Мы должны гордиться нашими машинами и изделиями

Дата публикации: 13.05.2014

На процесс развития промышленного производства в нашей стране в последние годы влияет множество факторов. В их числе – реформирование высшей школы и прикладной науки, вступление России во Всемирную торговую организацию, остаточные последствия мирового финансово-экономического кризиса. Своим видением нынешней ситуации в основных отраслях, особенно в машиностроении, с читателями журнала «Национальные приоритеты» поделился Юрий Александрович ПЕСКОВ, Герой Социалистического Труда, кандидат технических наук, профессор, академик Инженерной АН, почетный гражданин Ростова-на-Дону и Ростовской области, член Общественной палаты Ростовской области.

На всех уровнях власти в России идет разговор о том, как избежать зависимости от нефтяной и газовой «иглы», повернуть экономику нашей страны на инновационный путь развития. Мировой экономический кризис еще более обострил этот вопрос. Наконец наступил такой момент, когда дополнительную прибыль от нефти и газа мы получить не можем. Цены даже у нас, в России, стали такими, что уже и наша экономика с 4-5 процентов роста ВВП опустилась до 1, 3 процента. Все это произошло потому, что цены на энергосоставляющие достигли мирового уровня, а все остальное осталось на уровне почти прошлого. Вот и результат.

Основой новой экономики должна стать фундаментальная наука, основными генераторами которой призваны стать Российская академия наук, наукоград в Сколково и другие научные организации.

Но мы должны для этого воссоздать прежде всего прикладную науку, отраслевую и заводскую науку. Нам необходимо создать мощный промышленный потенциал, способный переработать все идеи ученых. Задача сложная и очень затратная. Главное – подготовка высококлассных инженерных и высококвалифицированных рабочих кадров. На основном производстве, т.е. на заводах и производственных объединениях, мы должны создать условия для роста креативных руководителей, чтобы они за собой потянули цепочку роста в производстве, прежде всего в машиностроении. Для этого необходимо разобраться прежде всего с заготовительным производством в литейных цехах серого чугуна, стали, цветного литья, точного литья, порошковой металлургии и различного рода поковок и штамповок, т.е. непосредственно от заводской малой металлургии, от собственного литья заводов зависит будущее нашей экономики.

Для резкого роста производительности труда необходимо иметь совершенно новую технологию изготовления заготовок как литья, так и поковок. Необходимо уходить от ручной формовки на плацу в землю. Мы здесь не получим высокого качества и необходимого количества. От качества изготовления заготовок зависит технический уровень поставки оборудования и инструмента. А в конечном счете – рост производительности труда и, соответственно, рост валового внутреннего продукта. Это аксиома нашей экономики.

В 1991-1992 годах с ликвидацией министерств, а их в СССР функционировало 53, соответственно, было ликвидировано огромное количество отраслевых научных организаций и часть заводских. Опорой машиностроения всегда были 5 министерств, которые определяли уровень кооперации и поставок комплектующих изделий между предприятиями машиностроительного комплекса: Минавтопром, Минавиапром, Минсудпром, Минсельхозмаш и Миннефтехимпром и, конечно, ВПК (военно-промышленный комплекс). На фундаменте этих министерств формировалась вся база комплектующих изделий для создания всего дальнейшего передела машиностроительной продукции. Сегодня эта база, на которую машиностроители опирались, исчезла. В результате вся комплектация ушла на импорт комплектующих изделий из стран Евросоюза, КНР и других государств. Растет интеграция межгосударственной торговли, мы на этом теряем огромные объемы ВВП. В связи с этим растет себестоимость нашей машиностроительной продукции, т.к. наши цены не сопоставимы с нашими партнерами. Это, соответственно, отражается на конечной цене выпускаемой продукции машиностроения.

Мы теряем экспортную составляющую нашего машиностроительного комплекса, а точнее – несырьевого экспорта. Она сегодня выражается в цифре 12 процентов, это очень мало для России. А импорт готовых машин и комплектующих изделий растет семимильными шагами.

У нас в плачевном состоянии подшипниковая промышленность, производство гидравлики, электроники, электротехники и даже резинотехники. Это чрезвычайно плохо для машиностроения. За двадцать лет мы не построили ни одного дизельного завода для оснащения тракторов, комбайнов и других самоходных машин, а их у нас сотни наименований. Нам нужны дизельные двигатели от 100 л.с. до 750 л.с.

«Мы должны создать такие условия работы и учебы, чтобы человек гордился своей рабочей должностью».

Мы постепенно прекратили у себя производство ведущих мостов с гидростатическими приводами, трансмиссий, коробок передач на комбайны и трактора. Это огромная номенклатура корпусных деталей и вся начинка. Это валы шлицевые и цилиндрические. Это огромная номенклатура различных зубчатых шестерен и блоков из них, и других зубчатых передач. На сегодня в связи с этим у нас потеряна термическая обработка деталей различного назначения. А это привело к потерям в финишной обработке и доводке деталей до необходимого качества и точности изготовления. В результате мы становимся большим сборочным цехом Европы, собираем привезенные из-за границы детали и узлы в машину. Красим, ставим на машину все, что положено после окраски, делаем трафареты или их клеим. Все, машина готова. Но это приводит к деквалификации рабочих кадров.

