О тематике МЭФ-2015: введение в дискуссию

Дата публикации: 02.07.2014

В дирекцию МЭФ приходят предложения о том, какой могла бы стать ключевая тема Форума в 2015 году.

Предлагаем Вам ознакомиться с предложением Владимира Голубева, директора Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии

А как считаете Вы? Свои темы присылайте на почту at@me-forum.ru до 31.07.2014.

Предложение должно содержать: название темы, ее актуальность, а также проблемы, которые могут быть решены в процессе рассмотрения темы.


***

Тематика МЭФ-2013 была обобщена на основе формулы «экономика для человека», а МЭФ-2014 – как «не сырьевое развитие России». Актуальность данной тематики очевидна. Что дальше? Как обобщенно сформулировать тематику МЭФ-2015 с тем, чтобы показать главную траекторию дискуссии? Аппарат «Новостей МЭФ» позволяет реализовать публичную научную дискуссию в аспекте тематики будущего МЭФ-2015. Это отвечало бы провозглашенному курсу на демократизацию науки.

В качестве введение в данную дискуссию предлагается авторское видение данной проблемы как «ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИКЕ: ОТ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВУ СОЦИАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА».

Естественно-гуманитарный синтез, реализованный в новой науке эргодинамике (Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., Энергия, 2003; 2 изд., исправленное и дополненное. М., ЛЕНАНД, 2012) , показывает исчерпаемость существующего пути мирового развития, финальность материальной цивилизации, которая выдвигает на первый план экономику как цель, возвышение материальных потребностей человека. На смену материальной идет социогуманитарная цивилизация. В ней экономика перестает быть целью, а становится средством гармоничного развития человека, обеспечивая согласованный рост всех составляющих странового капитала, вообще, и человеческого капитала, в особенности.

Согласно триалектике устойчивое развитие предполагает разрешение существующих в мире противоположностей на основе их гармонического синтеза. Для противоположности капитализм-социализм таким синтезом является социогуманизм. При этом от социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок. Главный принцип социогуманитарной гармонии – «все в меру».

Cоциогуманизм – это естественно-гуманитарное учение о функционировании и развитии глобальной системы природа-человек-общество. Социогуманизм выступает как обобщенный итог исторического пути, на котором неизменно росла ценность человека, совершенствовалось бытие.

Учение социогуманизма строится дедуктивным методом – от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Тем самым оно лишено недостатков обычно используемых индуктивных построений (субъективизм, не учет существенных факторов, преувеличение или преуменьшение роли других и т.п.). Три главных составляющих этого учения: от общества потребления – к обществу социального гуманизма, от «человека социального» - к «человеку социально-духовному», от социального - к социогуманитарному государству. При социогуманизме разрешаются (частично или полностью) на основе гармоничного синтеза основные противоположности в системе природа-человек-общество. В их числе: природа-человек – через гуманизацию окружающей среды, тоталитаризм-демократия – через сильное демократическое государство, богатство-бедность – через средний класс, права-обязанности – через власть закона, общенародная-частная собственность – через коллективистскую (акционерную) собственность и др.

Цель социогуманизма – гармоничное развитие человека как индивида и члена социума. Последнее означает сопряженный согласованный рост всех составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной (характеристики здоровья, интеллекта и нравственности, соответственно). Способ реализации цели – эволюционный, с учетом принципа относительного совпадения цели и результата развития. Новый приоритет развития – рост качества человека. Утверждение мировоззрения социогуманизма. Оптимальная (на современном этапе) модель государства с регулируемой рыночной экономикой, ориентированной через систему налогов и социальную политику на гармоничное развитие человека. Форма собственности вторична – первично развитие человека. Экохозяйство как сотворчество человека и природы. Свобода в эволюционном смысле как рост «запаса устойчивости» человека.

Отметим основные положения мировоззрения социогуманизма.

1. Человек, его жизнь в гармонии с Природой как высшая ценность бытия. Неизмеримым был «труд» Природы по выдвижению и становлению человека. Истинная «цена» человека бесконечно велика. Когда же все-таки возникает необходимость оценки стоимости человека (через величину человеческого капитала), непременно следует иметь в виду относительность данных оценок.

2. Человек и Природа сопряжены. Не будет Природы, не будет и человека. Вместе с тем, у человека имеется биосферная функция – поддержания устойчивости современной биосферы. В этом аспекте установки антропоцентризма и биоцентризма односторонни и не верны.

3. Развитие человека естественно и закономерно. Оно обусловлено свойством самосохранения жизни при изменяющихся условиях среды жизнеобитания, вызванными как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) факторами. Культурный прогресс человечества эволюционно обусловлен. Он вырос из этологического прогресса в животном мире.

