«Майские» Указы Президента и Рекомендации МЭФ

Дата публикации: 21.05.2014

Указами В.В. Путина от 7 мая 2012 года предусмотрено существенное улучшение социально-экономической ситуации в нашей стране. Их выполнение сделает нашу страну развитой промышленной державой и позволит уйти от «унизительной сырьевой зависимости». Одновременно будут существенно повышен уровень жизни населения – повышена обеспеченность жильем и детскими садами, возрастут доходы работников бюджетной сферы – учителей, врачей, работников культуры и науки.

На ближайшее время намечена проверка выполнения заданий указов.

В частности, указами предусмотрено:

- создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

- увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;

- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

- увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза от уровня 2011 года;

- повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.

- увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза;

- доведение в 2012 году средней заработной платы учителей до средней заработной платы в соответствующем регионе;

- повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Задача в том виде, как ее формулирует глава государства, такова: кардинальные изменения должны увидеть и почувствовать граждане. Через полтора года после подписания указов, результат не был достигнут. В декабре 2013 г., выступая с Посланием к Федеральному Собранию, Президент реализацией "майских указов" был крайне недоволен: "то ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается".

Реализация Рекомендаций Московского экономического форума по совершенствованию российской налоговой системы могла бы способствовать выполнению многих из поставленных президентом задач.

Если мы хотим повысить производительность труда, развивать промышленность и уйти от сырьевой зависимости, налоговую систему надо менять. России нужен новый Налоговый Кодекс. Необходимо пересмотреть и ставки налогов, и всю налоговую систему в целом. Нынешняя политика власти в фискальном смысле несостоятельна, поскольку она разрушает налоговый потенциал страны.

Нуждается в совершенствовании вся российская система налогообложения. Но в первую очередь нуждается в совершенствовании налоговое администрирование, налог на добавленную стоимость, подоходное налогообложение и амортизационная политика.

«Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС – неполный перечень «заморочек» бухгалтера. Отчет в налоговую инспекцию – несколько десятков страниц текста и расчетов. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных – сегодня в тюрьмах сидят более 100 тысяч предпринимателей. Многие из них сидят из-за разногласий с налоговой инспекцией в оценке отчетных данных и, в первую очередь, по НДС.

Переход на электронную отчетность проблему не снимает. На принадлежащем «Ростсельмашу» тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров. В России для такого завода требуется 65 бухгалтеров. Сегодня в России по разным данным работают от 3,7 млн. до 5,0 млн. бухгалтеров – одна их самых популярных профессий.

Между тем, налоговую отчетность можно существенно упростить и объем декларации (налогового отчета) можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Проект такой декларации нами разработан. Работа бухгалтера требует специальной подготовки и соответствующей квалификации. Но налоговая отчетность должна быть простой. Например, в Швеции декларация по налогам на зарплату и НДС умещается на 1 странице для всех предприятий, независимо от их размера. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. Ведь если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно – кто есть кто: кто создает добавленную стоимость и дает людям работу, а кто занимается перепродажей и «обналичкой»; кого надо проверять, а кого можно и не проверять. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Возможно, это и есть его достоинство. Особенно для тех, кто ловит рыбу в мутной воде.

Эффективным направлением улучшения предпринимательского климата в России могло бы стать совершенствование Налога на добавленную стоимость (НДС). В сегодняшнем виде НДС тормозит производство и плодит коррупцию.

Существующая методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы тем, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Значительное число предпринимателей, осужденных по статьям «мошенничество» и «хищения», сидят по причине разногласий по НДС с налоговым инспектором.

Степень воровства при возмещении НДС превышает все мыслимые пределы. Судите сами. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1335 млрд. руб. («Ведомости», 24 июля 2013 г.). При этом за 2000 – 2012 годы сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза.

Если бы злоупотребления в 2012 году сохранилось на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что только при экспорте был украден 901 млрд. руб. (1335-434). И это – минимум, т.к. воровство процветало и до 2000 года.

Огромные суммы незаконно возмещаются и за продукцию, произведенную и реализуемую в России. Делается это очень просто – например, достаточно лишь выписать себе счет-фактуру за якобы полученные материалы. Эти материалы можно даже не оплачивать. Но если оплатить через «однодневку», то помимо возмещения НДС можно еще получить «обналичку». Есть и другие способы.

Расчеты показывают, что общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 1,5 трлн. руб.

Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составят 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство готово израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Одновременно это позволит выполнить соответствующие задания Указов президента России.

Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европейского Союза (ЕС). По их данным из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%.

В России собираемость НДС не превышает 50%.

Сложность контроля правильности уплаты НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с неуплатой НДС и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. для каждого региона установила «безопасную долю вычетов» НДС: в среднем по России эта доля составляет около 90%.

Кстати, в 2012 году в России был собран НДС в сумме 3,5 трлн. руб., в т.ч. 1,9 трлн. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России. Некоторые предлагают заменить НДС налогом с продаж (НСП). Чтобы собрать те же 3,5 трлн. руб., ставка НСП должна быть около 20%, т.е. настолько вырастут розничные цены. На такой «подвиг» вряд ли кто-то пойдет. Да и проблемы собираемости НСП не исключаются. По данным ФНС собираемость НСП в 2002 году (тогда НСП был равен 5%) не превышала 30%

Что делать? Мы предлагаем:

во-первых, снизить ставку НДС до 10% и сделать ее единой для всех;

во-вторых, считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов) – в этом случае счета-фактуры и возмещения НДС будут не нужны;

в-третьих, 50% НДС оставлять регионам;

в-четвертых, сумму НДС, подлежащую возмещению экспортерам промышленной продукции, определять не на основе счетов-фактур, а расчетным путем на основании калькуляции;

в-пятых, по примеру Китая, отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов).