Все это хорошо видно на примерах нашего автомобилестроения, комбайностроения и тракторостроения. Сегодня локализация на таких заводах, как правило, не более 20 – 30 процентов, а необходимо, как минимум, 60 – 70 процентов.

Наша наука получит развитие как фундаментальная, прикладная и отраслевая только в том случае, если мы восстановим и создадим наш новый технический потенциал в машиностроении на новом техническом уровне, соответствующем XXI веку.

Нам необходимо восстановить на новом техническом уровне всю станкоинструментальную промышленность в соответствии как с сегодняшними, так и с перспективными требованиями. Уже сейчас мы должны создавать сквозные научно-технические и технологичные комплексы от Академии наук, Сколково, академических институтов с конкретными заданиями и главное – со сроками их внедрения, с пофамильно ответственными конкретными руководителями. Нельзя ждать конечного результата годами, необходимо реализовывать то, что готово к внедрению на сегодняшний день.

Да, это риски. Но если мы не будем этого делать, мы не сможем обеспечить ускорение научно-технического прогресса. Я это все испытал на собственном опыте, принимая решения, двигая все вперед, брал ответственность на себя, доказывал и в конечном счете побеждал. Все мои действия были учтены в государственной программе с участием ГКНТ т. Марчук Г. И. и многими институтами Академии наук. Именно в этом состоят знания, сила и мощь креативного руководителя предприятия.

Фундаментальные исследования и научно-технические прикладные разработки надо соединить в единое целое, в единый технологический процесс. Создать комплексные сквозные бригады от разработки до внедрения в производство. Тогда мы достигнем результатов, которых требует от нас Президент России В. В. Путин в указах от 7 мая 2012 года. Нам надо создать 25 миллионов высококлассных рабочих мест, это большая часть сегодняшнего машиностроения. Это значит создать совершенно новое поколение машиностроителей.

Нам необходимо освоить поэтапное внедрение научных достижений, и только в этом случае мы победим. Согласен: молодежь должна смотреть в будущее, и ей в этом надо помогать и двигать вперед, но нельзя игнорировать и мудрость прошлых лет, успехов, проб и ошибок. Из всего этого надо делать правильные выводы, недаром народная поговорка гласит: «По проторенной тропе ходить удобнее». Без прошлого не бывает будущего, об этом говорит вся тысячелетняя история России. Нам надо укреплять преемственность поколений, в этом наша сила и наша нравственность отношения к ветеранам академии и других научных учреждений.

«Мы должны из техцентра выпускать специалистов «золотые руки», умеющих управлять комплексами, обрабатывающими центрами».

Невольно вспоминаю такую историю. Когда 40 лет назад, в 1973 году, меня назначили главным инженером «Ростсельмаша», к нам в Ростов приехал Евгений Павлович Велихов. Мне удалось с ним встретиться и обсудить ряд вопросов, связанных с техническим уровнем наших комбайнов и завода в целом. Работали мы с ним в течение 2 суток. До этого я слышал фамилию Велихов, но никогда не думал, что этот человек владеет ключом к новым научно-техническим решениям, которые он мне предложил. И вот недавно, читая в Интернете выступления наших ученых, я увидел поразившие меня слова академика Велихова. Он, в частности, сказал, что считается, будто научно-технический потенциал создается двумя факторами – трудом ученых и менеджеров. Но на самом деле это совсем не так, т.к. между ними находится еще инженер, о котором мы совсем забыли, но который создает новую реальность наших достижений в науке и технике.

Нам нельзя вновь ошибиться, время уходит. Все, на чем мы летаем, ездим и плаваем, что мы используем в быту и на производстве, создается трудом инженеров в первую очередь. Это они воплощают научные разработки в металл.

Академик Велихов – член Общественной палаты России. Я – член Общественной палаты Ростовской области. И вслед за академиком Велиховым я говорю, если мы все вместе не решим проблему прикладной науки, не восстановим отраслевую и заводскую науку, мы можем потерять все. Даже то, что мы имеем сегодня. Это недопустимо. От этого прежде всего зависят обороноспособность и безопасность России. И это сейчас становится чрезвычайно главным, об этом забывать нельзя.

Уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! Вы недавно объявили, что воссоздается ракетно-космический комплекс, как это было во времена

С. П. Королева. Он тогда создал на базе КБ Королева все виды производств, которые были необходимы для полетов в космос и создания вооружения, достойного России в XXI веке, то есть, создал предметно-замкнутый цикл производств. Нужно сделать еще несколько шагов и восстановить все 5 комплексов, которые будут и в XXII веке определять лицо нашей промышленности. Я о них сказал.

Пока не поздно мы должны сегодня думать, как и каким образом мы должны готовить наших инженеров, а это будущее машиностроения нашей Родины. Мы отказались от заводов-втузов, здесь готовились главные кадры линейного персонала цехов. Надо подумать и исправить эту ошибку. Ибо именно эти кадры обеспечивают своим трудом рост ВВП на каждом рабочем месте.

