Рекомендации Московского экономического форума по улучшению социально-экономической ситуации в России (Проект)

Дата публикации: 20.03.2014

26-27 марта с. г. состоится Второй Московский экономический форум с ключевой темой «Несырьевое будущее России». Некоторые идеи форума мы попытались сформулировать в проекте «Рекомендации МЭФ» с конкретными предложениями, реализация которых позволит существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в России и обеспечит ее несырьевое развитие.

Выносим эти предложения на обсуждение.

Проект «Рекомендаций МЭФ» подготовлен Рабочей группой МЭФ, в состав которой входят Р.И. Нигматулин (руководитель Рабочей группы, академик РАН), К.А. Бабкин (председатель Совета директоров группы компаний «Новое Содружество»), В.А. Кашин (д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова), М.Д. Абрамов (к.т.н., вице-президент ЭАЦ «Модернизация», профессор Московского налогового института), Б.И. Нигматулин (д.э.н., зам. директора Института проблем естественных монополий), Е.А. Корчевой (к.э.н., генеральный директор ОАО «Росагромаш»).

Замечания и предложения просим направлять по адресу sm@me-forum.ru

Рекомендации Московского экономического форума

по улучшению социально-экономической ситуации в России

(Проект)

С 1991 года в России идут процессы деиндустриализации и примитивизации производства, деинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы. Мы продаем энергоресурсы и не можем себя прокормить, теряем таланты и импортируем неквалифицированную рабочую силу. У россиян нет уверенности в завтрашнем дне, нет возможности реализовать свои таланты и способности. Падает уровень культуры. Снижается качество образования и медицинского обслуживания. Коррупция, офшорная зависимость и теневая экономика не позволяют России стать развивающейся страной и, тем более, приблизиться к развитым странам. Нашу экономику можно определить как деградирующую.

В России производить невыгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий российским собственникам, находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн., т.е. не мог бы работать. Главная статья, определяющая убыточность предприятия в России – налоги (завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн.; в России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше). К этому можно добавить, что в Канаде кредиты дают под 2,3%, электроэнергия вдвое дешевле и т.д. Но налоги – главное.

Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятие в России и США. В США нет НДС (у нас – 18%; существующий в США Налог с продаж – в разных Штатах от 5% до 11% – предпринимателя не касается), в США нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. в год списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы у них – 13,3% (у нас – 30%), в США прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 39%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума.

Опыт Канады, США и других развитых стран в России не используется. Этим можно объяснить тот факт, что в России малые и средние предприятия производят 21% ВВП, а в США – 50%, в Японии и Китае – 60%, во Франции 56%.

Мы живем за счет продажи за рубеж сырья и полусырья, составляющего более 90% экспорта России, и полностью зависим от мировых цен. Клеймо «Сделано в России» за границей не знают. При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет. По разным товарным группам расхождение данных Федеральной таможенной службы об импорте и экспорте и данных приграничных государств, ВТО и ООН доходит от 30% до 70%. Таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта, например, в 2011 г. составили не менее 2,5 трлн. руб. В коренном реформировании нуждается организация внешнеторговых операций и, прежде всего, надо реформировать Федеральную таможенную службу.

Но даже высокие цены на нефть (более $100 за баррель) не защитили Россию от проблем в экономике. Рост ВВП практически прекратился. Следующий этап – снижение жизненного уровня населения и социальный взрыв. Даже небольшое снижение цен на сырье этот этап приблизит и сделает неминуемым.

Действующие в нашей стране законы, процедуры, регламенты не способствуют развитию экономики. Неверные научные представления и ориентиры, которыми руководствуется Правительство России, усугубляют ситуацию. Главным проводником ложных теорий является Минфин. Его налоговая и финансово-кредитная политика и отсутствие промышленной политики привели почти к полной ликвидации российской промышленности, а применение плоской шкалы подоходного налога – к обнищанию большинства населения и катастрофическому социальному расслоению. Именно Минфин распределяет средства и в его руках находится налоговая система. Разговоры о «монетаризме», «либерализме» и пр. – лишь способ замаскировать неумение решать реальные проблемы. Функции Минфина надо менять. Об этом сказано и в докладе РАН, представленном В.В. Путину 19.02.2014 г.: «Особенностью российской исполнительной власти является явно гипертрофированная роль министерства финансов в принятии экономических решений. В своей деятельности это министерство далеко выходит за рамки традиционных функций «государственного счетовода», по сути дела убедив правительство в том, что оно должно обладать «правом вето» по всем сколько-нибудь значимым макроэкономическим вопросам. Тем самым существенно ослабляется роль министерства экономического развития».

В существующем виде и составе Правительство неэффективно. В реформировании и смене приоритетов нуждается, прежде всего, экономический блок.

Безоглядное упование на силу "невидимой руки рынка", отрицание созидания и реализации потенциала народа как главной задачи экономической политики привели Россию к затяжному экономическому и демографическому кризису.

