Если бы директором был я

Дата публикации: 15.07.2014

Для выполнения «майских» указов (2012 г.) Президента правительству не хватает денег. Значит, надо увеличить поступления от налогов. И это – правильно, т.к. именно налоги (в т.ч. сборы, акцизы и т.п.) – основной источник доходов бюджета.

Каким образом Правительство это будет делать, еще не известно, но информация поступает самая разная. Например, в СМИ говорят о возможном повышении на 2% в 2018 году НДФЛ и НДС, о введении 3% налога с продаж, о замораживании накопительных взносов в пенсионный фонд, об увеличении акцизов на дорогие сигареты. Наконец, об идее Минфина «обложить экспортной пошлиной газ, который Газпром экспортирует в Турцию» по «Голубому потоку», что по оценкам Минфина даст примерно 40 миллиардов рублей в год.

Правительство, по-видимому, не уверено в качестве своих «задумок», иначе оно не откладывало бы их до 2018 года.

Но предположим, что все вышеуказанные идеи будут реализованы. Что же получит бюджет? Если считать, опираясь на данные за 2012 год, получим около 1,5 трлн. руб. При этом каждая мера в отдельности и все вместе вряд ли будут приняты с энтузиазмом теми, кого они коснутся. Повторится ситуация со стрижкой худой овцы: визгу много, а шерсти мало. Возможно, у Минфина есть в запасе и другие варианты, но заранее сомневаюсь в их эффективности – до сих пор Минфин ничего хорошего для нас и для экономики не предлагал. Это, если судить по результатам. Но за развитие экономики Минфин и не отвечает. За экономику в России отвечают Минэкономразвития и Минпромторг. При этом главный инструмент развития экономики – налоговая система – находится в руках у Минфина. Так что ситуация безнадежна. Или надо менять порядки.

В марте 1974 года в «Литературной газете» открылась специальная рубрика «Если бы директором был я…». Под ней публиковались предложения читателей по управлению народным хозяйством.

Так вот, если бы директором был я, предложил бы следующие меры:

  1. Налоги и Федеральную налоговую службу перевести в ведение Минэкономразвития. За Минфином оставить Федеральное казначейство и Бюджет.
  2. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым минимумом 15 тыс. руб. в месяц, со ставкой 13% до 250 тыс. руб. в месяц, 30% – до 1 млн. и 50% для дохода свыше 1 млн. руб. в месяц. Увеличение налоговой нагрузки почувствует 1% населения, работающего в основном на госпредприятиях или на предприятиях с госучастием. Одновременно следует улучшить администрирование подоходного налога – ратифицировать Статью 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции», которую Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20. Именно налоговый инспектор должен интересоваться «Откуда деньги и уплачены ли с них налоги?» независимо от того, где находится собственность – в России или за рубежом. Глядишь, и коррупции станет меньше – ведь иметь доход и его не тратить практически невозможно. А тратить опасно. Сегодня, по меньшей мере, с половины официальных доходов НДФЛ и социальные взносы не берут. Судите сами. Если определять доход по собранному НДФЛ по эффективной ставке (10,79%), получим в 2012 году 21 трлн. руб. А Росстат дает объем потребительских расходов населения в размере 45 трлн. руб. С учетом зарубежных расходов доходы населения будут еще выше. Совершенствование НДФЛ увеличит собираемость налога и даст бюджету дополнительно 2-3 трлн. руб.
  3. Ввести по примеру США прогрессивную шкалу налога на прибыль предприятий. Одновременно установить 100% амортизационную премию для инвестиций в развитие производства, т.е. не облагать налогом на прибыль расходы предприятия на приобретение оборудования, технологий и т.п.
  4. Отменить налог на имущество предприятий.
  5. Ввести единую ставку НДС 10%, существенно сократив перечень других льгот. Считать НДС «прямым» способом, умножая добавленную стоимость на ставку налога. Это существенно повысит собираемость НДС, которая сегодня в России не превышает 30%. В Европейском Союзе (по их данным) собираемость НДС – 80%. Отменить возмещение НДС экспортерам сырья и материалов, как это сделано в Китае. Совершенствование НДС даст бюджету дополнительно еще 2-3 трлн. руб.
  6. Право добычи нефти, газа и др. предоставлять компаниям на конкурсной основе с оплатой добываемого сырья, например, 5$ за 1 баррель нефти. За работу на таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) ведут борьбу с конкурентами за рубежом. Само сырье оставлять в собственности государства, которое должно его продавать без использования офшоров и посредников. И не нужно никаких пошлин, акцизов, НДПИ и т.п. Эта мера также даст бюджету дополнительно не менее 3-4 трлн. руб. и одновременно позволит существенно (в 2-3 раза) снизить внутренние цены на бензин, электроэнергию и услуги ЖКХ.
  7. Обеспечить прозрачность и уменьшить до 1-2 страниц объем налогового отчета.

В результате, в нашей стране станет существенно лучше предпринимательский климат, а бюджет получит дополнительно 7-10 трлн. руб., что обеспечит выполнение поставленных задач (и Указов Президента России). Возможно, бюджет получит больше. Но и так – хорошо.

Если еще кто-то хочет быть «Директором» и имеет идеи, пишите мне. Если директором стану я, хорошие идеи я обязательно реализую.

Михаил Абрамов, президент НПФ «Политехника», профессор

Московского налогового института, к.т.н.

Источник публикации: Регионы России