие российского бизнеса в Баварии?

ФХ: Если мне не изменяет память, у Касперского в Ингольштадте под Мюнхеном уже порядка 157 сотрудников, это достаточно много. Есть и много мелких, не таких больших фирм, представляющих самые разные отрасли — информационные технологии, отели, ресторанный бизнес, логистика. Есть и уральские представители, например, «Финансово-аналитические системы». Не так давно они создали филиал в Мюнхене, занимаются программами обеспечения.

Задача приглашения российского бизнеса — не обязательно крупного, главное, чтобы это был серьёзный бизнес — является для нас не менее важной. Мы тесно работаем с баварским агентством регионального маркетинга Invest in Bavaria. Сначала мы устанавливаем контакты с потенциальными инвесторами, которые хотели бы заняться бизнесом в Баварии, а потом подключаем наших коллег из Invest in Bavaria. Они берут этих инвесторов за руку и водят по тем кабинетам, где им могут оказать реальную помощь.

В России баварцы зачастую чуть более успешны, чем другие бизнесмены из Германии. На мой взгляд, баварцы по менталитету ближе к нам, к русским. С одной стороны, они умеют грамотно, хорошо работать, не отлынивая от дела, а с другой стороны, они более душевны, чем прусаки или жители Ост-Фризских островов — пусть они меня простят, когда увидят. Они жизнерадостные, весёлые люди с большим чувством юмора, и это нас, русских, сближает с ними.

ЛЯ: Один из примеров российско-баварского сотрудничества — проект Siemens и РЖД, поезда «Сапсан», курсирующие между Петербургом и Москвой. Какие ещё есть крупные совместные проекты Баварии и России?

ФХ: Это, прежде всего, сотрудничество в области железнодорожного транспорта: и скоростные поезда, которые вы упомянули, и электрички — «Ласточки», которые курсировали в Сочи. Также речь идёт о модернизации железнодорожных вокзалов, крупных сортировочных станций.

Очень многое Siemens делает в области медицинской техники, и это важный, серьёзный сегмент. Технологии и опыт Siemens могут быть востребованы в России клиниками и системами организации здравоохранения. Siemens щедро делится своими технологиями вплоть до бесплатного обучения медицинского персонала, которому необходимо работать на медицинском оборудовании фирмы Siemens.

Есть и другие проекты. Например, компания MAN, крупный производитель грузовиков, заинтересована в том, чтобы что-то делать в России. В Санкт-Петербурге они уже поставили сборочное производство. У вас давно и успешно работает Knauf. Поначалу это было достаточно среднее предприятие, но за десять с лишним лет в России Knauf настолько серьёзно укрепил свои позиции, что теперь у меня язык не повернётся называть его средним предприятием. Это глобальный игрок, которого можно сравнивать и с Siemens, и с BMW.

ЛЯ: Не могу не затронуть тему украинских и околоукраинских событий. Еврокомиссия подготовила набор жёстких отраслевых санкций против России, которые включают запрет на экспорт некоторого промышленного оборудования и высокопроизводительных компьютеров, а также на электронику. Экспорт этих наименований оценивается в четыре миллиарда евро ежегодно. Как вы считаете, повлияет ли введение этих санкций на сотрудничество Баварии и России? И что нужно делать, чтобы как можно мягче решать эти сложные вопросы?

ФХ: То, что сейчас происходит на Украине и вокруг Украины, безусловно, всех нас тревожит — и рядовых граждан в странах Евросоюза и в России, не говоря уже о таких людях, как я и другие мои коллеги, кто занимается развитием торгово-экономических связей.

Я позволю себе высказать личное мнение, с которым, может быть, далеко не все согласятся. Но на мой взгляд, санкции далеко не лучший инструмент, чтобы решать политические вопросы. Вместо этого представителям всех заинтересованных сторон надо активнее общаться, искать политические решения. Надо заставить наконец оружие замолчать, и тогда у нас, наверное, будет больше возможностей для диалога, чтобы постепенно, несмотря на всю остроту и чувствительность стоящих на повестке дня вопросов, мы могли снять напряжённость и повести дело хотя бы к деэскалации.

ЛЯ: Вы как представитель земли Бавария общаетесь с представителями бизнеса. Какие у них настроения?

ФХ: Настроения самые разные. Когда всё только началось, мне довелось побывать на нескольких встречах, которые устраивало посольство Германии в Москве и Российско-Германская внешнеторговая палата. Во-первых, бизнесмены выражают большую озабоченность, особенно те, кто работает в России — им есть что терять и им не хотелось бы бросать уже начатые проекты. У них были и остаются большие планы. Господин Джо Кэзер, глава концерна Siemens, в самый разгар событий взял и поехал в Москву и встретился с президентом Владимиром Владимировичем Путиным и другими представителями российского руководства.

Я обратил внимание, что неоднократно звучала такая фраза: нельзя было ставить Украину перед ультиматумом — либо вы с Западом, либо с Россией. Возможно, подходы Евросоюза в части, касающейся соглашения об ассоциации Украины и ЕС, могли быть сформулированы иначе. Наверное, изначально всем заинтересованным сторонам надо было с большей осторожностью подходить к решению этих вопросов, и тогда удалось бы не допустить того, что, к сожалению, происходит сейчас.

ЛЯ: Давайте завершим беседу приятным. 27% всех российских граждан, отправляющихся в Германию, посещают Баварию. В прошлом году в Баварии с туристическими целями побывало более 200 тысяч россиян, а за последние 10-12 лет этот показатель вырос почти на 200%. Какой объём средств привлекают российские туристы и сказывается ли это благоприятно на экономике региона?

ФХ: Туристов действительно много, и это отрадно. Мотивы пребывания самые разные: туризм, достопримечательности, зимний отдых — лыжи, летний отдых — лазание по горам. Между прочим, шопинг играет заметную роль. Есть фирма, которая занимается возвратом НДС граждан третьих стран, которые пребывали в странах Евросоюза. Так вот россияне занимают либо первое, либо второе место по объёму средств, которые эта фирма им ежегодно возмещает.

Сейчас «Уральские авиалинии» открывают новое авиасообщение Екатеринбург-Мюнхен, и я думаю, что с его помощью мы сможем общими усилиями придать новый импульс и туристическим, и торгово-экономическим, и культурным связям.

Источник публикации: Малина