Село - ключ к развитию России

Дата публикации: 21.01.2014

В рамках подготовки ко II Московскому экономическому форуму (который состоится 26-27 марта) в Белгороде прошла секция, посвященная проблемам аграрного комплекса.

Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАРОДА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТОЛЬКО СЕЛО

Позвольте мне сердечно всех вас поприветствовать на Белгородчине и поблагодарить за деятельное участие в судьбе российского крестьянства.

Для нас сельское хозяйство нечто большее, чем отрасль экономики: это среда обитания половины населения области, и наша главная задача – обеспечить качество этой среды обитания, чтобы она могла воспроизводить саму себя, и не только с экономической, но и, прежде всего, социальной и духовно-нравственной точки зрения.

С точки зрения экономической у нас в общем объеме валового внутреннего продукта региона на долю сельского хозяйства приходится уже более 20%, хотя где-то 10 лет назад было чуть больше 10%. Экономический потенциал села за эти годы увеличился почти втрое. Белгородчина располагает 1% пашни России, но дает почти 5% валовой продукции села, а товарной продукции еще больше.

Наши приоритеты - производство мяса птицы и свинины. Его объем почти в пять раз выше дореформенного периода, выше, чем в лучшие годы Советской власти.

Инвестиции в сельское хозяйство превысили 150 млрд.руб., его прибыль - больше 10% всей валовой прибыли России.

Мы уделяем одинаковое значение и крупным, и средним хозяйствам, и фермерам, и даже личным подсобным хозяйствам.

Я разделяю содержание подготовленной «Дорожной карты» развития сельского хозяйства. Действительно, его потенциал высок: не менее 500 млн.чел. Россия может кормить. Важно найти эти 500 млн., которые нуждались бы в нашем продовольствии. Увы: сегодня мы не можем прокормить сами себя: на 1,5 трлн.руб. мы импортируем сельхозпродукцию!

Сельское хозяйство нельзя рассматривать вне контекста общеэкономических и социальных проблем России.

Оно конкурентоспособно с технологической точки зрения, но неконкурентоспособно экономически.

Производительность труда на селе в Белгородской области в натуральных показателях – скажем, производство свинины или молока на одного работника, - на уровне или даже выше лучших показателей мира. Но это не значит, что наша продукция ниже по стоимости.

Мы можем увеличивать производство за счет трех факторов.

Первый – увеличение потребления до медицинских норм. Здесь резерв повышения производства в районе 10, максимум 15%.

Второй - импортозамещение, прежде всего мяса. Мы можем нарастить 2-2,5 млн.т. и полностью исключить импорт. Мы можем наращивать производство молока и особенно овощей и фруктов, 70% потребления которых – импорт.

Третий фактор роста производства – экспорт. Но он невозможен, пока наша продукция с экономической точки зрения неконкурентоспособна.

Причина - макроэкономические условия. Скажем, в 2000 году затраты на производство 1 кг свинины составляли 20 руб., а в 2012-2013 годах – уже 60-70 руб.. В валюте затраты выросли с 0,7 до 2 долл., - а в Европе они как были, так и остаются 1,5 долл..

То есть за минувшие годы мы утратили конкурентоспособность, хотя создали очень серьезный с технологической точки зрения сельскохозяйственный кластер в Белгородской области, да и в России в целом. Но укрепление рубля сделало нас неконкурентоспособными.

Без решения этой задачи нельзя говорить о росте экспортного потенциала села.

Сегодня мы еще по зерну можем соревноваться, хотя и здесь маржа наших экспортеров с каждым годом все меньше из-за роста затрат.

В России стало невыгодно производить многие виды продукции: поэтому экономика и останавливается. Живем мы только за счет хорошей конъюнктуры на некоторые виды экспортной продукции, прежде всего, углеводородов.

Следующая проблема - очень дорогая логистика и диктат торговых сетей.

Оптовое распределительное звено или полукриминализировано, или монополизировано. Госрегулирование отсутствует, хотя мы неоднократно предлагали создать вокруг Московского региона с помощью товаропроизводителей собственную торгово-логистическую цепь по доставке продукции, которая не гналась бы за прибылью, а была бы прозрачной и занималась только продвижением наших товаров на наш рынок.

В качестве демонстрации диктата сетей могу дать свежий пример поставщика макарон компании Х5.

Только вход в сеть стоит 2 тыс.руб. с каждого вида продукции в каждый магазин этой компании. Ставка так называемого ретро-бонуса – 18-20%: сам ретро-бонус 10%, маркетинг 5-7% и возмещение воровства 2%. В итоге поставщик в лучшем случае имеет нулевую маржу, зато маржа торговой сети возрастает за счет этих взаимоотношений более чем вдвое.