Нам нужны организаторы производственного процесса. Это мастера, старшие мастера, начальники цехов и участков, отделов и т.д. Эти кадры должны быть технически грамотными, с листа читать чертежи и владеть компьютерным проектированием. Именно они должны уметь понимать сложившуюся обстановку на производстве, поведение и взаимоотношения в бригадах. От них зависят все практические успехи, особенно связанные с качеством работы каждого человека бригады. Именно эти мастера должны в совершенстве и досконально знать технологию производства и оборудование, на котором работает коллектив. От работы мастеров зависит нравственный настрой коллектива и каждого рабочего на участке и в цехе. Именно они должны знать будущее их сегодняшнего труда, и для каких успехов России мы сегодня его производим. Они должны видеть цель, к которой мы идем.

«Из крупных заводов держится один только «Ростсельмаш», и то только потому, что руководство «Нового содружества» выделяет средства на его развитие и ежегодное освоение новой модели комбайнов и других сельхозмашин».

К сожалению, у нас не учат этому в институтах, и это очень плохо. Надо изменить подготовку кадров в наших профтехучилищах и лицеях. Нужно уходить от этих названий, которые пугают нашу молодежь, а не призывают стать классными специалистами в своей профессии. Надо не стесняясь принимать необходимое решение и добиваться его исполнения, особо при подготовке кадров.

Абсолютно ясно, что история развития сырьевой экономики подошла к своему финишу и уходит в прошлое. Нам сегодня необходимо поднять на высокий уровень развитие инновационной экономики. Для этого необходимо изменить всю философию жизни, изменить образ жизни. Для этого нам необходимо сформировать совершенно новую инновационную способность общества, целую профессиональную систему подготовки и переподготовки кадров. Нам крайне необходимо создать экономические условия для развития машиностроения. Это самая тяжелая, но чрезвычайно важная задача. Именно в машиностроении должны созреть будущие креативные руководители промышленности. Для развития машиностроения необходимо установить четкие жесткие сроки поэтапного развития и выделить необходимые преференции, чтобы заинтересовать новых руководителей наших предприятий, а точнее – работодателей и собственников, т.е. хозяев, и их поддерживать независимо от того, кто хозяин этих предприятий. Надо думать прежде всего о России и ее месте в нашем очень сложном мире взаимоотношений. Вместо нас с вами никто не придет к нам, в Россию, и никто не поможет. Нам нельзя бояться браться за тяжелые и трудные вопросы освоения производства двигателей, трансмиссий, гидравлических приводов. Нам надо закупать и строить или поднимать существующие заводы, оснащать их новейшим оборудованием, а не покупать машины. В этом гвоздь нашей программы. Именно это мы делали с 1935-го по 1941 год, и именно поэтому мы подготовились к рывку в 1941 – 1943 годах и победили.

Все находится в наших руках, мы это должны четко понимать и делать все, чтобы максимально возможное число комплектующих мы изготавливали у себя, в России. Только в этом случае мы обеспечим безопасность нашей страны в случае особого положения – а мы его уже ощущаем – и поднимем ВВП на высочайший уровень. Но делать их высококачественными и лучше тех, которые мы сейчас покупаем за границей.

Надо на базе профтехучилищ и лицеев создавать научно-технические центры, технопарки, кластеры и многое другое. Надо на этой базе воссоздать повышенное и более ответственное среднетехническое образование с выдачей дипломов, может быть, там, где в будущем с технической стороны оно сложное – даже дипломы бакалавра.

«Рабочие кадры, их подготовка – важнейший вопрос современного машиностроения».

Нам надо заинтересовать нашу молодежь интересной, высокоспециализированной и квалифицированной работой. Мы должны из техцентра выпускать специалистов «золотые руки», умеющих управлять комплексами, обрабатывающими центрами 1-, 2- и 3-координатными, владеющих в совершенстве компьютерным дистанционным управлением, сложнейшими станкокомплексами, владеющих технологическими процессами и возможностями своими знаниями на этот процесс повлиять. Мы за счет этого высшего образования должны так поставить работу, чтобы обеспечить создание общества производителей, а не только потребителей. И это наша главная задача. Мы должны создать новую идеологию нашей работы и жизни и знать конечный результат, к чему мы идем. Мы должны создать такие условия работы и учебы, чтобы человек гордился своей рабочей должностью, специальностью и квалификацией, а это уже нравственная часть программы. Только в этом случае мы можем сказать, что достигли определенных успехов в деле подготовки кадров.

Нам сегодня надо закупать самое передовое оборудование и создавать потенциал нашей промышленности и машиностроения, готовить кадры. Нам нельзя потерять время, если мы будем ждать становления собственного станкостроения.

