Комбайн свернул к селу

Дата публикации: 04.06.2013

От реализации программы субсидирования сельхозтехники выиграют аграрии и машиностроители

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил изменения в Правила предоставления субсидий производителям сельхозтехники. Благодаря этому заработал механизм, согласно которому производители предоставляют аграриям 15-процентную скидку на выпускаемую технику, а государство субсидирует предприятиям эти расходы.

Правила устанавливают критерии производителя, которые дадут ему право получить субсидию на возмещение части затрат на производство и реализацию техники, перечень необходимых документов для подачи заявления на господдержку, а также условия ее предоставления. Ключевыми требованиями к соискателям являются: российская регистрация и работа не менее трех лет, наличие полного цикла производства, широкая дилерская и сервисная сеть, охватывающая не менее 40 регионов. Субсидированию подлежат комбайны, тракторы, культиваторы, сеялки, картофелекопалки и другая техника. По каждому виду техники определены предельные размеры субсидий, например, субсидии на зерноуборочные комбайны мощностью более 399 л.с. не превысят 1,2 млн рублей. Всего в 2013 году на возмещение части затрат по производству и реализации техники будет выделено 2,3 млрд рублей средств федерального бюджета. Причем объем субсидий предприятиям одного субъекта Российской Федерации, реализовавшим технику сельхозтоваропроизводителям, не должен превышать 5% от общего объема бюджетных ассигнований.

"Наша компания активно включилась в реализацию федеральной программы, - говорит Алексей Швейцов, коммерческий директор компании "Ростсельмаш", которая входит в пятерку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. - Для того чтобы сократить время клиентов на поставку сельхозмашин и оборудования, вся необходимая им техника уже находится в регионах, на площадках наших дилеров".

Продажа сельскохозяйственной техники может осуществляться как непосредственно производителями напрямую, так и через дилера. То есть через организацию, приобретающую сельскохозяйственную технику у производителя по договору купли-продажи с целью ее последующей реализации сельхозтоваропроизводителям.

Расширен перечень субсидируемой техники. Вместе с тем эксперты отмечают, что не все позиции, предложенные сельхозмашиностроителями, включены в документ. По-прежнему отсутствуют машины для послеуборочной обработки зерна и послеуборочной сушки зерна перед закладкой на хранение. Данное оборудование крайне необходимо для качественного производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

Но сдвинется ли с места проблема технического переоснащения села? Большой вопрос. Он упирается не только в какие-то административные барьеры,

а прежде всего в экономические реальности - низкая доходность аграрного бизнеса.

Смогут ли производители сельхозтехники выйти из непростой ситуации, которая сложилась на рынке? Тоже не ясно. По оценкам Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш", в 2012 году потери российских предприятий при продаже сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке составили 5,143 млрд рублей. В частности, продажи компании "Ростсельмаш" в январе-феврале 2013 года сократились на 38,5% по отношению к аналогичному периоду 2012 года и в два раза по отношению к январю-февралю 2011 года. Во многом это связано с тем, что при вступлении в ВТО был зафиксирован низкий уровень ставок ввозных таможенных пошлин на самоходную и прицепную сельскохозяйственную технику - от 0% до 5%. Импорт зарубежной техники вырос на 23,5%.

"Мы неоднократно предлагали и продолжаем предлагать ряд первоочередных мер, которые необходимо реализовать для стимулирования развития отрасли, - говорит президент Ассоциации "Росагромаш" Константин Бабкин. - Министерство промышленности и торговли даже разработало Стратегию развития сельхозмашиностроения России до 2020 года, которая пока мертвым грузом лежит в министерстве. На наш взгляд, во-первых, нужно поддержать введение с 6 июля 2013 года специальной защитной меры на импорт зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов в страны Таможенного союза посредством установления специальной пошлины. Во-вторых, как можно скорее сделать рабочими правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники с учетом предложений заводов-изготовителей.

В-третьих, увеличить ежегодные прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации Госпрограммы по объемам продаж сельхозтехники агропроизводителям: по тракторам - с 1200-2000 до 16 тыс. штук, по зерноуборочным комбайнам - с 300-1000 до 5300 штук, по кормоуборочным комбайнам - со 100-300 до 1300 штук. Также следует ввести ежегодные прогнозные значения Госпрограммы по объемам реализации производителями сельскохозяйственной техники новой прицепной и навесной техники, в том числе плугов, культиваторов, дисковых борон - по 2000 штук; сеялок - 3000 штук; косилок и пресс-подборщиков - по 1500 штук. В-четвертых, необходимо увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на прицепную и навесную сельхозтехнику с 0% до 5%. В-пятых, ввести утилизационный сбор на сельхозтехнику, бывшую в эксплуатации".

Если ничего не произойдет кардинального, если государство не поменяет своего отношения к сельхозмашиностроению, то, по мнению Константина Бабкина, импортной техники аграрии будут приобретать все больше, а продукции отечественного производства - все меньше. Закрытие Красноярского комбайнового завода - яркий пример того, что в последние годы условия для производства сельскохозяйственной техники оказались для предприятия крайне сложными. Одна из главных причин случившегося - неравная конкуренция с зарубежными производителями техники.

Источник публикации: Российская Газета