Дата публикации: 10.02.2014
В Сибирском (СФО) и Дальневосточном (ДФО) федеральных округах на площади, составляющей две трети всей территории России, проживают около 19% ее населения – 26,5 млн. человек. Одна из проблем – отток населения. Например, наш Дальний Восток за последние 20 лет покинули 1,5 млн. человек – почти пятая часть населения. В настоящее время там проживают 6,5 млн. человек (плотность населения 1,2 чел. на кв. км) Между тем, приграничное население Китая составляет около 140 млн. (плотность – 124 чел. на 1 кв. км); оно с интересом смотрит в нашу сторону и постепенно ее осваивает. Этому процессу способствует подписание в 2009 году Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики на период 2009-2018 гг., включающей более 200 ключевых экономических проектов.
Видимо, из опасения, что последствия реализации Программа, по меньшей мере, неоднозначны, наше правительство намечает и другие меры. Например, рассматривается введение в законодательство термина «территории опережающего развития», дополнительное финансирование институтов развития, в том числе нового ОАО «Развитие Дальнего Востока», переезд на Дальний Восток головных офисов некоторых госкомпаний и др.
Общий объём инвестиций, который нужен Дальнему Востоку до 2020 года, вице-премьер Юрий Трутнев оценил в 3,3 трлн. рублей. А если развивать и Сибирь, сумма существенно возрастет.
Откуда возьмут деньги? Если даст государство, то значительную часть разворуют при минимальном эффекте. Чтобы пришли частные инвесторы, надо менять предпринимательский климат.
Сегодня в России производить невыгодно. Тракторный завод, принадлежащий российским собственникам, находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере $16,4 млн., в российских условиях имел бы убыток $21,7 млн. (см. блог К.А. Бабкина,http://www.echo.msk.ru/blog/babkin_k/1169024-echo/), т.е. не мог бы работать. Главная причина – высокие налоги в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн. В России такой завод должен заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше. При этом на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для такого завода потребуется 65 бухгалтеров. Есть и другие факторы – высокие ставки по кредитам (в Канаде – 2,3%), дорогая электроэнергия (в Канаде для промышленных предприятий в среднем 1,70 рубля за кВт ($0,055). В России тариф в 2,20 раза выше – 3,70 рубля) и т.д. Но налоги – главное.
Аналогичные результаты мы получили при сопоставлении налогового бремени на предприятие в России и США. Еще бы! Ведь в США нет НДС (у нас – 18%), нет налога на имущество (у нас – 2,2%), приобретаемое оборудование стоимостью до $2 млн. списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы – 13,3% (у нас – 30%), прогрессивный налог на прибыль (от 15% до 35%) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6%) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (п. 2 Статьи 7) берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума.
Существующая у нас налоговая система исключает развитие России. Именно налоговая система может стать тем «звеном», за которое можно «вытащить цепь».
Партией Дела с участием ученых и экспертов разработаны рекомендации по совершенствованию российской налоговой системы. Эти предложения направлены заинтересованным лицам и организациям. Ответы получены от Минфина и Минэкономразвития. Они возражают по всем пунктам. И никаких вопросов и обсуждений.
Некоторые рекомендации Партии Дела направлены на развитие производства за Уралом. Прежде чем обсуждать эти предложения, целесообразно посмотреть, какие налоги поступают в консолидированный бюджет (см. табл.).
Сбор налогов в РФ, Дальневосточном (ДФО) и
Сибирском (СФО) Федеральных округах в 2012 году.[1]
млрд. руб.