Экономический диктат торговых сетей переходит в поглощение субъектов сельхозбизнеса.

И здесь без вмешательства государства ничего невозможно сделать.

Что делать – примеры есть: в Западной Европе маржинальные доходы прозрачны, и они справедливо распределяются между всеми участниками товарной цепочки.

Следующее, о чем надо сказать, – у нас отсутствует расселенческая градостроительная политика.

Село обезлюдело, работать некому, идет депопуляция, прежде всего, активного, трудоспособного сельского населения.

При этом почему-то взят курс на урбанизацию. Мегаполисы активно развиваются. Будь в России 500 млн.чел., можно бы подумать и о развитии мегаполисов, но при нашем населении развивать такую огромную страну через мегаполисы не совсем правильно.

Так, на транспортную инфраструктуру Москвы в расчете на одного жителя тратится более 50 тыс.руб. в год, а в областях – от 2 до 5 тыс.руб.. И встает вопрос, что же является «черной дырой» нашей экономики? Полагаю, именно мегаполисы.

Может, часть расходуемых сегодня на мегаполисы деньги направить на деурбанизацию? Давать молодым семьям по 3-5 млн.руб., чтобы они заселили необъятные просторы России.

В «Дорожной карте» предлагаются большие инвестиции в сельское хозяйство, - но встает вопрос, кто там будет работать?

Мы даже в своей области, где очень бережно относимся к сохранению села, и то уже начинаем чувствовать, как остра эта проблема. Все наши крупные сельхозпредприятия сами попросились и взяли под опеку сельхозучилища, чтобы готовить себе кадры, - и не только из деревень, но и из городов.

Они понимают, что их главная завтрашняя проблема – нехватка специалистов.

Без ее решения село невозможно развивать.

И последнее, о чем обязательно надо сказать: мы должны помнить мессианскую роль сельского хозяйства, которая заключается в воспроизводстве нашей национальной культуры, наших традиций, нашей исторической идентичности, ментальности и духовного, если хотите, нравственного кода нашей нации.

Города эту миссию не выполняют: воспроизводство нации – это село. Хочу напомнить слова нашего знаменитого футуролога Ивана Ефремова, который еще в 1969 году писал, что «все разрушения империй, государств происходят через утерю нравственности, и это разрушение носит характер саморазрушения». То есть село – это хранитель нашей духовности и нравственности. Если оно исчезает, политическое пространство исчезает или трансформируется в нечто другое.

Константин Бабкин, сопредседатель Московского экономического форума, лидер Партии дела.

ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Нас привело сюда общее понимание великого будущего российского сельского хозяйства и России в целом.

Полгода назад мы выступили с инициативой по улучшению аграрной политики - с «Дорожной картой развития сельского хозяйства России до 2020 года». Мы получили очень хороший отзыв со всех концов нашей страны. Примерно 30 региональных парламентов и представителей областных администраций прислали свои поправки. Масса откликов была от представителей хозяйств, учебных заведений и обычных людей, заинтересованных в развитии села.

Мы рады обсуждать дорожную карту, ее улучшение и доработку именно в Белгородской области. Дорожная карта у нас рассчитана на 7 лет, а за прошлые 7 лет Белгородская область в 4,5 раза увеличила сельхозпроизводство, в том числе в животноводстве в 5,5 раз. Производство свинины выросло в 8.3, птицы – в 4,4 раза.

И это в неблагоприятных условиях! Кредитные ставки в несколько раз выше, чем в развитых странах – наших конкурентах, топливо стоит вдвое дороже, чем должно. Наши крестьяне платят более высокие налоги и не имеют поддержки экспорта. Дотации в десятки раз ниже, чем в развитых странах.

Наши конкуренты - развитые страны - настойчиво и эффективно защищают своих крестьян. У нас рынок продовольствия практически открыт.

У нас отсутствует целенаправленная поддержка бедных, как в США, где им выдаются продуктовые талоны.

Исправление любого из этих факторов неравенства наших крестьян и их зарубежных конкурентов даст огромный толчок развитию села.

Если у нас будет эффективная аграрная и в целом экономическая политика, бурный рост обеспечит не только Белгородская область, но и все регионы России, а Белгородская область сможет и в следующие 7 лет развиваться такими же темпами.

Россия может увеличить производство свинины вдвое, мяса птицы – впятеро, говядины – на 73%. Наш потенциал колоссален, и единственное, чего нам не хватает, – это эффективной политики государства.

Есть и земля, и люди, которые хотят работать. Да, их становится меньше, они уезжают из села. Но их до сих пор много.

