Олимпийский полет над Россией. Кто куда летал, и почем?

Дата публикации: 11.02.2014

Скажу сразу: церемония открытия ХХ11 зимних Олимпийских игр автору этого комментария совсем не понравилась. «Полеты над Россией» оставили слишком много вопросов. Да, и кому же всерьез может понравиться «свет, струящийся из неказистых деревенских окошек».

Понятно, что команде «креативных сценаристов» мнение одного отдельно взятого гражданина интересно весьма незначительно. Во-первых, потому что искусство – такой предмет, где - сколько людей, столько и мнений, так что к критике они всегда были готовы заранее; во-вторых, дело сделано, шоу состоялось, назад ничего не вернешь, а церемония открытия сочинской Олимпиады уже стала частью человеческой истории. Есть и третья позиция: как ни крути, а создателям, организаторам и участникам грандиозного спектакля уже, как говорится, «уплочено», да, пожалуй, и полученные денежные знаки были растрачены еще задолго до их выплаты…

Думается, подробный профессиональный разбор «полетов» над Россией-матушкой на сочинским чудо-стадионе «Фишт» (кстати, почему «Фишт», неужели удобоваримых для России названий не придумалось?) все же состоится. Но, по первому впечатлению, ни великая сценография отдельных эпизодов действа (один «Бал Наташи Ростовой» или тот же «Голубь мира» - подлинные жемчужины), ни гениальные технические и технологические находки, ни размах феерии не в состоянии компенсировать главного: невнятность, эклектичность и слабость сценария. Честное слово, драматическая история нашей Родины, по моему разумению, могла бы дать более глубокое представление о том, как мы жили, живем и жить желаем!

(Участниками церемонии, созданной «креативной группой во главе с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом», стали такие известные в стране и мире люди, как оперная дива Анна Нетребко, балетные звезды Диана Вишнева, Светлана Захарова, Владимир Васильев и Данила Корсунцев, а также боксер и депутат Николай Валуев, космонавты Сергей Крикалев, Роман Романенко, Федор Юрчихин, Светлана Савицкая и Елена Серова, дирижер Валерий Гергиев).

Итак, «Полеты над Россией» во сне и наяву. Кто летал? Куда? Зачем?

«Церемония открытия Олимпиады была объяснением любви к своей Родине», - заявил главный креативный директор и автор сценария церемонии открытия Игр-2014 Константин Эрнст. И тут хочется взглянуть, а какую же Россию любит сценарист, наверняка стремящийся угадать сегодняшний политический ветер и превалирующие настроения.

Понятно, что никому из «креативной команды» в голову не приходило подумать о главном оценщике – простом российском гражданине и обывателе («people, мол, и не такое «схавает»). Главное, чтобы позитивно оценили «наверху», ну, а заодно неплохо бы и планету масштабами показа удивить (по разным оценкам, церемонию могли наблюдать до трех миллиардов землян).

Но вот для россиян, особенно для деревенского люда вопрос о том, какой же из Москвы видят нашу страну, очень даже интересен. Ведь добрая половина средств, затраченных на Олимпиаду, взята именно из их карманов и тощих кошельков (причем в размерах, которые превышают всю помощь российским крестьянам за ближайшие десять(!) лет, как минимум).

Поэтому, думаю, ничтожный эпизод, представивший миру нашу сегодняшнюю деревню, еще долго будет обсуждаться в аграрном сообществе и не только. Цитирую слова комментатора Дмитрия Губерниева: «Смотрите, Любовь (маленькая девочка с Кубани - прим авт.) пролетает над небольшой русской деревенькой. Картина умиротворяющая. Деревянная церквушка. Неказистые домики. Одинокая корова и другие домашние животные. Но какой тихий свет струится из этих маленьких окошек»…

При внимательном рассмотрении картинки виден также колодец, убогая банька во дворе. Место на улице, куда и цари пешком ходят, правда, показано не было, но, судя по восторженному голосу известного тележурналиста и, главное, по пониманию тех, кто писал такие комментарии (наверняка, дикторский текст был подготовлен заранее и согласован не на одном уровне), именно это и есть тот самый идеал для жизни людей.

Правда, не городских, а только деревенских.

Они-то ведь давно привыкли таскать воду из колодца на полив ведрами (электричество в показанной всему миру деревенской российской идиллии не просматривается, да и обеспечение нашей деревни питьевой водой к 2020 году едва-едва, по планам государства, перевалит за половину населенных пунктов), топить дровами (газ тоже во все села великой газодобывающей державы придет очень сильно не скоро). Не сказал Губерниев, – времени, наверное, не хватило, - что заработок в деревне – меньше половины городского, а одинока корова, поскольку постарело российское село, поэтому, слава Богу, что хоть одна осталась…

Меня могут укорить, что слишком буквально все происходившее в шоу понимаю, мол-де это просто аллегория, так сказать. Отвечу пушкинскими строками: «Сказка – ложь, да в ней намек»…

Во всяком случае, голландский, немецкий, французский фермер либо недоуменно пожмет плечами, увидев показанную на всю планету «идиллию», либо про себя порадуется такой открыто выставляемой на мировой показ слабости российских крестьян-конкурентов. Хотя, скорее, пожалеет их. Особенно, если прочтет, что попытки хоть какой-то модернизации деревенских реальностей в сегодняшней России часто бывают обреченными на неизбежное фиаско.

Так получилось, что на прошлой неделе на AgroNews были опубликованы две статьи - из Ленинградской и Московской областей о том, как, какими способами и методами пресекаются любые попытки прогрессивных сельских предпринимателей выстроить для деревни достойную жизнь. Естественно, на основе собственного честного труда, налаживания современного производства и модернизации. Финал в обоих случаях один: преследование этих «умников», разорение и… изъятие у них земель под разными псевдозаконными предлогами.

Ну, во-первых, чтобы неповадно было. А, во-вторых, чтобы своим «дурным» примером не нарушали такую славную олимпийскую буколическую картинку.

Константин Мезенцев


Источник публикации: Крестьянские Ведомости