Сумма поступлений НДС в бюджет после реализации предложений существенно возрастет. И не благодаря борьбе с воровством, что нереально, а благодаря лишь небольшому изменению методики расчета НДС. Одновременно почувствуют облегчение тысячи предпринимателей, которые не могут возместить свой кровный НДС, и которым грозят уголовной ответственностью за «неправильные» счета-фактуры, полученные от поставщиков. Никаких научных, организационных или методических проблем нет.

И нельзя сказать, что на решение проблем администрирования не выделяют средства. На строительство Центров обработки данных системный интегратор «Компьюлинк» получил контракт Федеральной налоговой службы на 4,96 млрд. руб. (см. «Ведомости» от 20.08.2013). Если бы нам выделили одну пятисотую часть этих средств, мы бы сократили, как минимум, наполовину необходимый объем обрабатываемых данных, и такие дорогие Центры были бы не нужны.

Благодаря усилиям Агентства стратегических инициатив (АСИ), разработавшим соответствующую «Дорожную карту», по качеству ведения бизнеса Россия поднялась в 2013 году со 120-го места на 92-е. Но это – по формальным признакам. По сути ничего не изменилось и даже стало хуже. Количество бумаг не сокращается.

У нас есть конкретные наработки. Но они никому не интересны.

Условием экономического развития и выполнения заданий указов В.В. Путина является введение России прогрессивной шкалы подоходного налога. Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.

Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые тратят в России ровно столько, сколько надо на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России.

Наличие покупательского спроса – главный фактор экономического развития. И именно прогрессивная шкала позволяет наполнять бюджет и перераспределять доходы наиболее оптимальным образом. За счет собранных налогов обеспечиваются достойные зарплаты бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др.

Тема эта – не новая. Разные варианты предлагали и КПРФ, и Справедливая Россия. Но власть – против. При постановке вопроса о целесообразности ее введения кому-то приходит на ум «опять «шариковы» хотят отнять и поделить», «это угробит средний класс», «все уйдут в тень» и т.п.

Во-первых, по поводу «отнять и поделить». К сожалению, это уже произошло: небольшая группа россиян захватила богатства России, поделила их между собой и зарегистрировала за рубежом.

Во-вторых, «имущественное неравенство в России является самым высоким в мире, за исключением малых народов Карибского бассейна». Таково мнение независимых экспертов (см. отчет Global Wealth Report, 2013, http://www.ad-res.ru/clubnews/Socialnoe-rassloenie-v-Rossii-stavit-rekordi.php). Но это было известно и без них. По данным 2010 года (см. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/177034) «1% населения России получает около 40% всех доходов. Для сравнения: в США доля 5% наиболее богатых домохозяйств в национальном доходе составляет всего 21%. На 1% самых богатых людей в США приходится 8% национального дохода. Таким образом, в России степень неравенства в 5-10 раз выше, чем в США». Так было в 2010 году. С тех пор ситуация стала еще хуже. Сумма доходов менее 1% населения превышает сумму доходов остальных 99%. Такого нет нигде. И это может привести к социальному взрыву. При этом повод может быть любым.

С учетом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить до 250 тыс. руб. ($8 тыс.) в месяц. Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 15 тыс. руб. в месяц, как в Китае, при том, что ВВП на душу населения в Китае в 2 раза меньше, чем в России. В Бразилии не облагаются подоходным налогом 24 тыс. руб., в странах Европы – около 30,0 тыс. руб. в месяц. Для дохода от 250 тыс. до 1 млн. руб. ставка налога должна быть 30%; свыше 1 млн. руб. в месяц – 50% (как, например, в Англии; в Китае – 45%, в Швеции – 58%, в Дании – 65%; в США сейчас – 39,6%, но в 1964 г. был 91%).

Благодаря необлагаемому налогом доходу в 15 тыс. руб. в месяц, снижение налоговой нагрузки почувствуют 99% россиян, и лишь менее 1% должны будут платить повышенный налог.

Российского среднего класса предлагаемая шкала не коснется. Месячная зарплата $8 тыс. долларов по всем меркам выше доходов среднего класса. Например, в США верхняя планка доходов среднего класса $95 тыс. в год. И никто никуда не убежит – все, что можно вывести за рубеж, выводится и при сегодняшней ставке. К тому же большие зарплаты получают топменеджеры госсектора, который дает более половины ВВП в России. Бюджет ничего не потеряет.

Естественно, одновременно с введением прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо обеспечить администрирование этого налога.

Именно прогрессивная шкала подоходного налога и его нормальное администрирование должны стать главными инструментами борьбы с незаконным обогащением и коррупцией. Вспомните Аль Капоне. Ведь его посадили за неуплату налогов, т.к. свидетелей преступлений не было, а недвижимость была. Наши коррупционеры тоже деньги в землю не закапывают. Они покупают предметы роскоши. И не важно – на Рублевке или в Майами. Налоговый инспектор найдет повсюду. А произойдет это или нет, зависит от качества налоговой системы.

Если мы хотим развивать производство и снижать социальную напряженность, надо немедленно вводить прогрессивную шкалу подоходного налога.

М.Д. Абрамов, вице-президент ЭАЦ «Модернизация», профессор Московского налогового института, к.т.н.

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