Главный тормоз экономики – налоговая система. В совершенствовании нуждается вся российская система налогообложения. Но в первую очередь нужно совершенствовать налоговое администрирование, подоходное налогообложение, налог на добавленную стоимость и амортизационную политику.

Сложность и запутанность налоговых процедур мешает работать. На указанном выше тракторном заводе в Канаде работает 14 бухгалтеров. В России для такого завода потребовалось бы 65 бухгалтеров (на заводе «Ростсельмаш работают 200 бухгалтеров: в 2012 году «Ростсельмаш» предоставил фискальным органам в копиях около 41 тыс. документов и «пережил» 167 проверок). Налоговую отчетность можно существенно упростить и объем декларации (налогового отчета) можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Проект такой декларации разработан. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно – кто есть кто: кто создает добавленную стоимость и дает людям работу, а кто занимается перепродажей и «обналичкой»; кого надо проверять, а кого можно и не проверять.

Электронная отчетность проблему не снимает.

Давно пора ввести прогрессивную шкалу подоходного налога – надежное средство повышения покупательского спроса населения и необходимое (хотя и не единственное) условие развития экономики России. Такая шкала есть у всех стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других. Более того, на Гайдаровском форуме (январь, 2013) генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа заявил, что ОЭСР «не готова принять РФ в свои ряды из-за плоской шкалы налогов, бедности и недофинансирования медицины». Если ввести предлагаемую нами шкалу и соответствующую систему администрирования подоходного налога, снижение налоговой нагрузки почувствуют 99% россиян, и лишь менее 1% должны будут платить повышенный налог. Российского среднего класса предлагаемая шкала не коснется.

Налог на добавленную стоимость (НДС) гробит производство и плодит коррупцию. Из-за незаконных возмещений НДС бюджет теряет ежегодно 1,5 трлн. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европы (ЕС). По данным Европейской Комиссии из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%. В России собираемость НДС не превышает 50%. И не надо бороться с воровством (это нереально) – нужно лишь изменить процедуру расчета и возмещения НДС, исключив или существенно сократив возможность воровства. Мы предлагаем, во-первых, снизить ставку НДС до 10% и сделать ее единой для всех; во-вторых, считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов) – в этом случае возмещения НДС будут не нужны; в-третьих, 50% НДС оставлять регионам; в-четвертых, сумму НДС, подлежащую возмещению экспортерам промышленной продукции, определять не на основе счетов-фактур, а расчетным путем на основании калькуляции; в-пятых, по примеру Китая, отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов).

Сумма поступлений НДС в бюджет после реализации предложений существенно возрастет. Одновременно почувствуют облегчение тысячи предпринимателей, которые не могут возместить НДС, и которым грозят уголовной ответственностью за «неправильные» счета-фактуры, полученные от поставщиков. Для реализации нужна лишь политическая воля – никаких научных, организационных или методических проблем нет.

Россия – великая энергетическая держава. Но это, наше конкурентное преимущество мы не используем. Высокие цены на энергоносители убивают промышленность и сельское хозяйство. Цены на бензин, мазут, газ и, как следствие, на электроэнергию и услуги ЖКХ должны быть снижены, как минимум, вдвое. Это стало бы важнейшим фактором повышения конкурентоспособности российской экономики и роста благосостояния населения. Безудержный рост тарифов – это оброк на паразитизм. С 1992 года тарифы на коммунальные услуги в абсолютных цифрах, без учета деноминации выросли в 24 тысячи раз, в то время как официальный индекс инфляции вырос менее чем в тысячу раз. Это означает, что тарифы на коммунальные услуги за последние два десятка лет росли в 24 раза быстрее, чем все остальные цены, в которых, кстати, уже сидят и цены на услуги естественных монополий.

Главная причина – необоснованный рост цен на энергоресурсы. Для снижения цен нужна лишь политическая воля. Цена бензина должна определяться себестоимостью его производства. При этом главной составляющей должна быть стоимость сырья (нефти). Например, в США удельный вес сырья в цене бензина составляет 73%, в России – 6%.

Коренная проблема – недостаточная заинтересованность российских нефтяных компаний в снижении издержек производства и низкое качество управления. Ситуацию необходимо менять. Применительно к добывающим отраслям предлагаем для обсуждения следующий вариант: право на добычу нефти, газа и др. наше государство могло бы давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья (в России, например $5 за баррель). При этом сырье поступает в собственность государства, которое его продает без офшоров и посредников, в т.ч. и добывающим компаниям, но по мировым ценам. На таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) работают за рубежом.

Необходимо менять региональную политику. В частности, необходимо перераспределить налоговые поступления в пользу региональных и муниципальных бюджетов. Первыми шагами могло бы стать оставление 50% собранного НДС в регионах и освобождение несырьевых секторов экономики Сибири и Дальнего Востока от федеральных налогов.

 

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