Обращение инициаторов Московского экономического форума

Дата публикации: 27.03.2014

В России с 1992 года господствует неолиберальная теория, ставшая основой социально-экономической политики страны на долгие годы.

Замена командной экономики рыночной, повышение тем самым благосостояния народа до стандартов развитого мира, передача «общих» богатств из рук бюрократии миллионам граждан, плюралистическая демократия, многопартийность и свобода слова – все эти лозунги звучали привлекательно и первоначально получили массовую поддержку в обществе. Но, несмотря на ряд очевидных достижений (высвобождение личной инициативы, становление предпринимательского класса и главное - устранение вездесущего дефицита товаров и услуг), общий итог более чем двадцатилетнего реформирования экономики страны не может быть признан удовлетворительным.

С самого начала рыночных преобразований по неолиберальному проекту в России идут процессы деиндустриализации и примитивизации производства, деинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы. Мы поставляем остальному миру энергоресурсы и не можем себя прокормить, теряем таланты и импортируем неквалифицированную рабочую силу. В результате у россиян падает доверие к отечественной экономике, исчезает уверенность в завтрашнем дне, сужаются возможности реализовать свои таланты и способности. К этому следует добавить появление массовой бедности, непрерывный рост коррупции и незаконное обогащение немногих.

Безоглядное упование на силу «невидимой руки рынка», отрицание созидания, фактический отказ от реализации потенциала народа как главной задачи экономической политики привели Россию к затяжному экономическому и демографическому кризису.

Сегодня понятно, что неолиберальный курс себя исчерпал. Однако он доминирует и в экономической теории, и в экономической политике; он доминирует в сфере культуры и науки, социальной политики и образования. Неолиберальный курс уже давно стал тормозом для дальнейшего развития нашей страны. Сегодня адепты этого учения стараются внушить нам, что современное состояние России - это её удел на многие годы, что это норма и менять ничего не надо и нельзя.

Однако мы знаем и не забываем ни на минуту, что наша страна обладает огромным потенциалом. В России есть практически все нужные для развития природные ресурсы и обширный внутренний рынок, есть трудолюбивое население с богатыми традициями созидания и богатое наследие в сферах образования, науки и культуры.

Для реализации этого потенциала, после многолетних упований на действие «невидимой руки рынка» и политики выкачивания энергоресурсов, необходимо понять, что социально-экономическая стратегия нашей страны должна быть основана на органическом соединении рынка и государственного регулирования, обеспечивающего реализацию долгосрочных общенациональных приоритетов; экономической свободы, инициативы частного собственника и социальных начал, гарантирующих социальную справедливость, развития традиционных базовых несырьевых отраслей материального производства и новых высокотехнологичных сфер экономики.

Мы должны со всей определенностью заявить, что стержнем экономической политики ответственного российского правительства должно стать создание условий для развития производства несырьевых товаров и услуг, обеспечивающих прогресс человеческих качеств. Именно несырьевое производство создаёт спрос на квалифицированные творческие кадры, создаёт условия для появления и внедрения инноваций, создаёт условия для технологического, социального, демографического прогресса, создаёт запрос на улучшение среды обитания человека.

Для полного использования имеющегося в России потенциала и реализации этого курса необходимо осуществить следующие основные меры.

 1. В сфере экономической политики:

  • ​на основе комплексной инвентаризации научно-технического потенциала страны разработать и реализовать систему долгосрочных целевых программ, подкрепленных активной и эффективной промышленной политикой;

  • ​снизить налоговую нагрузку и ставки по кредитам для несырьевых секторов экономики, для предприятий, осуществляющих модернизацию;

  • ​проводить политику поддержки несырьевого экспорта;

  • ​блокировать удорожание сырья и энергоресурсов на внутреннем рынке;

  • ​создать равные условия международной конкуренции на внутреннем рынке и содействовать продвижению отечественных несырьевых товаров на внешних рынках;

  • ​обеспечить экономическую и, в первую очередь, продовольственную безопасность страны: Россия может кормить себя и экспортировать сельскохозяйственную продукцию;

  • ​отказаться от затратных имиджевых суперпроектов, не окупаемых даже в отдаленной перспективе.

​ 2. В сфере социальной политики:

  • ​ уменьшить социальное неравенство, в том числе, через систему прогрессивного налогообложения;

  • ​ остановить курс на повальную коммерциализацию и приватизацию социальной сферы; образование, здравоохранение, культура должны быть преимущественно бесплатными для пользователя и общедоступны;

  • ​ активизировать демографическую политику, создав условия для быстрого роста численности населения России;

  • ​ пересмотреть трудовое законодательство, обеспечив профсоюзам и другим органам трудящихся более широкие возможности участия в решении вопросов жизни предприятий; превратить коллективные договора в реальный инструмент социальной ответственности бизнеса.

3. В сфере внутренней политики:

  • ​обеспечить проведение честных и прозрачных выборов, в частности, за счет передачи контроля за организацией и проведением выборов в руки парламентской оппозиции и гражданского общества;

  • ​для борьбы с коррупцией перейти к полной прозрачности доходов и расходов государственных служащих и суровому наказанию, с полной конфискацией имущества осужденных коррупционеров; принять аналогичные меры для борьбы с инициирующим коррупционные сделки бизнесом;

  • ​поднять роль институтов гражданского общества вплоть до права выдвижения законодательных инициатив и общественного контроля за деятельностью исполнительных органов власти, обеспечить реальную свободу слова.

4. В сфере внешнеэкономической политики:

  • ​рассматривать Евразийский экономический союз как основной геоэкономический и геополитический приоритет;

  • ​инициировать политику селективного протекционизма;

  • ​добиться пересмотра условий участия России в ВТО;

  • ​ограничить привлечение неквалифицированной рабочей силы, обеспечивать для легальных иммигрантов равные с россиянами условия жизни.

Можно с уверенностью считать, что реализация названных выше основных мер позволитсделать уверенные шаги к решению ключевых проблем российской экономики.

В частности, это позволит:

  • ​ перейти к интенсивному типу расширенного воспроизводства, что обеспечит рост выпуска высококачественных современных отечественных промышленных товаров, которые не только станут доминирующими на внутреннем рынке, но и превратятся в значимый предмет экспорта;

  • ​ повысить на этой основе реальные доходы граждан и доходную часть государственного бюджета, что позволит перейти к ускоренному решению проблем бедности и социального неравенства;

  • ​ создать стимулы и материальный базис для прогресса образования, здравоохранения, науки и культуры;

  • ​ сформировать материальные условия для прогресса нации, роста продолжительности жизни; улучшить нравственный климат в обществе, создать основы уважения к человеку труда, творчества; активизировать социальные лифты;

  • ​ повысить международный авторитет России.


26 и 27 марта 2014 года в МГУ им. М.В.Ломоносова пройдёт Московский экономический форум 2014. Приглашаем обсудить, дополнить и развить перечисленные идеи.

Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН, сопредседатель МЭФ

Константин Бабкин, президент Промышленного Союза «Новое Содружество», сопредседатель МЭФ


Источник публикации: Пресс-служба МЭФ