С точки зрения Московского экономического форума, политика государства должна не исходить из инерционных прогнозов, а быть пропитана волей к созиданию, должна создавать людям возможность творить и подталкивать их, объединять идеей созидания и движения вперед. Тогда к нашему народу вернется воля к жизни, цельная и твердая мораль, мы снова станем много рожать, и население России многократно увеличится.

И не надо будет даже искать потребителей нашего продовольствия за рубежом: они родятся у нас, потому что люди будут верить в будущее, семьи будут крепкие и большие.

У нас, напоминаю, 120 млн.га земли, из них 40 млн. заброшено. Китай на сравнимых площадях производит не 90 млн.т. зерна, как мы, а 580 млн.т.. Япония кормит стомиллионное население лишь с 4 млн.га сельхозугодий. Потенциал у нас огромен, и мы можем поставлять продовольствие и в Африку, и в Азию, и в Европу.

Мы подчас не всегда верим, что это возможно, но уже поставляем в Китай почти на 100 млн.долл., в Германию – почти на 200, в Индию – на 150, в Южную Африку – на 32.

Иван Ушачев, руководитель Института экономики сельского хозяйства.

НЕОБХОДИМЫ РАДИКАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПОДДЕРКЕ СЕЛА

Необходимость новых подходов к аграрному развитию очевидна в свете последних прогнозов Минэкономразвития. По ним рост сельхозпроизводства замедлится с 2,9% в 2014 году до 1.7, а то и до 1,4% в 2020.

Зерна, скота и птицы будет производиться меньше, чем предусмотрено госпрограммой. К 2030 году среднегодовой прирост сельхозпродукции ожидается в 2%: ниже, чем в мире. Отказ от напряженных планов позволяет хорошо отчитаться, но сценарий Минэкономразвития – не прогноз, а признание своего бессилия.

Объективная оценка политики государства проста: из 12 показателей первой госпрограммы не были выполнены 10.

Объем сельхозпродукции ниже дореформенного 1990 года на 15,4%. С 2000 по 2012 годы цены на промышленную продукцию возросли в 6.6, а на сельхозпродукцию – в 5,1 раза. Доля сельхозтоваропроизводителей в конечной цене ниже 30%.

Доля торговли в конечной цене продовольствия - 40%, а по крупам – 60%.

Рентабельность сельхозпроизводства в 2012 году без субсидий чуть более 1%, а с субсидией – 12%. О каком расширенном воспроизводстве может идти речь?

А многие хозяйства из-за жестких условий вообще не получали субсидий. В результате в среднем на 1 гектар пашни было получено лишь 2 тыс.руб. чистой прибыли, что недостаточно для эффективного производства.

Действующий экономический механизм загоняет сельхозтоваропроизводителя в долговую яму. Кредиторская задолженность приблизилась к 2 трлн.руб., что на треть выше объема производства и выше 1,3 млн. на каждого работника.

Это привело к угрожающему росту импорта продовольствия и углублению разрыва между городом и деревней. Зарплата на селе – 53% среднероссийской.

Новая госпрограмма развития села до 2020 года не предполагает ни технологического, ни инвестиционного прорыва, ни коренного улучшения условий жизни.

Деградация идет более 20 лет и намного снизила производственный потенциал.

Действующий экономический механизм исчерпал себя.

Первое необходимое изменение – снижение инфляции и изменение соотношения цен промышленной и сельскохозяйственной продукции, в том числе долгосрочным замораживанием цен естественных монополий для села.

Замораживание тарифов в 2014 году даст нашим хозяйствам экономию лишь в 0,4% затрат. А вот при долгосрочном варианте это не только ослабило бы диспаритет цен, но и снизило бы инфляцию в целом, которая съедает у села около 100 млрд.руб. в год.

На эту проблему обращают внимание в открытом письме президенту 500 руководителей сельхозпредприятий и фермеров. Они просят исключить из цены горюче-смазочных материалов для сельскохозмашин все налоги и акцизы, а также снять с них отчисления в дорожные фонды. Ведь сельхозмашины ездят не по автодорогам, а по полям.

Эффективный инструмент поддержки сельхозтоваропроизводителей - минимальные гарантированные закупочные цены. В США используется механизм залогового кредитования, когда государство обязуется купить урожай фермеров (по 15 основным видам продукции растениеводства и молоку) по заранее объявленным ценам в 85% от рыночной цены прошлого года.

Чтобы сделать кредит доступным для сельхозпроизводителей, надо снизить рыночную процентную ставку до 2-3% годовых. Ведь более 90% кредитов село получает от двух госбанков.

