Как остановить рост тарифов естественных монополий?

Дата публикации: 29.07.2013

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что расценки на железнодорожные перевозки в России достигли самых высоких значений в мире, а ОАО РЖД становится вторым "Газпромом". По словам Артемьева, сейчас РЖД блокирует любые инициативы по развитию конкуренции. Руководитель ФАС раскритиковал введение так называемых исключительных тарифов и назвал тарифную политику РЖД доходящей до безумства, а тарифное руководство — совершенно изломанным, что отражает "влияние различных лоббистских групп на тарифы". Однако то же самое можно сказать не только об РЖД, но и об энергетических монополиях в России.

Константин Бабкин, совладелец ОАО "Ростсельмаш":

— В первую очередь нужно бороться с коррупцией. А также нужно следить за доходами и расходами высших должностных лиц в этих компаниях. Чем более прозрачны будут естественные монополии, чем выше будет контроль общества над ними, тем понятнее будет система формирования тарифов. Законодательное ограничение тарифов я бы тоже приветствовал, но только как временную меру. Решать проблему нужно фундаментально. Общество должно следить, чтобы из монополий не воровали деньги и чтобы средства тратили не на покупку футболистов и другие непрофильные активы, а на развитие отрасли и снижение тарифов. А вот реформировать естественные монополии нужно осторожно. При реформировании РЖД может случиться то же, что и при реформировании энергетики: монополию раздробили, но посеяли хаос и вызвали рост тарифов. В итоге с завышенными вдвое тарифами я сталкиваюсь каждый день.

Источник публикации: КоммерсантЪ