Еще более принципиальный вопрос – подготовка руководящих инженерных кадров. Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что диплом об окончании вуза еще не говорит о том, что человек стал настоящим профессионалом в своем деле. Учеба в институте, университете, академии дает главное – она учит человека методически правильно заниматься самообразованием, работать с технической литературой, постигать новшества в той или иной отрасли. По-настоящему серьезный инженер просто обязан серьезно работать над собой ежедневно и ежечасно. Скажу больше – привычка к самосовершенствованию должна воспитываться в семье и, как говорится, впитываться с молоком матери. Руководитель должен делать себя сам своими знаниями. Только в этом случае он достигнет высочайшего признания коллектива.

Теперь о руководителях. Я вижу, что сейчас в этой среде широко распространена узкая специализация молодежи. Не знаю, насколько это перспективно. Для меня всегда в этом смысле был примером Сергей Павлович Королев, который обладал огромными и самыми обширными знаниями. Руководить – это значит предвидеть, жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем. Кроме того, руководитель должен быть чрезвычайно коммуникабельным человеком. Он должен также уметь аргументированно отстоять свою позицию. Он должен быть высокообразованным и чрезвычайно порядочным человеком. Он должен видеть конечную цель и каждый день к ней приближаться. Так что инженерные, рабочие кадры, их подготовка – важнейший вопрос современного машиностроения и других отраслей. Без этого базовые отрасли экономики, такие, как автомобилестроение, судостроение, авиастроение, сельхозмашиностроение, мы развивать не сможем. Надо на этой базе создавать научно-технические кластеры с широкими возможностями и правами на местах и в России в целом.

Президент ЗАО «Новое содружество» Константин Бабкин и генеральный директор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев на встрече с журналистами.

Я вспоминаю знакомые мне по документальным материалам события Великой Отечественной войны, когда в 1941 году из Ленинграда в Челябинск было эвакуировано производство танков КВ. За 53 дня производство было восстановлено. К началу нашего контрнаступления под Москвой был отгружен первый эшелон этих машин. Директором тракторного завода (танкограда) тогда был т. Зальцман – это был настоящий креативный руководитель, который совершил настоящий подвиг во имя своей Родины. Именно на примере этих 2 больших руководителей я учился тому, как за 4 года поставить на производство совершенно новую машину «Дон-1500», не снимая «Ниву» с производства и не останавливая производство ни на одну минуту.

Чем выше будет квалификация такого работника и производительность его труда, тем будет выше ВВП страны, богаче будет государство. Это аксиома любого руководителя машиностроительного завода.

Могу вспомнить такой пример. Меня в свое время пригласил к себе заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС Василий Семенович Фролов и поставил задачу: создать новый советский комбайн. Он должен был быть спроектированным советскими инженерами, подготовка производства должна осуществиться советскими технологами, сконструирован советскими конструкторами. Он должен изготавливаться на советском оборудовании, комплектоваться советскими комплектующими изделиями. Я ответил, что для осуществления этой грандиозной задачи должна быть подготовлена очень серьезная база. Мне и еще нескольким замминистра Правительства СССР поручили разработать проект постановления, которое заложило бы основы для решения поставленной задачи, объединило усилия множества министерств, ведомств, предприятий и организаций. Мы создали рабочую группу из 20 человек. В течение 3-4 месяцев работали с 32 министерствами. Во главе этого штаба был министр МТСХМ т. А. А. Ежевский, и мы создали и согласовали 1,5 тысячи новых наименований комплектующих изделий, из которых 1 тысяча выпускалась в единичных экземплярах, а 500 вообще и в номенклатуре не было. Их пришлось приобретать за рубежом. Мы привезли на 25 машинах все эти комплектующие изделия, за 3 месяца создали 2 комбайна. Один из них своим ходом за 2 дня пришел из Ростова-на-Дону на ВДНХ в Москву. Тогдашний руководитель Советского государства Л. И. Брежнев был немало изумлен появлением такой машины. Это было 20 февраля 1981 года, накануне XXVI cъезда КПСС. Значит, это можно сделать, если сильно захотеть и понимать, что отступать некуда, за тобой – Россия.

А потом моя задача была вместе с А. А. Ежевским эти 32 министерства поставить в такие условия, чтобы они выполнили согласованную и порученную им работу. Практически эту задачу решали 1100 предприятий СССР, и с каждым надо было согласовать количество, качество и сроки поставок. Мне дали на это серьезные полномочия. Меня назначили заместителем министра сельхозмашиностроения СССР. И мы к началу выпуска все освоили, все комплектующие изделия на всех заводах СССР, кроме кондиционера. Кондиционер и по сей день не освоили. У нас не было специалистов, которые смогли бы сконструировать компрессор. Сегодня, для сравнения, основную массу комплектующих мы покупаем за границей. В том числе и двигатели, и мосты, и гидравлический привод, и многое другое. И все это мы делали у себя, в СССР.

И это очень плохо для России, а для качества комбайнов это даже хорошо. Потому что, когда мы ставим на комбайн двигатель фирмы «Мерседес», само название фирмы гарантирует качество. Вот наша задача и состоит в том, чтобы наша российская фирма гарантировала такое же качество изделия, как Германия.

