О путях выполнения социальных указов Президента

Дата публикации: 17.07.2014

Правительству нужны деньги для выполнения социальных обязательств, содержащихся в «майских» указах Президента России. Минфин ищет резервы и предлагает следующие меры:

- повышение налога на доходы физических лиц с 13 до 15% (это даст бюджету дополнительно около 348 млрд. руб.);

- повышение ставки НДС с 18% до 20% (389);

- введение налог с продаж 3% (200);

- «заморозка» обязательных пенсионных накоплений работников 1967 г. рождения и младше (6% фонда оплаты труда) (440);

- повышение акцизов на бензин в 2015 году на 1,5 руб. на 1 л. (90);

- обложить экспортной пошлиной газ, который Газпром экспортирует в Турцию по «Голубому потоку» (40).

Итого указанные меры дадут бюджету ежегодно около 1,5 трлн. руб.

На бумаге будет все хорошо, но в результатах уверенным быть нельзя. По-видимому, и Минфин не уверен в эффективности своих мер. Поэтому их введение он растягивает до 2018 года. Но главная беда в том, что наше Правительство и, в частности, Минфин боятся что-либо менять по существу, потому что не знают, к чему это приведет. По экономическим вопросам они слушают лишь «записных» советчиков из Высшей школы экономики, Академии народного хозяйства, Института им. Е.Т. Гайдара. Именно в этих учреждениях Правительство находит объяснения отрицательным результатам своей работы, а также поддержку, опору и оправдание своих действий. И вместе они вздыхают о несовершенстве российских общественных институтов, о недостатке демократии и т.п.

А причем здесь демократия, если стрелку в метро привязывают проводом, обрыв которого ведет к катастрофе. Возможно, в данном случае этого и не было. Но такой подход у нас почти везде – некомпетентность и безответственность.

Я уже неоднократно писал, что российская налоговая система противоречит требованиям науки, мировому опыту и интересам России, а Налоговый Кодекс требует коренной переработки. Именно существующая система налогообложения является главным тормозом экономического развития нашей страны и причиной разрушения российской промышленности. И что надо делать, нам известно. Общий принцип: необходимо переносить тяжесть налогового бремени с производства на доходы физических лиц.

Вот некоторые конкретные предложения:

  1. Необходимо совершенствовать систему налогообложения доходов физических лиц. Резервы очень велики. Судите сами. Если ориентироваться на собранный НДФЛ, то получим доход в сумме около 21 трлн. руб. Между тем Росстат сообщает, что сумма потребительских расходов в 2012 году составила 45 трлн. руб. А если учесть расходы наших граждан за рубежом, то эту цифру можно удвоить, т.е. получим 90 трлн. руб. Если с этой суммы считать НДФЛ и социальные взносы, получим в сумме 37 трлн. руб. А было собрано в 2012 году 6,36 трлн. руб. (2,26+4,1). Если 90 трлн. руб. разделить на 140 млн. населения России, то доход каждого гражданина составит примерно 53,6 тыс. руб. в месяц. Очень даже неплохо. Вывод простой – надо не вводить дополнительные налоги, а с помощью налоговой системы выявлять доходы и обеспечивать их нормальное распределение. Пока имеющихся доходов хватило бы на всех. Возможно, в такой и даже в худшей ситуации президент США Ф. Рузвельт в 1934 г. ввел максимальную ставку подоходного налога 91%. И эта ставка существовала в США до 1964 года, т.е. 30 лет. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода свыше $400 тыс. (1,1 млн. руб. в мес.).

Совершенствование подоходного налогообложения даст бюджету дополнительно не менее 4,0-5,0 трлн. руб.

  1. Нужно совершенствовать НДС: установить единую ставку НДС 10% вместо 18%, ликвидировать часть льгот по ст. 149 НК РФ (зачем, например, давать льготы биржевым спекулянтам, освобождая их от уплаты НДС?), отменить возмещение НДС экспортерам сырья и материалов (в 2012 г. им возмещено 1,2 трлн. руб., из которых более половины – незаконно), вести расчет НДС «прямым» способом. Министр финансов в интервью «Ведомостям» 14 июля с. г. сообщил, что собираемость НДС составляет 94%, и он хочет повысить ее до 98%. Министра ввели в заблуждение. На самом собираемость НДС в России не превышает 30%. В Европейском Союзе собираемость НДС (по их данным) – 80% – из-за злоупотреблений при возмещении НДС Евросоюз теряет ежегодно около 200 млрд. евро.

Реализация наших предложений существенно упростит администрирование НДС, облегчит положение несырьевого сектора экономики, повысит собираемость НДС и даст бюджету дополнительно не менее 2,0-3,0 трлн. руб.

  1. Основа экономики России – нефть, газ и другие природные ресурсы. Мы предлагаем право добычи нефти, газа и др. предоставлять компаниям на конкурсной основе с оплатой добываемого сырья, например, $5 за 1 баррель нефти (себестоимость 1 барреля, добываемого Роснефтью, $3,7). Само сырье оставлять в собственности государства, которое должно его продавать без использования офшоров и посредников. И не нужно никаких пошлин, акцизов, НДПИ и т.п.

Эта мера даст бюджету дополнительно не менее 3-4 трлн. руб.

  1. Необходимо активизировать борьбу с офшорами. Правительство уже это делает. Чтобы не распылять усилия, для начала надо запретить пользоваться офшорами и офшорными схемами руководителям госпредприятий и предприятий с госучастием, а также руководителям предприятий, полученных в результате залоговых аукционов.

Эта мера даст не менее 4,0-5,0 трлн. руб. в год.

А всего российский бюджет может получить дополнительно от 13,0 до 17,0 трлн. руб.

Реализация указанных мер позволит улучшить предпринимательский климат в нашей стране, даст импульс развитию экономики и позволит выполнить «майские» указы. И необязательно ждать, когда клюнет «жареный петух». Тогда может быть уже поздно.

Обоснования указанных мер и соответствующие расчеты, а также другие меры можно найти в работах ЭАЦ «Модернизация», на сайте Московского экономического форума и в моем блоге на «Эхе Москвы».

Источник публикации: Эхо Москвы