Валерий Гартунг: ужесточать ответственность за проведение массовых акций нельзя

Дата публикации: 20.05.2014

20 мая Государственная Дума рассмотрела проект федерального закона № 485729-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях)". От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг:

– Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич (Прим. – С.Е. Нарышкин, Председатель Государственной Думы), уважаемые коллеги.

Наша фракция не поддерживает этот законопроект, и вот по каким причинам.

Авторы законопроекта и председатель комитета привели доводы, на мой взгляд, не совсем отвечающие реальной ситуации. Все ссылаются на 31 статью Конституции, которая гарантирует право мирно, без оружия собираться гражданам свободно, но все её в этом зале понимают, к сожалению, по-разному.

Кроме того, право меньшинства начинать доминировать над большинством. И, мне кажется, это уже реализовано сегодня, потому что чиновничество на местах сегодня трактует действующее законодательство так, как оно хочет. И кстати, законопроект, который был недавно здесь не принят в первом чтении, который бы регламентировал порядок оформления разрешения на проведение массовых акций, которые уже назрели, потому что у нас есть уже правоприменительная практика, которая говорит о том, что часто чиновники очень своевольно трактуют законодательство. Они, например, не мотивируют свой отказ, хотя, напоминаю, что у нас принцип проведения массовых мероприятий – уведомительный. То есть этот уведомительный принцип превратился уже в разрешительный. И чиновники на местах именно так им пользуются, из-за этого очень часто возникают нарушения закона о проведении массовых мероприятий, хотя на самом деле они спровоцированы незаконными действиями местных чиновников. Очень часто, к сожалению, суды не встают на сторону граждан, а фактически покрывают чиновников.

Бывают случаи и иные судебных решений, как в городе Златоусте, я приводил сегодня пример, там суд поставил точку в этом вопросе. Но если бы суд не разобрался, то ситуация могла бы привести к печальным последствиям, продолжались бы акции массового протеста.

Теперь хочу сказать о некоторых вещах, о которых здесь говорилось. Дело в том, что цель этого законопроекта, как заявили авторы и представитель комитета – предотвращение массовых беспорядков. Но дело в том, что не жестокость наказания предотвращает преступление, а его неотвратимость. И мы уже недавно приняли поправки в законодательство, в которых ужесточили штрафы, ужесточили ответственность за нарушение. Зачем дальше двигаться? Этого достаточно уже. Зачем ещё дальше загонять ситуацию вглубь? Обжегшись на молоке, вы дуете на воду.

Вы испугались того, что творится на Украине, но там другая ситуация. Когда ужесточаются наказания за нарушения, очень часто в нашей правоприменительной практике выходит так, что честный гражданин, который добросовестно пытается защитить свои права, становится нарушителем в силу нарушения закона со стороны чиновников, действий судей или сотрудников правоохранительных органов.

И, к сожалению, в этой ситуации, вы сосредоточились только на протестах, которые в Москве, а ведь протестов масса, например, протестов социального характера.

Ужесточение наказания будет очень серьёзно подстёгивать социальную напряжённость, потому что правильно сказал Коломейцев (Прим. – Н. Коломейцев, фракция КПРФ): социальная напряжённость растёт, в том числе, по нашей вине.

Мы напринимали законов, которые трактовать можно как угодно. И правоприменительная практика настолько извращённая, что даже та хорошая идея, которую мы с вами закладывали в закон, потом извращается совсем по-другому. И мы даже не узнаём, порой, какие решения принимаются, даже мы не можем себе представить, что мы за это голосовали.

Мы считаем, что, конечно же, ужесточать в этой ситуации ответственность за проведение массовых акций нельзя, особенно когда у нас нет регламентации – где рецидивисты, а где действительно ситуации, когда одна и та же социальная ситуация повторяется многократно и люди вынуждены на неё реагировать.

Вы никак это не регламентируете. На профессиональных революционеров, о которых вы говорите, есть сегодня управа в действующей редакции Уголовного кодекса – статья 212 о массовых беспорядках.

"Болотное дело" показывает, что сегодня, если есть желание государства, можно посадить организаторов этих массовых беспорядков – так вы это и сделайте. Зачем ещё ужесточать законодательство, чтобы под это попали совершенно рядовые граждане, которые сегодня в силу несовершенства законодательства выходят на улицы, подчёркиваю, по ЖКХ, по экологической ситуации. Посмотрите, почитайте Интернет, сколько ситуаций в регионах, когда местные власти, несмотря ни на что, ни на какие экологические нормы, на границе какого-нибудь памятника природы дают разрешение на открытие карьера. Люди всю жизнь копили деньги, строили себе садовые домики на последние деньги, а потом им раз – и открытая разработка, добыча какой-нибудь руды. И никто им ничего не компенсирует.

Как вы думаете, в этой ситуации люди будут выходить на массовые акции? Будут. А как вы думаете, местные власти будут им разрешать эти массовые акции? Не будут. Вот вам, пожалуйста, рецидивисты. Зачем мы людей загоняем в такую ситуацию? Ведь дело в том, что людей, которые являются профессиональными борцами с властью, этим не напугаешь.

Граждане обращаются к нам, мы ничего не можем сделать, обращаются в местные органы власти, к губернаторам и последняя возможность, которая у них есть – это выйти и апеллировать к обществу, а вы их этого лишаете. Я считаю, что этого делать нельзя, это вредно и опасно и, прежде всего, для государства, если вы не даёте возможность вырваться наружу социальному протесту, в конечном итоге, этот котёл разорвёт. Хотелось бы, чтобы это произошло в другой стране, не у нас, но, к сожалению, вы всё ведёте к тому, чтобы этот социальный взрыв назрел в масштабах всей страны.

Я вас призываю не голосовать за данный законопроект, для того чтобы предотвратить эти катаклизмы.

Источник публикации: Справедливая Россия