Губернатор Ростовской области В. Ю. Голубев поставил вопрос так: если сделано у нас, на Дону, значит, высокого качества. Мы должны гордиться нашими машинами и изделиями. Это очень почетно и ответственно перед всей Россией.

Мы сегодня очень много говорим о развитии малого и среднего бизнеса. Но давайте зайдем в любой супермаркет и попробуем найти какую-либо бытовую технику отечественного производства. Все страны мира нам поставляют холодильники, стиральные машины, телевизоры. Даже ножи, вилки и зубные щетки. Это главный наш резерв развития ВВП. И сколько можно об этом просто говорить, надо действовать. Товары народного потребления – это главный объект производства малого и среднего бизнеса.

Нам надо создавать объединения этих предприятий, а на их базе создавать специализированные заводы по производству различных пластмассовых деталей, электродвигателей небольшой мощности, компрессоров, изделий электроники и еще огромной массы различных комплектующих изделий для этого рода бизнеса. И только в этом случае наш малый бизнес покажет, на что он способен.

Сейчас необходимо вложить деньги в строительство предприятий элементной базы для малого бизнеса, а когда они заработают, их с удовольствием приобретут новые хозяева, и деньги вернутся в бюджет.

Если мы сегодня не поднимем технический потенциал машиностроения, мы не сможем поднять малый и средний бизнес на должный уровень. Потому что для этих предприятий сегодня нет опоры. А опора – это машиностроение и его комплектация. Чтобы это поднять, надо жить этим, думать день и ночь, как его поднять.

Если промышленный комплекс заработает в полную силу, сразу возникнет вопрос недостатка квалифицированных рабочих кадров, и это будет еще одним важным фактором в резком увеличении потребности малого и среднего бизнеса. Наши гиганты придут с предложениями в малый и средний бизнес, с вопросами совместной работы. По-другому просто не может быть, все в нашем мире взаимосвязано, и прежде всего это – рабочие кадры. И совершенно другой уровень продукции предприятий малого и среднего бизнеса, соответственно изменится их технологический уровень.

Именно поэтому мной был заложен при моей работе на РСМ корпус пластмасс площадью 50 тысяч квадратных метров и 30 тысяч квадратных метров – товаров народного потребления. Я тогда показал всем, как надо создавать малый и средний бизнес, но не удалось довести до конца. Однако стиральную машину мы уже начали там выпускать, и сотни деталей для комбайнов. Эти мои задумки не понравились руководителю нашего правительства того времени (1993 – 1994). Оно почему-то решило, что я слишком размахнулся. Но это был в то время единственно правильный подход к решению проблем малого и среднего бизнеса.

Сейчас на этих площадях размещены торговые центры в Первомайском районе города. Только занимаются они сбытом продукции других стран мира, создавая у них дополнительные рабочие места и увеличивая ВВП, но не у нас, в России, а за границей.

«Мы должны гордиться нашими машинами и изделиями».

Теперь, что касается вступления России в ВТО. В том, что нам необходимо было вступать во Всемирную торговую организацию, я лично абсолютно убежден. Мы не можем быть «белым пятном» на карте планеты. Мы должны встраиваться в текущие процессы. Ведь ВТО – это не только аграрная политика, организация регулирует и многие другие межгосударственные отношения. И у нас есть такие виды продукции и такие виды технологий, которых нет ни в США, ни в других государствах. Так что у нас есть предпосылки для определенных преимуществ. Вступать в ВТО было нужно. Но при этом следовало предусмотреть ряд обстоятельств.

Рассмотрим наиболее близкую для меня тему – сельскохозяйственное производство и сельхозмашиностроение. Здесь очевиден такой факт: мы сумеем устоять в конкурентной борьбе лишь в том случае, если будем находиться в равных условиях со своими зарубежными партнерами. Порассуждаем немного об этом. Приведу такой пример – в странах ЕС на каждый гектар пашни выделяется дополнительно каждому крестьянину 300 евро. Соединенные Штаты каждому своему фермеру на гектар обрабатываемой пашни выделяют 500 долларов. Россия на эти нужды дает лишь 200 рублей. Как можно понять, величины несоизмеримые. Вот вам и равенство условий.

Примерно такая же ситуация сложилась и в сельхозмашиностроении, от которого очень многое зависит. Вот недавно Правительством России была разработана и утверждена программа развития сельского хозяйства на период до 2020 года. Однако в ней ничего не сказано о сельхозмашиностроении. А как можно без этого решить проблему повышения производительности труда в сельскохозяйственной отрасли?! Необходимы самые разнообразные сельхозмашины, без них решение этой проблемы немыслимо. На этот вопрос ответа мы пока не получили. Мы в 1990 году выпускали 600 тысяч тракторов различных марок ежегодно. В 2013 году в России своих изготовили 940 штук, импорт – 6560 штук, всего получили – 7, 5 тысячи единиц. Господа, чем пахать будем землю? Комбайнов к концу 1980-х годов мы делали 100 – 110 тысяч машин ежегодно. В 2013 году изготовили 3 500 штук. Чем хлеб убирать будем? А ведь необходимо еще навесное, прицепное сельхозоборудование, его тоже нет. Поэтому наше сельхозмашиностроение находится в очень затруднительном положении, если не сказать – просто в катастрофическом.

