Манифест Московского экономического форума (проект)

Дата публикации: 20.03.2014

Манифест

Московского экономического форума (проект)

(Подготовлен Рабочей группой МЭФ, рук. академик РАН Нигматулин Р.И.)

Сбалансированная экономика и устойчивый рост возможны лишь при условии мобилизации человеческих, финансовых и природных ресурсов России и повышения эффективности их использования.

Обмен продуктов природы на готовую продукцию, произведенную трудом народов других стран, с точки зрения обеспечения экономического развития нашей страны не имеет перспективы. ВВП при этой модели может расти и даже быстрыми темпами, но это – рост истощения, расхищения материальной базы экономики.

Переход к сбалансированной экономике, обеспечивающий устойчивый рост основных показателей национального производства и потребления, возможен только на пути развития отраслей, характеризующихся высоким уровнем производства прибавочной стоимости. Обсуждение тех или иных темпов прироста ВВП не имеет смысла, если мы не видим или не ощущаем увеличения нашей доли на мировом рынке высокотехнологичной продукции высокого передела, повышения доли готовой продукции в нашем экспорте, насыщения нашего внутреннего рынка высококачественной продукцией национального производства.

При этом основным условием жизнеспособной сбалансированной экономики является высокая производительность труда людей и их способность покупать на свои заработки, производимые ими товары и услуги. Генри Форд говорил, что его бизнес будет обеспечен до тех пор, пока его рабочие смогут покупать его продукцию. Если же баланс между заработками работников и прибылями предпринимателей будет нарушен, то основные доходы будет получать тот, кто предпочтет тратить свои деньги за рубежом или на предметы роскоши иностранного производства.

Государство посредством системы налогообложения и через систему социальной помощи может как смягчать, так и усугублять неравенство в распределении доходов общества. Только сбалансировав цены, издержки, зарплаты и доходы богатых, можно сбалансировать возможности производительных сил с потреблением, модернизацией производства и доходами богатых. Только так можно сбалансировать социальное давление в сторону роста зарплат трудящихся и стремление богатых увеличивать свои доходы. Только так можно создать условия для реального роста национального производства высококачественных товаров и общественно востребованных услуг.

Начинать надо с того, чтобы задействовать все применяемые в других развитых странах механизмы и инструменты, направленные на существенное сокращение разрыва между доходами очень богатых (1 – 2% населения) и бедным и средним классом (80% населения). Все это должно быть направлено на расширение внутреннего покупательского спроса, который в нынешних условиях неэффективного управления экономикой должен стать основным источником обеспечения инвестиций в перевооружение и модернизацию производственного механизма страны. Необходимо реализовать следующие меры.

1. Перенести тяжесть налогового бремени из сферы производства в сферу обмена и потребления.

2. Ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов сверхбогатых граждан. Ввести налоги на крупные состояния и на вывоз капиталов. Ввести минимальный необлагаемый налогом доход.

3. Снизить цены на жидкое топливо, газ и электроэнергию за счет вывода из цены паразитических издержек, неэффективного менеджмента и избыточных налогов на внутреннее потребление энергоресурсов.

Только за счет таких мер можно поднять инвестиционную привлекательность российской экономики. Ведущими отраслями для экономического роста должны стать машиностроение и жилищное строительство.

Необходимо также обратить особое внимание на низкий уровень и низкий авторитет топ менеджмента, правительственных чиновников, депутатов и региональных начальников. Надо опираться на профессионалов – на деятелей культуры, науки, образования, – а не на чиновников, управляющих этими сферами; и это должно реализовываться и в уровнях заработных плат. В государственных и экономических структурах необходимо увеличить представительство высококвалифицированных инженеров, врачей, деятелей аграрного производства.

Необходимо осознать, что Россия имеет только один государственный стержень, с которым считается и на который надеется основная часть народа России – это Президент Владимир Путин. Как показывает исторический опыт России ХХ века, это создает риск неустойчивости. В нынешних условиях необходимо не только и далее укреплять систему президентской власти, но и принимать неотложные меры по расширению базы принятия государственных решений, развивать другие общественные и партийные структуры, создающие условия для выдвижения новых кадров для национально-ориентированной управляющей элиты России.

 

Источник публикации: Пресс-служба МЭФ