Дорожающий бензин тормозит рост ВВП

Дата публикации: 02.08.2013

За последнюю неделю июля стоимость автомобильного топлива на биржевых площадках России поднялась в среднем на 6–7 руб. за литр. Столь резкое повышение оптовых цен пока не отразилось на рознице. Однако едва ли могут быть сомнения в том, что бензин и дизтопливо на отечественных АЗС вскоре тоже подорожают. Эксперты называют ситуацию критической. Причем критической не только на топливном рынке страны, но и в целом в экономике. Дорогой бензин, по их мнению, превратился в одну из основных причин рецессии, в которую может погрузиться вся российская экономика. 

За последний месяц оптовые цены на автомобильное топливо в России выросли на 20–30%. В частности, на прошлой неделе бензин и дизтопливо резко – на 6–7 руб. за литр – подорожали на Петербургской товарно-сырьевой бирже. 

Участники рынка бьют тревогу, полагая, что положение дел на внутреннем топливном рынке близко к критическому. 
Первый заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Булат Нигматулин не строит на этот счет иллюзий. По его мнению, в ближайшие месяцы розничные цены на автотопливо вырастут вслед за биржевыми. Минимум на 1,5–2 руб. за литр. 

«Высокие цены на бензин душат экономику. Пока не ограничим аппетиты нефтяных компаний, будет расти только ТЭК, а остальная экономика деградировать», – утверждает Нигматулин. Выход практически на мировой уровень цен на автомобильное топливо в России, с точки зрения эксперта, не может считаться достижением. Сравнивать следует не по котировкам валют – доллар-евро-рубль, – а по паритету покупательной способности. И если включить этот индикатор, то выходит, что в России бензин на 40% дороже, чем в США. Следовательно, резюмирует Нигматулин, цены на автозаправках в РФ сегодня не должны превышать 19 руб. за литр автомобильного топлива. 

В свою очередь, заведующий лабораторией прогнозирования ТЭКа Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев считает справедливой цену на автомобильное топливо для внутреннего рынка России в пределах 20–30 руб. за литр. По словам аналитика, в разных странах разная стоимость топлива – от 0,8 до 2 долл. Как правило, существует некий негласный общественный договор о том, сколько должен стоить бензин. Ведь в большинстве стран решающее значение имеет налоговая составляющая. Если деньги, поступающие в госбюджет с топливных налогов и акцизов, расходуются эффективно, то народ готов платить больше. Если же возникает ощущение, что средства разворовываются, то люди предпочитают видеть более дешевый бензин. Семикашев считает динамику роста цен на бензин низкой. По его предположению, нефтяные компании пока зарабатывают на дизтопливе, стоимость которого продолжает дорожать и на оптовом рынке, и в рознице. 

Между тем руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве Александр Курдин напомнил, что едва ли не каждый год в июле-августе год бензин в России дорожает. «Некая сезонность, очевидно, присутствует», – полагает Курдин. Среди причин – остановка на ремонт нефтеперерабатывающих заводов, мировой рост цен на нефть и другие факторы. Сейчас же к этому добавилось повышение акцизов. В частности, в стоимости литра бензина АИ-92 их доля в июле 2013 года выросла с 10,3 до 12%. 

По словам замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, уже шесть-семь лет ситуация на топливном рынке сохраняет стабильность. Цены растут в пределах инфляции. И не только растут, утверждает чиновник. По его данным, с начала текущего года в РФ бензин в оптовом звене подешевел примерно на 3%. Сейчас цены подросли на 1,5%, то есть пока не вернулись к исходным значениям. Ситуация, по словам Голомолзина, не вышла из-под контроля ФАС. И до конца 2013 года существенного роста цен на бензин не ожидается. 

Этому будет способствовать повышение вывозных пошлин, что сделает внутренний рынок РФ более привлекательным для отечественных нефтяных компаний.    

Источник публикации: Независимая газета