Наименование налога |
РФ |
ДФО |
СФО |
Сумма СФО и ДФО |
Объем консолидированного бюджета |
23 435,15 |
|
|
|
Налог на прибыль |
2 355,70 |
258,03 |
453,81 |
711,84 |
Подоходный налог |
2 261,48 |
136,42 |
242,48 |
378,90 |
Страховые взносы (эффективная ставка 23,6%) (расчет: 4103,73:(2261,48:0,13)х100% = 23,6%) |
4 103,73 |
247,65 (расчет) |
440,19 (расчет) |
687,84 |
НДС на товары, производимые и реализуемые в РФ |
1 886,45 |
17,23 |
147,45 |
164,68 |
НДС на ввозимые товары |
1 659,69 |
15,16 (расчет) |
129,73 (расчет) |
144,89 (расчет) |
Таможенные пошлины |
4 099,78 |
|
|
|
Акцизы |
783,64 |
19,20 |
116,49 |
135,69 |
Налог на имущество предприятий |
785,49 |
35,10 |
86,92 |
122,02 |
Налоги на совокупный доход (по РИА Новости) |
271,29 |
|
|
|
Налог на имущество организаций |
536,27 |
58,37 |
25,93 |
|
Налог на имущество физических лиц |
17,63 |
0,76 |
1,83 |
2,59 |
Транспортный налог с предприятий |
22,88 |
1,16 |
2,17 |
3,33 |
Транспортный налог с физических лиц |
67,28 |
2,82 |
6,27 |
9,09 |
Налог на игорный бизнес |
0,29 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
Земельный налог |
140,98 |
4,43 |
18,27 |
22,70 |
Налоги за польз. природными ресурсами |
2 484,51 |
46,31 |
175,89 |
222,20 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 459,40 |
26,80 |
175,50 |
202,30 |
Налог за польз. животн. и биол. моря |
2,26 |
1,68 |
0,06 |
1,74 |
Госпошлины |
21,40 |
1,21 |
2,54 |
3,75 |
Местные налоги |
158,93 |
5,19 |
20,13 |
25,32 |
Налоги предприятий на специальных режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО) |
295,42 |
35,94 |
32,59 |
68,53 |
Итого всех налогов (сумма налогов в таблице) |
24 274,02 |
854,33 |
2 052,33 |
2 906,66 |
Доля в консолидированном бюджете |
100% |
3,65% |
8,76% |
12,41% |
Цифры в таблице вызывают вопросы и наводят на размышления.
Например, мы постоянно слышим разговоры о необходимости развития малого бизнеса. Почему бы не снизить вдвое налоги на предприятия, работающие на специальных налоговых режимах? В России в 2012 году их было около 2 млн. Бюджет ничего не потеряет. Ведь их доля в консолидированном бюджете РФ равна 1,26%; в том числе ДФО в бюджете РФ – 0,15%, СФО – 0,14%, а в сумме – 0,29%. Можно предположить, что расходы на содержание бухгалтеров и налоговых инспекторов, обслуживающих эти предприятия, существенно превышают доходы бюджета от их налоговых поступлений.
Почему бы не снизить вдвое налоги на сельхозпредприятия и обрабатывающие предприятий несырьевого сектора СФО и ДФО? Их доля составляет не более 20% поступлений от всех предприятий. Потери РФ составят около 1% доходов.
Партия Дела предлагает также отменить отчисления налогов Дальнего Востока и Сибирского федерального округа в федеральный бюджет. Все доходы от бизнеса в этих регионах должны идти в местные муниципалитеты на развитие промышленности и местного самоуправления. Никто ничего не потеряет. Зато не будет встречных потоков (и потерь по «дороге»), и собранные средства будут расходоваться более эффективно.
Кроме того, было бы полезным разрешить руководителям СФО и ДФО использовать на их территории рекомендации Партии Дела по совершенствованию налоговой системы и для этой цели провести соответствующую работу с участием авторов рекомендаций. В частности, сократить налоговый отчет до 1-2 страниц, списывать на себестоимость расходы на приобретаемое оборудование и новые технологии, НДС считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога (тем самым сделать ненужными возмещения НДС, необходимость уплаты НДС с авансов и уплаты НДС за реализованную, но не оплаченную продукцию и т.д.), и др.
Мы понимаем, что предлагаемые нами меры с точки зрения чиновников не столь полезны по сравнению, например, с выделением в их распоряжение или в распоряжение такого органа как ОАО «Развитие Дальнего Востока» 3,3 трлн. руб.
Но ведь есть и Президент. Интересно, дойдут ли до него наши идеи, и сможем ли мы его убедить?
Источник публикации: Эхо Москвы
Актуальные новости
28.03.2024 Эдуард Бояков: России нужно вернуть лидирующие позиции
26.03.2024 Информация о возврате билета на МЭФ-2024
25.03.2024 Обеспечение безопасности на Московском экономическом форуме
25.03.2024 Роберт Нигматулин: Бедность — это плата за бездарную экономическую политику
22.03.2024 Телеканал ОТР - партнёр МЭФ-2024!
22.03.2024 Модернизация экономики и восполнение недостающих звеньев – это императивное требование
22.03.2024 Инновационная экономика рождается на наших глазах, не в технопарках и оэз, а в зоне СВО
20.03.2024 РИА "Стандарты и качество" - информационный партнёр МЭФ-2024