Надо ввести уплату НДС для организаций, платящих единый сельхозналог. Это увеличит их прибыль на 50 млрд.руб. за счет превышения экономии от снижения стоимости приобретаемых материальных ресурсов над уплатой НДС по реализуемой сельхозпродукции.

Сейчас государство поддерживает только страхование катастрофических рисков, начиная с гибели 30% урожая, что актуально максимум для 15 регионов, и то раз в 5-6 лет.

Надо страховать с господдержкой недобор урожая и до 30%: это наиболее востребовано селом.

Такая корректировка потребует от федерального бюджета в 12-13 млрд.руб. в год. Надо обязать страховщиков перейти от формирования страховых резервов к накопительному принципу На случай чрезвычайных ситуаций с особо крупным ущербом резервный фонд должно иметь и государство как перестраховщик последней руки.

В субсидировании надо усилить несвязанную поддержку растениеводства и ввести ее для животноводства. Несвязанная поддержка доходов должна составить не менее 3 тыс.руб. на гектар, а совокупная поддержка по всем направлениям – 5-6 тыс.руб. на гектар пашни вместо 1700 руб. сейчас и против более 20 тыс.руб. в ЕС и США.

Господдержка должна быть дифференцирована для различных зон и хозяйств с разной доходностью.

Один из наиболее действенных механизмов повышения доли сельхозпроизводителей в цене реализации продовольствия и роста таким образом их доходности - развитие кооперации.

Но село переживает кризис недоверия, преодолеть который может лишь государственная политическая и финансовая поддержка сельских кооперативов.

Важная мера повышения емкости внутреннего рынка - продовольственная помощь бедным. Сейчас 6 регионов за свои деньги проводят такой эксперимент.

Но эта форма поддержки заметно повлияет на доходность сельхозпроизводителей только при условии охвата ею не менее 30 млн.чел. и вовлечения сельхозтоваропроизводителей в закупки продовольствия для нее.

Меры поддержки экспорта, разработанные Минэкономразвития, рассчитаны в основном на крупный, а не средний и малый бизнес. Создание Российского экспортного агентства позволило бы привлечь к экспорту малые и средние предприятия, для которых важно упрощение таможенных процедур и процесса возврата НДС, снижение налогового бремени, облегчение поиска партнеров за рубежом и проверка их репутации.

Для приумножения природного, социально-экономического и культурного потенциала села надо утвердить научно обоснованную систему нормативов социального обустройства, укрепить налоговую базу сельского самоуправления, а для повышения участия бизнеса в жилищном строительстве, развитии социально-инженерной инфраструктуры, создания рабочих мест установить налоговые и кредитные льготы.

Следует ввести льготные условия ипотечного кредитования, разработать механизм регулирования рынка иностранной рабочей силы на селе.

Сейчас управление агропромышленным комплексом дезорганизовано. Надо уточнить ряд управленческих функций на федеральном уровне, так как многие из них возложены не только на Минсельхоз, но и на другие ведомства, что исключает ответственность органов госуправления. Надо создать вертикаль соподчиненности по всем уровням управления; сегодня же вертикаль заканчивается на Садовом кольце.

Надо упорядочить взаимоотношения между органами государственного, хозяйственного и местного самоуправления.

Переход к разумной аграрной политике потребует корректировки всей социально-экономической и бюджетной политики. Чтобы выполнить пороговые значения доктрины продовольственной безопасности, надо 730-750 млрд.руб. в год.

Эти средства можно обеспечить за счет роста закупочных цен на 3-5%, замедления инфляции до 2-3% и, в связи с этим, отказа от субсидирования части процентной ставки, изменения условий применения единого сельхозналога, уменьшения расходов за счет экономии ресурсов и повышения эффективности их использования благодаря созданию приемлемых условий хозяйствования, повышения доли сельхозпроизводителей в розничной цене.

В результате сбор зерна к 2020 году можно увеличить вдвое по сравнению с последними 5 годами – до 147-153 млн.т., а производство сахара - до 6 млн.т.. Производство мяса можно к 2020 году нарастить до 10,5 млн.т., а к 2030 – до 16-17, молока – соответственно до 50 и 70 млн.т..

Экспорт зерна может достичь 35-40 млн.т., сахара – 1,5-2 млн., растительного масла – 1.2, картофеля – 4-5, мяса птицы – 0.5, свинины - 0,2 млн.т.. При этом страна станет ориентироваться на экспорт готовой продукции, что повысит доходность производителей и пополнит бюджет.

Без радикальных мер по поддержке аграрного сектора следует ждать обезлюдения села, подрыва агроресурса базового промышленного производства, образования очагов социальной напряженности.


Источник публикации: Форум мск