Путин задумался о скоростной железной дороге в Сибирь

Дата публикации: 05.08.2013

НОВО-ОГАРЁВО, Россия (Рейтер) - Владимир Путин не исключил продления будущей $28-миллиардной скоростной железной дороги Москва-Казань до Красноярска, спустя полмесяца после того, как глава РЖД агитировал его за строительство моста в Японию.

Президент России, столкнувшейся с чреватыми политическим взрывом рисками стагнации экономики, в июне нашел более $40 миллиардов на её оживление: он разрешил потратить половину пенсионного стабфонда на инфраструктурные проекты.

Критики корят Кремль, считая многомиллиардные вложения в возведение инфраструктуры к громким событиям, таким как саммит АТЭС во Владивостоке и зимняя Олимпиада в субтропиках Сочи, ширмой для теневого обогащения чиновников.

Глава РЖД Владимир Якунин предложил Кремлю развивать экономику через высокоскоростные железнодорожные маршруты в провинцию - идея, встретившая критику экономистов, советующих тратиться на аэропорты для региональной авиации и ликвидировать монополизм.

Минтранс поддержал РЖД и на совещании с Путиным в среду глава ведомства Максим Соколов предложил пустить на дорогу в Казань 150 миллиардов рублей ($4,5 миллиарда) из Фонда национального благосостояния (ФНБ), призванного подстраховать пенсионную систему в будущем, когда доля пенсионеров в структуре стареющего населения будет увеличиваться, а людей трудоспособного возраста - сокращаться.

Путин предложил не останавливаться в поиске новых путей развития транспорта.

"Может быть - конечно, нужно посчитать экономическую целесообразность - может быть, и дальше можно продолжить, вплоть до Красноярска", - сказал президент на совещании с министрами в своей подмосковной резиденции.

Расстояние между Казанью и Красноярском по действующим автодорогам и железнодорожной магистрали превышает 3.000 километров.

"Знаю, что эффективными эти маршруты являются только тогда, когда поездка длится где-то около восьми часов, но между городами Сибири такие магистрали, безусловно, могли бы быть востребованными".

В открытой для прессы части совещания участники не называли вероятную стоимость проекта. Ранее в июле на совещании с Путиным в Южно-Сахалинске Якунин поделился амбициозным планом связать остров мостом с Японией, перспективным покупателем российских энергоносителей.

"Если в перспективах будет рассматриваться вопрос не только энергетического моста с Японией, но и железнодорожного перехода с Японией, это радикально может изменить вообще всю транспортную ситуацию в регионе - не только касающемся границ Российской Федерации, но и в Азиатско-тихоокеанском регион в целом", - сказал глава РЖД. Путин не комментировал это предложение при журналистах.

ЗА СЧЁТ НАЛОГОВ

По словам Соколова из Минтранса, государство выделит на 770-километровую железную дорогу в Казань 649 миллиардов рублей ($19,7 миллиарда), включая средства ФНБ и "бюджетные гранты" на 81 миллиард рублей.

На долю государства придутся и 139 миллиардов рублей, которые будут обеспечены облигационными займами РЖД либо специально созданной для строительства её "дочкой" ОАО Скоростные магистрали по ставке "инфляция плюс 1 процент" на 30 лет. Предполагается, что эти облигации будет выкупать Пенсионный фонд РФ под госгарантии.

Источник оставшихся 279 миллиардов рублей пока не определен, сказал Соколов.

"Мы предполагаем, что это могут быть средства ФНБ, но для этого нужно принять решение, что до 2017 года их объем (общий объем денег ФНБ, выделяемых на транспортные коммуникации) будет больше 450 миллиардов рублей", - сказал министр.

"Это могут быть средства федерального бюджета 2017-2018 годов. Скорее всего, это будет комбинация источников (финансирования)".

Власти страны, которая получила право провести в 2018 году чемпионат мира по футболу, говорят, что развитие железных дорог поможет доставлять болельщиков на новые спортивные арены в провинции.

От Москвы до Казани можно будет доехать за 3 часа 30 минут против сегодняшних 14 часов 7 минут, говорится в презентации РЖД, подготовленной к совещанию. Государственный оператор также надеется пустить по новой магистрали контейнерные поезда и рассчитывает, что новый путь поможет разгрузить традиционные железные дороги для перевозки грузов. Якунин говорил, что подряды на производство рельсов для новой дороги получат крупнейшие российские сталелитейные компании, такие как Евраз и Мечел.

РЖД обещает государству триллионы долларов барыша от высокоскоростной железной дороги, спустя годы.

Пока в стране не построено ни одного километра высокоскоростной магистрали: РЖД лишь запустила высокоскоростной поезд Siemens Velaro RUS ("Сапсан") по существующей ветке из Москвы в Санкт-Петербург, что позволило сократить время в пути в среднем до четырех часов, а потом - до Нижнего Новгорода с меньшей скоростью.

(Глеб Столяров, текст Дениса Дёмкина)

Источник публикации: ИА Рейтер