Насколько успешно Россия будет прирастать Сибирью?

Дата публикации: 10.02.2014

В Сибирском (СФО) и Дальневосточном (ДФО) федеральных округах на площади, составляющей две трети всей территории России, проживают около 19% ее населения – 26,5 млн. человек. Одна из проблем – отток населения. Например, наш Дальний Восток за последние 20 лет покинули 1,5 млн. человек – почти пятая часть населения. В настоящее время там проживают 6,5 млн. человек (плотность населения 1,2 чел. на кв. км) Между тем, приграничное население Китая составляет около 140 млн. (плотность – 124 чел. на 1 кв. км); оно с интересом смотрит в нашу сторону и постепенно ее осваивает. Этому процессу способствует подписание в 2009 году Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики на период 2009-2018 гг., включающей более 200 ключевых экономических проектов.

Видимо, из опасения, что последствия реализации Программа, по меньшей мере, неоднозначны, наше правительство намечает и другие меры. Например, рассматривается введение в законодательство термина «территории опережающего развития», дополнительное финансирование институтов развития, в том числе нового ОАО «Развитие Дальнего Востока», переезд на Дальний Восток головных офисов некоторых госкомпаний и др.

Общий объём инвестиций, который нужен Дальнему Востоку до 2020 года, вице-премьер Юрий Трутнев оценил в 3,3 трлн. рублей. А если развивать и Сибирь, сумма существенно возрастет.

Откуда возьмут деньги? Если даст государство, то значительную часть разворуют при минимальном эффекте. Чтобы пришли частные инвесторы, надо менять предпринимательский климат.

Сегодня в России производить невыгодно. Тракторный завод, принадлежащий российским собственникам, находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн. (см. блог К.А. Бабкина,http://www.echo.msk.ru/blog/babkin_k/1169024-echo/), т.е. не мог бы работать. Главная причина – высокие налоги в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн. В России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше. При этом на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для такого завода потребуется 65 бухгалтеров. Есть и другие факторы – высокие ставки по кредитам (в Канаде – 2,3%), дорогая электроэнергия (в Канаде для промышленных предприятий в среднем 1,70 рубля за кВт ($0,055). В России тариф в 2,20 раза выше – 3,70 рубля) и т.д. Но налоги – главное.

Аналогичные результаты мы получили при сопоставлении налогового бремени на предприятие в России и США. Еще бы! Ведь в США нет НДС (у нас – 18%), нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы – 13,3% (у нас – 30%), прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 35%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума.

Существующая у нас налоговая система исключает развитие России. Именно налоговая система может стать тем «звеном», за которое можно «вытащить цепь».

Партией Дела с участием ученых и экспертов разработаны рекомендации по совершенствованию российской налоговой системы. Эти предложения направлены заинтересованным лицам и организациям. Ответы получены от Минфина и Минэкономразвития. Они возражают по всем пунктам. И никаких вопросов и обсуждений.

Некоторые рекомендации Партии Дела направлены на развитие производства за Уралом. Прежде чем обсуждать эти предложения, целесообразно посмотреть, какие налоги поступают в консолидированный бюджет (см. табл.).

Сбор налогов в РФ, Дальневосточном (ДФО) и

Сибирском (СФО) Федеральных округах в 2012 году.[1]

млрд. руб.

Наименование налога

РФ

ДФО

СФО

Сумма СФО и ДФО

Объем консолидированного бюджета

23 435,15

Налог на прибыль

2 355,70

258,03

453,81

711,84

Подоходный налог

2 261,48

136,42

242,48

378,90

Страховые взносы (эффективная ставка 23,6%)

(расчет: 4103,73:(2261,48:0,13)х100% = 23,6%)

4 103,73

247,65 (расчет)

440,19 (расчет)

687,84

НДС на товары, производимые и реализуемые в РФ

1 886,45

17,23

147,45

164,68

НДС на ввозимые товары

1 659,69

15,16

(расчет)

129,73

(расчет)

144,89

(расчет)

Таможенные пошлины

4 099,78

Акцизы

783,64

19,20

116,49

135,69

Налог на имущество предприятий

785,49

35,10

86,92

122,02

Налоги на совокупный доход (по РИА Новости)

271,29

Налог на имущество организаций

536,27

58,37

25,93

Налог на имущество физических лиц

17,63

0,76

1,83

2,59

Транспортный налог с предприятий

22,88

1,16

2,17

3,33

Транспортный налог с физических лиц

67,28

2,82

6,27

9,09

Налог на игорный бизнес

0,29

0,00

0,01

0,01

Земельный налог

140,98

4,43

18,27

22,70

Налоги за польз. природными ресурсами

2 484,51

46,31

175,89

222,20

Налог на добычу полезных ископаемых

2 459,40

26,80

175,50

202,30

Налог за польз. животн. и биол. моря

2,26

1,68

0,06

1,74

Госпошлины

21,40

1,21

2,54

3,75

Местные налоги

158,93

5,19

20,13

25,32

Налоги предприятий на специальных режимах

(УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО)

295,42

35,94

32,59

68,53

Итого всех налогов (сумма налогов в таблице)

24 274,02

854,33

2 052,33

2 906,66

Доля в консолидированном бюджете

100%

3,65%

8,76%

12,41%

Цифры в таблице вызывают вопросы и наводят на размышления.

Например, мы постоянно слышим разговоры о необходимости развития малого бизнеса. Почему бы не снизить вдвое налоги на предприятия, работающие на специальных налоговых режимах? В России в 2012 году их было около 2 млн. Бюджет ничего не потеряет. Ведь их доля в консолидированном бюджете РФ равна 1,26%; в том числе ДФО в бюджете РФ – 0,15%, СФО – 0,14%, а в сумме – 0,29%. Можно предположить, что расходы на содержание бухгалтеров и налоговых инспекторов, обслуживающих эти предприятия, существенно превышают доходы бюджета от их налоговых поступлений.

Почему бы не снизить вдвое налоги на сельхозпредприятия и обрабатывающие предприятий несырьевого сектора СФО и ДФО? Их доля составляет не более 20% поступлений от всех предприятий. Потери РФ составят около 1% доходов.

Партия Дела предлагает также отменить отчисления налогов Дальнего Востока и Сибирского федерального округа в федеральный бюджет. Все доходы от бизнеса в этих регионах должны идти в местные муниципалитеты на развитие промышленности и местного самоуправления. Никто ничего не потеряет. Зато не будет встречных потоков (и потерь по «дороге»), и собранные средства будут расходоваться более эффективно.

Кроме того, было бы полезным разрешить руководителям СФО и ДФО использовать на их территории рекомендации Партии Дела по совершенствованию налоговой системы и для этой цели провести соответствующую работу с участием авторов рекомендаций. В частности, сократить налоговый отчет до 1-2 страниц, списывать на себестоимость расходы на приобретаемое оборудование и новые технологии, НДС считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога (тем самым сделать ненужными возмещения НДС, необходимость уплаты НДС с авансов и уплаты НДС за реализованную, но не оплаченную продукцию и т.д.), и др.

Мы понимаем, что предлагаемые нами меры с точки зрения чиновников не столь полезны по сравнению, например, с выделением в их распоряжение или в распоряжение такого органа как ОАО «Развитие Дальнего Востока» 3,3 трлн. руб.

Но ведь есть и Президент. Интересно, дойдут ли до него наши идеи, и сможем ли мы его убедить?


Источник публикации: Эхо Москвы