Дата публикации: 24.03.2014
Праздничная эйфория по поводу исторического воссоединения Крыма с Россией пройдет очень быстро. Скоро наступит время, когда придется засучивать рукава и всерьез заниматься реальными проблемами гармонизации как правовой базы, так и экономических основ жизнедеятельност
И в числе первейших проблем - развитие сельского хозяйства и агропродовольств
Об агропродовльстве
Собственно, проблемы уже начались. «Первой ласточкой», принесшей негативные новости, стал вопрос транспортировки произведенной в Крыму продовольственно
Ну, а пока надо жить и работать с тем, что на сегодня есть.
Не надо быть большим, как Нострадамус провидцем, чтобы понять: придется очень быстро переосмыслить положение полуостровной, фактически анклавной территории не только с исторической, философской и социальной точек зрения, но и с позиций реальной экономики. То есть надобно четко определиться, а каким видится реальное будущее полуострова? Причем, придется сопоставлять взгляды, представления и интересы как всего российского государства и общества, так и вновь обретенных крымских россиян.
Ведь, если разумно подходить к крымскому развитию, первейшая идея – использовать природно-климати
Понятно, что продовольствие для этого должно быть произведено на месте, с чем сейчас крымский АПК (в таком виде, в котором он сегодня существует) вряд ли способен справиться. Словом, вопросы резкого увеличения продовольственно
Я не буду оригинальным, если скажу, что мировая, да и, отчасти, российская практика показывают: наиболее быстрые темпы прироста производства еды при не слишком больших (конечно, относительно) затратах дает раскрепощение и освобождение потенциала малого и среднего сельского семейного предпринимательс
Так что, представляется, именно малые и средние крестьянские хозяйства и в Крыму, в том числе, способны быстро развернуть свой мощный продовольственны
Ну, а если крупными мазками говорить о первоочередных задачах реформирования сельского хозяйства полуострова, то надо специально остановиться на трех основных его составляющих.
На первом месте, конечно, реформа собственности, включая земельную.
Крестьянин только тогда будет напрягать все свои силы, если он вкладывает свой труд и пот в собственную землю. При этом для будущих судеб Крыма вопросы справедливости в ходе предстоящей земельной приватизации будут стоять особенно остро. Здесь имеется в виду, что, в отличие от других российских регионов сегодня придется заниматься реституционными процессами крымско-татарско
Российского опыта на сей счет практически нет, поскольку в других регионах, за редкими исключениями, возвращать земли прежним владельцам не приходилось по причине отсутствия этих самых бывших хозяев. Так что в поисках ответов на эти вопросы не стыдно присмотреться к опыту постсоветских прибалтийских государств.
Особняком в земельной цепочке стоят две принципиальные позиции.
Это – недопущение земельного латифундизма и обязательное выделение участков земли в натуре с принятым кадастрированием и должным юридическим закреплением.
Крымский полуостров невелик. Всего-то половина территории Московской области. Поэтому появление хозяйств, скажем, размером более десяти-пятнадцат
Ну, а сегодняшнее положение с земельным вопросом в России ясно подсказывает, что это реформирование – совсем не сочинение, которое можно сначала написать на черновике, а потом переписать набело. Так что земельную проблему в Крыму придется решать сразу во всем объеме. То есть необходимо поставить целью не разбивать на разные стадии процесс наделения крымских крестьян землей.
В этом же приватизационном ряду придется на практике решать уже, в основном, пройденные в материковой России проблемы передачи частным крымским крестьянам и фермерам орудий труда и техники, прежде принадлежащих коллективным, государственным и групповым хозяйствам. Впрочем, какая-никакая практика работы с имущественными паями бывших совхозов и колхозов у нас имеется. Так что вопрос только в том, чтобы отыскивать в собственном опыте рациональные зерна.
Вторая составляющая грядущих кардинальных изменений в аграрном секторе Крыма – структурная.
Курс на малое и среднее производство автоматически предполагает и перемену большинства логистических схем обеспечения производства продовольствия - переработки, транспортировки и продажи еды. Частное сельское хозяйство – вовсе не самоцель, а только самый проверенный в мире и надежный способ продовольственно
Государство должно позаботиться о том, чтобы, грубо говоря, каждая крымская старушка не торговала пучком петрушки или укропа с собственного огорода. Хотя на первом этапе это неизбежно. И все же главная цель – это собирать для современной переработки и торговли заметные партии товаров для последующей переработки и продажи. В этом же ряду – снабжение малых и средних производителей необходимыми для работы материальными и финансовыми ресурсами.
Понятно, что в этой новелле автор комментария говорит о необходимости кооперирования крестьян. Работа эта очень сложная, тонкая, даже деликатная. Но принципы добровольности и верховенства крестьян в управлении кооперативными структурами должны стоять на первом месте. Иначе, как показывает уже наш российский опыт, из самых светлых задумок получится пшик.
Ну, и третья составляющая будущей крымской реформы – это технологическое обновление и модернизация всего производственног
Взять, например, историю с Северо-Крымским оросительным каналом (хотя там тоже могут появиться проблемы с украинскими соседями – вода-то на полуостров поступает из Днепра). Ну, в самом деле, как можно понять историю создания четыресоткиломет
Не лучше обстоят дела и с внедрением новых технологий, приобретением и рациональным использованием новой техники. Словом, как в России говорится, - начать да кончить…
И обязательно нужно учесть, что времени для свершения громадья всех этих дел отведено совсем мало. Ведь, если за короткий срок новые российские граждане-крымчан
Какими же силами и средствами материковая Россия может помочь сегодня развитию агропромышленной сферы полуостровного анклава?
Понятно, что такие кардинальные изменения потребуют очень немалых средств. Но при этом надо понимать, что такие вложения обязательно окупятся и не подходить к ним с чисто бухгалтерских позиций.
Наверное, придется создавать некий региональный, а то и федеральный орган, который будет проводить, направлять и контролировать ход реформы (и, естественно, отвечать за нее). Кстати, для крымского случая, наверное, было бы целесообразным создание института земельного омбудсмена, поскольку «справедливыми» мирными способами споров на меже избежать в жизни точно не удастся.
Понятно, что в процессе перемен громадное внимание придется уделить массовой информации, а то и пропаганде самой реформы, чтобы быстрее переломить врожденный крестьянский и национальный консерватизм и неверие властям.
Обязательно должно быть отведено место для активного участия в процессах перемен российской системы фермерского самоуправления (АККОР). При этом особое внимание надо обратить на налаживание сотрудничества с Татарстаном и Башкортостаном, южными региональными фермерскими организациями – Астраханской, Ростовской, Краснодарской, Ставропольской.
Конечно, надо востребовать те научно-практичес
Ну, и самое главное, - помнить, что время не ждет.
Исторический отсчет пошел.
И чем станут ближайшие годы для аграрного развития Крыма – потерянным временем или действительно революционным шансом для всего российского фермерства – зависит сегодня от каждого, кто хочет лучшего будущего, которому позавидовали бы многие.
Источник публикации: Пресс-служба МЭФ
Актуальные новости
12.04.2024 Материалы МЭФ-2024 доступны на сайте!
03.04.2024 Поздравляем Оксану Дмитриеву с Днём Рождения!
28.03.2024 Эдуард Бояков: России нужно вернуть лидирующие позиции
25.03.2024 Обеспечение безопасности на Московском экономическом форуме
25.03.2024 Роберт Нигматулин: Бедность — это плата за бездарную экономическую политику
22.03.2024 Телеканал ОТР - партнёр МЭФ-2024!