Из крупных заводов держится один только «Ростсельмаш», и то только потому, что руководство «Нового содружества» выделяет средства на его развитие и ежегодное освоение новой модели комбайнов и других сельхозмашин. А сегодня завод выпускает 61 наименование машин и 100 наименований различных навесных и прицепных орудий. Недавно купили тракторный завод в Канаде «Верситайл», начинаем на «Ростсельмаше» так называемую отверточную сборку этих машин. Надо немедленно найти решение в правительстве, как его поставить у нас на производство, как заинтересовать собственника, в данном случае – «Новое содружество». Какие необходимы материальные затраты, какие необходимы преференции, это необходимо решить в рамках программы частно-государственного партнерства. Нам необходимо решить главную задачу – чем пахать будем нашу землю-матушку. А Россия и Канада – страны практически с одинаковым климатом. Зима здесь больше лета. Словом, я считаю, что Российское правительство должно найти реальную возможность и средства поставить на ноги отечественное сельхозмашиностроение и тракторостроение.

Вспоминаю, как в декабре 1992 года я позвонил Е. Т. Гайдару и спрашиваю, а что вы думаете делать с комбайностроением России? А он мне ответил: «Юрий, а что ты волнуешься о комбайностроении, ты волнуйся о себе лично. А если России будут нужны комбайны или трактора, мы их купим за рубежом. Если будет нужен хлеб, купим хлеб». Вот такой состоялся разговор. Я тогда ему ответил: «Теперь мне все ясно, куда мы будем идти в этой жизни».

Сейчас мы вспомнили о том, что нам оказывается надо иметь очень высокий ВВП, высокий уровень производительности труда, а где дающие все это предприятия? Их нет, они растаяли, как прошлогодний снег, и следов не видно. И спросить не у кого, куда все это ушло. Сегодня «Ростсельмаш» благодаря усилиям руководителей ПС «Новое содружество» К. А. Бабкина, Ю. В. Рязанова, Д. А. Удраса и руководителя комбайнового завода В. В. Мальцева сумел в короткий срок поставить на производство обновленное семейство зерновых комбайнов разных модификаций и ряд кормоуборочных машин, 100 наименований навесных и прицепных машин. За счет высочайшего качества и производительности мы получили возможность того, что вместо 100 тыс. комбайнов «Нива» нам теперь необходимо делать для нашего села и на экспорт 15 – 20 тысяч комбайнов нового образца в год. Это позволит убирать хлеб без потерь и в агросроки. Это от них зависит, и нам надо сказать им огромное спасибо за то, что они сохранили преемственность поколений в создании этих новых машин, которые сегодня соответствуют всем мировым стандартам качества.

Юрий Песков и Валерий Мальцев.

Сегодня необходимо поставлять сельскому хозяйству России, как минимум, 15 тысяч комбайнов ежегодно для того, чтобы убирать урожай зерновых за 10 календарных дней, ибо только в этом случае мы обеспечим во всех регионах уборку всего биологического урожая. Задержка в уборке даже на 1 день дает потери 5 процентов урожая, и так по нарастающей. И самое главное – мы теряем качество хлеба. Нам нужен хлеб с клейковиной 26 – 28 процентов и более, а мы убираем с клейковиной от 18 до 23 процентов.

В последние годы мы ушли от раздельной уборки урожая, а это потери от 3 до 5 процентов клейковины, потому что скошенный хлеб не только подсыхал, но еще получал оставшиеся питательные вещества из скошенного колоса.

Наука в свое время рассчитала, что 55-60 процентов урожая мы должны убирать раздельно. В свою очередь «Ростсельмаш» готов к выполнению этих требований. Мы готовы поставить энергосредства, валковые жатки, реверсивные, широкозахватные, от 6 до 12 – 14 метров захвата, ждем заказа от Минсельхоза, но из-за отсутствия средств в хозяйствах идет сплошное нарушение технологии возделывания зерновых и зернобобовых культур. И, конечно, главной причиной этого являются отсутствие средств на закупку машин, дороговизна топлива и удобрений.

Наша земля такого варварского отношения не вынесет. Сеем кукурузу, две, а то и три нормы подсолнечника, пшеницу, ячмень. При этом подсолнечник на пашне в одном и том же месте можно сеять один раз в восемь лет, а это 8 – 10 процентов от наличия в хозяйстве. А между тем у нас есть хозяйства, которые ежегодно отводят до 50 процентов своей пашни под подсолнечник. Но есть такая болезнь подсолнечника, называется заразиха, если она поражает землю, то 3 – 5 лет ничего не растет на этой земле.

Наша главная задача сегодня – сохранить плодородие нашей земли, матушки и кормилицы, для будущих поколений, наших детей, внуков. Земля – это живой организм, и его надо беречь, как собственную жизнь.

