Эксперт МЭФ: Российский НДС гробит производство и плодит коррупцию

Дата публикации: 21.08.2013

Если сократить хотя бы наполовину воровство, связанное с НДС, можно будет удвоить расходы на культуру, науку, образование.

Чтобы не отпугнуть читателя бухгалтерскими подробностями, скажу лишь, что НДС (налог на добавленную стоимость) платят в бюджет и включают в цену товаров и услуг. При этом при расчете НДС к уплате, предприятия возмещают (вычитают) НДС, входящий в стоимость покупных. Граждане платят этот налог, совершая покупки. Чтобы стимулировать экспорт, НДС с него не берут, а тот НДС, что входит в цену покупных, экспортеру возмещают из бюджета.

Существующая методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы тем, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Значительное число предпринимателей, осужденных по статьям «мошенничество» и «хищения», сидят по причине разногласий по НДС с налоговым инспектором.

Степень воровства при возмещении НДС превышает все мыслимые пределы. Судите сами.

Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1335 млрд. руб. («Ведомости», 24 июля 2013 г.). При этом за 2000 – 2012 годы сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза (А.И. Поварова, «Неэффективное администрирование НДС как угроза экономической безопасности России», ИСЭРТ РАН, 2012).

Если бы злоупотребления в 2012 году сохранилось на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что 901 млрд. (1335-434) был украден.

В 2012 году вычеты НДС по инвестпроектам составили 1053 млрд. руб., а в 2013 – 1500 млрд. руб. (см. «Ведомости», 24 июля 2013 г.). Судя по всему, здесь речь идет не только о вычетах по инвестпроектам, но обо всех вычетах по НДС.

При этом огромные суммы возмещаются незаконно, т.е. воруют. Например, «Новая газета» провела специально исследование этого вопроса. В номере от 15 апреля 2012 г. газета пишет, что при рассмотрении только пяти примеров возмещений НДС было обнаружено 20 фирм, возместивших НДС в 2009-2010 года более чем 11 млрд. руб. При этом исследовались только случаи возмещения свыше 100 млн. руб.

О том же говорят и данные ФНС о фактической собираемости НДС в Курской области (см. таблицу, взятую из дисс. В.Л. Рыкуновой на соискание степени к.э.н. «Налогообложение добавленной стоимости на основе принципа перелагаемости налогового бремени»). Можно предположить, что в других регионах России ситуация такая же.

Расчет «прямым» методом налога на добавленную

стоимость по Курской области за 2008 год

№ п/п

Наименование показателей

Сумма, млн. руб.

1

Величина добавленной стоимости (сумма ФОТ, ЕСН, прибыли, амортизации) всего, в том числе:

139.960

- величина добавленной стоимости, не облагаемой

НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ

7.355

- величина добавленной стоимости, облагаемая по

ставке 18%

111.389

- величина добавленной стоимости, облагаемая по

ставке 10%

10.610

- величина добавленной стоимости, облагаемая по

ставке 0%

10.608

2

Сумма НДС, исчисленного по установленным ставкам

21.111

3

Сумма НДС, возмещаемая экспортерам

1.928

4

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет

19.183

5

Сумма НДС, которая могла бы поступить в бюджет при собираемости НДС 60%

11.510

6

Поступило в бюджет фактически от налогоплательщиков Курской области

4.241

Известно, что сумма НДС к уплате в бюджет равна разности НДС реализации и НДС, входящего в стоимость покупных, того самого НДС, который возмещают при расчете НДС к уплате. Судя по таблице, в Курской области должны были собрать НДС в сумме 19,2 млрд. руб., а собрали 4,2 млрд. руб., т.е. собираемость НДС составила около 22%. По-видимому, более 75% НДС было возмещено незаконно. Делается это очень просто – например, достаточно лишь выписать себе счет-фактуру за якобы полученные материалы. Эти материалы можно даже не оплачивать. При этом, если оплатить через «однодневку», то помимо возмещения НДС можно еще получить «обналичку». Есть и другие способы.