4. Движущей силой эволюции является открытие и освоение нового ресурса. Благодаря кооперации разных видов и взаимодополняемости их функций жизнь устойчиво самосохраняется на протяжении геологического времени. Механизмы же конкуренции, борьба за существование играют вспомогательную роль: они устраняют регресс. Социальный дарвинизм, теория «человека экономического» основана на установке «служение себе». Этот подход не удовлетворителен, поскольку основан на диадной парадигме развития как «борьбы» противоположностей. При этом искажается природа человека - он полагается существом сугубо эгоистическим («человек экономический»).

5. В мире первично «добро», а не «зло»; альтруизм, а не эгоизм. Если бы первичным было «зло», то устойчивое существование жизни, цивилизации было бы вообще невозможным. Согласно позитивной психологии истинная, соответствующая эволюционному предназначению жизнь такая, при которой человек максимально развивает свои индивидуальные достоинства и добродетели для служения высшим духовным целям. При этом главные человеческие достоинства можно свести к следующим: мудрость и знание, мужество, любовь, доброта и человечность, справедливость, умеренность, духовность.

6. Гуманитарный прогресс в целом протекает по механизму устойчивого развития – через выделенные индивиды («человек творческий») на фоне основной не прогрессирующей массы. «Новое» овладевает массами постепенно. Отсюда вытекает особая историческая роль и ответственность ученых и интеллигенции вообще – через нее осуществляется научный и культурный прогресс человечества в целом.

7. Характеристикой качества человека является человеческий капитал. Он складывается из унаследованной (витальный капитал) и приобретенной (интеллектуальный и духовный) составляющих. В «человеке гармоничном» составляющие человеческого капитала находятся в оптимальном соотношении (по «золотой пропорции»).

8. Согласно социогуманизму, жизнь – высшая ценность бытия. Поэтому гуманитарные ценности (здоровье, образование, мораль, семья и т.п.) приоритетны по сравнению с материальными (хотя и не умаляют значение и роль последних). Так, иерархии либеральных приоритетов богатство-власть-слава можно противопоставить социогуманитарные: умеренность-свобода-достоинство.

9. Гармоничный образ жизни отвечает максимальной продолжительности деятельной жизни, что достигается на основе задействования основных факторов: благополучного детства, здорового и деятельного образа жизни, овладения мировоззрением социогуманизма. Здоровье человека в большой степени находится внутри него самого, определяясь его мировоззрением. Оптимизация здоровья и высокая культура жизни достигаются на основе мировоззрения социогуманизма.

10. Аномальная жажда обогащения рассматривается социогуманизмом как патология.

11. Ценности социогуманизма во многом соотносятся с религиозными ценностями. Это особенно касается таких сущностных моментов, как отношение к человеку и материальной стороне его жизни, а также к труду и богатству. Социальный гуманизм по-особому, ясно и доходчиво, расшифровывает феномен духовности. Духовный человек – тот, кто понимает, что жизнь – высшая ценность бытия; кто строит свою жизнь в соответствии с этим пониманием. Тем самым устраняется во многом неопределенный смысл, которое зачастую сопровождает термин «духовность». Духовность не тождественна религиозности: неверующий человек может быть глубоко духовным и наоборот. Впрочем, здесь образуется определенная коллизия, связанная с тем, что, бывает, человек жертвует своей жизнью ради спасения других. Однако это относится к «неравновесной» критической ситуации (стихийные бедствия, войны и др.). В «равновесной» жизни данная трактовка духовности остается в силе.

12. Глубинная цель социогуманитарного развития – благо, максимально полная удовлетворенность жизнью. Это дается не изобилием материальных благ, а полнотой жизни – максимальным развитием и использованием позитивных человеческих качеств для реализации своего земного предназначения. «Все в меру», этот издревле известный принцип благополучной жизни, получает в учении социогуманизма новое обоснование (с позиции триалектики).

* * *

В заключении отметим следующее. Стагнирующие общества материализма функционируют на основе диадной парадигмы единства и «борьбы» противоположностей. Диадная парадигма не учитывает творческую составляющую материи. Законом развития является триадная парадигма. Согласно ей существующие в мире противоположности разрешаются рождением «нового», являющимся гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей.

Социогуманизм рассматривается как гармонический синтез капитализма и социализма. Социогуманитарное государство является закономерным этапом развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство. Переход мира на социогуманитарную траекторию развития может состояться уже в XXI веке.

Наибольшие перспективы для гармоничного развития человека создадутся в социогуманитарном государстве. Именно для этого требуется переход России на траекторию социогуманитарного развития. Цель его – всеобщее благо, которое дается не избытком материальных благ, а гармонией жизни.

Все это обусловливает актульность постановки тематики МЭФ-2015 как «Человек в экономике: от общества потребления к обществу социального гуманизма».

Владимир Голубев, докт. геол.-мин. и канд. хим. наук, директор Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН,

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