Сегодня перед нами стоит очень сложная задача – создать мощности по производству 50 – 100 тысяч штук тракторов в год различной мощности, от 100 л.с. до 700 л.с. Нам надо технологию растениеводства свято соблюдать и качественно в установленные сроки выполнять. Это значит – днем хлеб убрал, ночью вспахал. Все питательные вещества сохранились в почве. И нет эрозии почвы, и влагу в ней сохранили. Это аксиома зернового хозяйства, ее надо строго и без рассуждений выполнять.

По причине нарушения технологического цикла обработки почвы из-за отсутствия должного количества тракторов необходимой мощности с набором прицепных и навесных широкозахватных орудий мы совершенно прекратили делать чизелевание почв. Это приводит к образованию так называемых глубинных мозолей в почве, которые не пропускают воздух и влагу. Мы выполняем очень мало технологических операций, теряем при этом нормативную плотность почвы и кислород. Потому что из-за малого количества сельхозтехники мы не рыхлим землю, не даем ей жизни. Для полноценного процесса необходимо огромное количество землеобрабатывающих сельхозмашин машин, чтобы все это выполнять. Самое главное – это дешевое дизельное топливо и паритет цен. Зерно пшеницы 3-го класса сегодня стоит от 6 до 7 рублей за 1 килограмм. А топливо для тракторов – около 35 рублей за литр. Скажите мне, пожалуйста, какое хозяйство может этот диспаритет цен выдержать? Наши нефтяники должны это понять.

«Сегодня необходимо поставлять сельскому хозяйству России, как минимум, 15 тысяч комбайнов ежегодно».

Я еще раз скажу: нам надо сегодня изменить устав сельскохозяйственного предприятия независимо от формы собственности. Установить норму готовой продукции со 100 га или 1000 га пашни и в первую очередь наличие КРС. А это молоко. Это здоровье человека, наших детей, особенно в возрасте до 12 – 15 лет. Это органическое удобрение почвы.

Думаю, в данной ситуации в какой-то мере частично возродить Госплан, возможно, на существующей базе Минэкономики России. Не в том, конечно, виде, каким он был раньше, охватывавший все абсолютно отрасли экономики и виды жизнедеятельности. А такой, который обеспечивал бы балансовое планирование в промышленности и сельском хозяйстве. Мы должны четко знать, что у нас есть, а чего нет. На основании этого мы должны разработать необходимые мероприятия, внедрить их и снять проблему импорта из-за границы. Надо увеличивать экспорт нашего машиностроения. Другого пути повышения ВВП у нас просто нет. Государство должно давать бизнесу четкие сигналы, что и в какой срок ему нужно сделать. Вначале это расходы, а потом рост ВВП. Я не понимаю, почему молчит Росстат, ведь от его работы зависит будущее России. Нельзя рассчитывать на какое-то наитие, которое нам подскажет, где, сколько и чего производить. Интуиция здесь не поможет, нужна четкая математика. Такое впечатление, что Росстат знает, но стесняется сказать правду. Такой рынок, как у нас, не может решить проблему ВВП России, он ее разорит, и это очень обидно за Россию.

Новый трактор фирмы «Versatile» на агропромышленной выставке в России.

Далее, необходимо все-таки помнить, что самое святое у нас – это хлеб. Нужно менять отношение к крестьянству. Деревня у нас по отношению к городу по-прежнему находится в весьма ущемленном состоянии. Здесь гораздо хуже развиты медицина, образование, культура, сфера услуг. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Вот уже более 20 лет я сам живу в селе Новомаргаритово, что в Азовском районе. Я, конечно, постарался помочь односельчанам: удалось провести газ, воду, отремонтировать школу, детский сад, построить церковь, провести дорогу в селе, улучшить электроснабжение и его надежность. Установили мобильный медпункт, теперь один раз в неделю доктор ведет прием. Кстати, после того, как был введен в строй этот храм, количество совершенных тяжких преступлений в селе радикально снизилось. Это так, к слову. Но все равно надо серьезно заняться социальными условиями для человека, который живет и работает ради хлеба России. Надо поднимать российское село. Надо сблизить уровень жизни села и города.

Мы знаем, что у нас 10 процентов мировых запасов чернозема, а население – всего 2 процента. Мы должны и можем не только себя полностью прокормить, но и отправлять продукты питания за рубеж. А мы около 50 процентов продуктов питания, наоборот, завозим из-за рубежа.

Приведу и такой факт. Когда я двадцать лет назад переехал жить в село, у нас на улице хозяева держали около 2 десятков коров. Сегодня осталось 2. Также не осталось ни одного бычка на откорме. Даже откормочные комплексы все уничтожены. А было на откорме более 11 тысяч голов крупного рогатого скота в селе Новомаргаритово Азовского района Ростовской области.