Таким образом, сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила по операциям по продукции, произведенной и потребленной в России, как минимум, 526 млрд. руб. (1053х0,5). А если к ним добавить указанные выше незаконно возмещенный 901 млрд. руб. при экспорте, то общая сумма потерь бюджета составит 1427 млрд. руб. (901+526).

Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составят 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство готово израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить.

Возникает вопрос: что делать?

Во-первых, надо снизить ставку НДС до 8-10% и сделать ее единой для всех; во-вторых, считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов) – в этом случае возмещения НДС будут не нужны; в третьих, по примеру Китайцев, отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортерам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов); в-четвертых, сумму НДС, подлежащую возмещению экспортерам промышленной продукции, определять не на основе счетов-фактур (эти документы при исчислении НДС будут не нужны), а расчетным путем как произведение стоимости экспортной продукции без НДС на ставку НДС.

Сумма поступлений НДС в бюджет после реализации наших предложений существенно возрастет. Одновременно почувствуют облегчение тысячи предпринимателей, которые не могут возместить свой кровный НДС, и которым грозят уголовной ответственностью за «неправильные» счета-фактуры, полученные от поставщиков. Никаких научных, организационных или методических проблем нет. Вопрос ясен как дважды два. Подробности можно посмотреть в проекте «Что делать?» на сайте «Партии Дела» (http://www.partyadela.ru/who-we-are/what-to-do/nalogovoe-regulirovanie-effektivnyy-instrument-promyshlennoy-politiki/) и на сайте ЭАЦ «Модернизация» (http://www.modern-rf.ru/publikatsii/publikatsii_57.html).

Почти 10 лет мы с коллегами безуспешно пытаемся все это донести до сведения руководства нашей страны. Более того, 17 октября 2007г. между ВПП «Единая Россия» и общественными организациями ОПОРОЙ РОССИИ и «Деловой Россией» было подписано «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии», одним из пунктов (п. 1.1) которого является снижение налоговой нагрузки посредством перехода к прямому способу исчисления НДС и снижение его ставки. С этой идеей бывший в то время Председатель «Деловой России» Б.Ю. Титов вместе с руководителем ОПОРЫ С.Р. Борисовым ходил к Президенту России В.В. Путину. Президент дал указание Правительству проработать вопрос. Благожелательная реакция Президента вызвала горячий интерес «экспертов». Реализацию этой идеи многие совершенно справедливо восприняли как угрозу личному кошельку и поменяли свое мнение. Президент «ОПОРЫ» С.Р. Борисов договорился до того, что заявил: «детальное изучение предложений «Деловой России» позволило экспертам нашей организации сделать вывод, что предлагаемая реформа НДС станет препятствием для развития бизнеса в России… Предложение «Деловой России», по сути, ведет к сокращению экспорта отечественных товаров высокой степени переработки… Это не только прямой налог, но и прямой удар по малому бизнесу». Возможно, С.Р. Борисову было при этом стыдно. Ведь ему было известно, что малый бизнес, как правило, от уплаты НДС освобожден. Но и понять Сергея Ринатовича можно – ведь он тогда занимался и нефтяным бизнесом – был президентом Московской топливной ассоциации. Теперь С.Р. Борисов – вице-президент Сбербанка. Возможно и мнение «ОПОРЫ», выражающей интересы малого бизнеса, изменится.

Изменилось ли с тех пор мнение экспортеров сырья и других «возместителей» НДС? Конечно, нет! Кто же откажется от очень конкретных 1,5 трлн. руб.

Но изменилась экономическая ситуация в стране. Экономика «буксует» и правительству не хватает денег на решение социальных проблем. Когда станет совсем невмоготу, возможно, оно заинтересуется и нашими предложениями. К сожалению, оппозицию такие «мелочи», как, впрочем, и налоговая система в целом, не интересуют. Поддержку с этой стороны мы и не ждем. А жаль! Ведь именно существующая налоговая система предопределила качество российских институтов и качество демократии.

Источник публикации: ЭХО Москвы