Распыление бюджета

Дата публикации: 17.05.2013

Госдума приняла в первом чтении проект поправок в бюджет 2013 года, которыми предлагается перераспределение 171 млрд. рублей за счет экономии средств, а также разблокировки резерва на возможные кризисные ситуации. Однако эксперты считают, что эти поправки лишь раскидывают деньги по стольким направлениям, что реальной помощи они нигде не окажут. Таким образом, и в правленом виде бюджет не поможет вывести российскую экономику из рецессии, в которую она скатывается с начала года.

Главная причина в том, что поправки не касаются основных показателей бюджета – объемов доходов, расходов и дефицита. Потому что Минфин пока не видит дополнительных возможностей для того, чтобы изменять основные параметры федерального бюджета, в частности, по расходам, как в текущем году, так ив 2014-2015 годах. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Поэтому, дескать, приходится заниматься лишь перераспределением расходов.

Здесь возникает вопрос: а стоит ли тогда вообще этим заниматься? Ведь сколько не перераспределяй один и тот же размер бюджетных расходов по разным направлениям, все равно в экономику поступит та же сумма денег, весьма недостаточная для промышленного роста.

Экономия средств, запланированных в первоначальном бюджете, составит 124 млрд. рублей. Кроме того, из антикризисного резерва бюджета в размере 200 млрд. рублей 42 млрд. правительство планирует перераспределить на более приоритетные направления.

На поддержку экономики планируется выделить 72,9 млрд. рублей, в том числе 42 млрд. рублей – на поддержку сельского хозяйства, и 20 млрд. рублей – на компенсацию убытков РЖД от пассажирских перевозок. На социальную поддержку отдельных категорий граждан будет выделено 64,6 млрд. рублей, в том числе 50 млрд. рублей – на обеспечение доступности детских садов.

Мероприятия в сфере науки, культуры, физкультуры и спорта дополнительно профинансируют на 14,9 млрд. рублей, мероприятия в сфере национальной обороны, правопорядка и правоохранительной деятельности – на 13,3 млрд. рублей, в сфере здравоохранения – на 1,7 млрд. рублей. Кроме того, на 32 млрд. рублей могут быть предоставлены дополнительные кредиты региональным бюджетам.

"Такое ощущение, что законопроект об изменениях в бюджет написан по принципу "всем сестрам по серьгам". Деньги раскиданы по столь многим направлениям, что нигде, даже там, где средства абсолютно необходимы, они не создают критической массы, способной реально решить проблемы", – считает зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Доронин.

К примеру, законопроектом предлагается направить 50 млрд. рублей на решение проблемы нехватки мест в детских садах, но учитывая тот факт, что предстоит создать 1,2 млн. мест, можно уверенно сказать, что "погоды" эти деньги не сделают.

В качестве другого примера зампред аграрного комитета привел убытки свиноводческого сектора вследствие присоединения к ВТО, которые могут составить примерно 55 млрд. рублей, а на их компенсацию, согласно законопроекту, выделяется 5,7 млрд. рублей. Понятно, что эта сумма не устраняет угрозу сокращения производства и закрытия предприятий, и тем более не решает проблему огромной кредитной задолженности сельхозпредприятий.

"Принятие данного законопроекта не снимает полностью ряд системных рисков, которые могут осложнить исполнение запланированных бюджетных назначений", – заявил глава Счетной палаты России Сергей Степашин. В стране происходит замедление экономического роста, причем, впервые за несколько лет – на фоне достаточно высоких цен на нефть. Падение темпов роста усиливает риски неисполнения бюджетных доходов. Только по итогам первого квартала объем доходов федерального бюджета был меньше целевых значений на 316 млрд. рублей, или на 2,5 %, напомнил Степашин.

"Положение усугубляют риски, связанные с возможным недополучением доходов от приватизации в размере 420 млрд. рублей", – добавил глава Счетной палаты, напомнив, что неисполнение данной статьи отмечается последние несколько лет. Поэтому он считает разумным отложить приватизацию крупных госкомпаний, таких как "Роснефть" и РЖД, так как продажа пакетов их акций не излечит, а только усугубит структурные проблемы экономики, и вместо притока капитала приведет к бесконтрольному росту тарифов.

Тем временем, по данным рост ВВП в годовом выражении в марте составил 2,3 %, а в первом квартале – всего 1,1 %. В связи с этим Минэкономразвития в апреле ухудшило прогноз по росту российской экономики на 2013 год с 3,6 % до 2,4 %, промпроизводства – с 3,6 % до 2 %, инвестиций в основной капитал – с 6,5 % до 4,6 %. Выпуск товаров и услуг в базовых видах экономической деятельности в России сокращается уже два квартала подряд, поэтому в соответствии с формальными критериями российская экономика уже находится в состоянии технической рецессии, заявил руководитель проекта Центра развития ВШЭ Эдуард Баранов.

"Текущая бюджетная политика направлена на то, чтобы в стране не было экономического роста, – считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – То, что правительство не корректирует доходы и расходы бюджета из года в год, имеет отрицательные следствия. Осуществляются заимствования, раскручивается пирамида государственного долга, когда для этого нет никакой необходимости. Нефтегазовые доходы, которые не вкладываются в экономику, а идут снова на пополнение Резервного фонда и эскалацию заимствований, работают как искусственный тормоз экономического роста и как инструмент подавления инвестиционной активности. Такая экономическая и бюджетная политика, с учетом сокращения темпов экономического роста, еще больше усугубляет эффект стагнации в экономике".

Что же касается корректировок в бюджет, то основная экономия средств – более чем половина – получена за счет недоиндексации пенсий, пояснила Дмитриева. "Трудовые пенсии будут проиндексированы фактически не на 7 %, как заложено в бюджете, а на 6,6 %, а госпенсии не на 5 %, а на 1,8 %. А на что увеличено расходование средств? Что же является приоритетом бюджетной политики? Расходы бюджета увеличены по различным направлениям: на проведение Олимпиады в Сочи, на проведение чемпионата по футболу, на строительство океанариума на Дальнем Востоке. Какие инновации, какое стимулирование экономического роста можно обеспечить, если мы все средства направляем на Олимпиаду, океанариум и чемпионат", – возмущается депутат.

По ее словам, текущая корректировка бюджета – еще один повод задуматься о том, на какие приоритетные проекты расходуются бюджетные средства. На фоне благоприятной экономической ситуации и высоких цен на нефть у нас создаются и рукотворно поддерживаются нулевые темпы экономического роста. Хоть это еще и не кризис, но уже сильнейшая стагнация.

Источник публикации: Новая Политика