И здесь все взаимосвязано. В связи с тем, что мы перешли с восьмипольного на трехпольный севооборот, земля не получает растительный азот, калий и фосфор, который содержится в бобовых и зернобобовых культурах. Нет крупного рогатого скота, нет навоза, органических удобрений. Таким образом, в земле отсутствует биологический процесс. Урожай будет только в том случае, если в верхнем слое почвы есть около 10 процентов гумуса. А гумус получается в результате кислого процесса, который без навоза невозможен. Еще – навоз и гумус удерживают в почве влагу. И засухи последних лет происходят не только из-за изменений климата, но и по причине нарушения использования сельскохозяйственных угодий. Не вносим химические удобрения в необходимых количествах из-за отсутствия средств для закупки. А, значит, экономим на урожае, теряем хлеб. И совершенно отсутствует навоз, и нет бобовых кормовых культур. Мы содержим наше черноземье на голодном пайке.

Ныне главное – заставить это выполнить хозяев земли как положено нам, в России. И только эти решения создадут условия сохранения плодородия. Результат будет немедленно. Рост ВВП и урожаи, и надои. И главное – изменится качество жизни. Крестьянин почувствует теплоту в общении с городом, так как увидит, что он не лишний. Он необходим обществу, поднимется занятость в деревне, появится интерес к жизни, человек живет надеждой на светлое будущее, давайте же его приблизим.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель нашего Правительства! Я обращаюсь к Вам с великой просьбой услышать и прочувствовать ситуацию, которая складывается у нас в тракторостроении и сельхозмашиностроении. Надо найти средства и совместно с «Новым содружеством» на взаимовыгодных условиях частно-государственного партнерства найти решение о постановке на производство данного семейства тракторов «Верситайл» у нас, в России, на «Ростсельмаше». Канада по своим почвенно-климатическим условиям на 90 процентов соответствует России, а «Верситайл» у них востребованный трактор в сельском хозяйстве.

Юрий Песков – легендарный директор «Ростсельмаша», возглавлявший предприятие 18 лет.

Когда в 1987 – 1988 годах мы освоили уже все семейство бывших комбайнов «Дон-1500» и др., у меня родилась идея создать что-то подобное фирме «Джон Дир» с постановкой на производство не только зерновых машин, но и кормоуборочных комбайнов. И мы это сделали. Осталось поставить трактор на производство. Мы проектировали и ставили на производство различные прицепные и навесные орудия, расширяющие возможности использования наших комбайнов. И вот прошло 25 лет с тех пор. Наступил тот самый момент, когда мощности, которые создавались на «Ростсельмаше», можно полностью загрузить, если на базе «Ростсельмаша» создать кластер по производству сельхозмашин и тракторов. Это будет одно из неоценимых решений, направленных на повышение ВВП и производительности труда в сельском хозяйстве нашей родной России.

И тысячу раз прав наш губернатор Ростовской области В. Ю. Голубев, когда он предлагает этот вопрос решить на базе «Ростсельмаша». Убежден, что надо его в этом вопросе поддержать.

Когда мы начинаем модернизацию предприятий машиностроения, главное – это стабильный коллектив и его моральное состояние.

Когда перед «Ростсельмашем» стояла задача в кратчайшие сроки создать новый зерноуборочный комбайн мирового уровня и поставить его на производство, потребовалось сконцентрировать все внимание коллектива на решении этой задачи. Надо было заразить коллектив и поднять его заинтересованность на подвиг по имя хлеба России. Весь, в то время 40-тысячный, коллектив надо было сделать одной семьей. Мы тогда разработали 13 программ социального развития, направленных на улучшение жизни человека, работающего на «Ростсельмаше». И мы это решили.

К началу выпуска комбайна «Дон-1500» 1.10.1986 г. у нас уже не было временных рабочих, а в наличии было чуть более 60 000 человек на основной площадке, а в объединении более 140 000 человек. Мы были способны решать поставленные задачи. И мы сумели, не останавливая производство комбайнов «Нива», подготовить коллектив к выпуску комбайнов «Дон-1500». Мы старались сделать все в коллективе, чтобы привить любовь к хлебу России. Мы выдвинули лозунг – «Слава рукам, которые выращивают хлеб и делают машины для сельского хозяйства!». Только в этой любви к человеку труда и любви к хлебу насущному я всегда черпал силы, стойкость и гордость за коллектив «Ростсельмаша», за успехи нашей родной России. Сегодня в это очень трудное время, которое мы переживаем в связи с событиями на Украине, если мы восстановим гордость за Россию, за наш родной русский народ, за свой труд, за свою семью, за наш родной русский язык, на котором писали наши великие писатели Пушкин, Толстой, Лермонтов, Фет, Чехов, Гоголь, Достоевский, Шолохов, Горький, Некрасов и многие, многие другие. Мы восстановим веру и преемственность нашего великого и непобедимого русского народа, мы восстановим гордость нашего народа и защитим нашу родную православную веру, а это самое главное в жизни каждого человека. У нас, в России, это нравственность нашего народа. И тогда мы докажем мировому сообществу, что мы вправе занимать достойное место среди великих держав. Россияне своих не сдают! Желаю вам успехов в жизни!


Автор: Юрий ПЕСКОВ

Источник публикации: Национальные приоритеты