КАРТ-БЛАНШ. Ждем кризиса. И спорим, что делать

Дата публикации: 26.04.2013

Сухая статистика итогов I квартала: рост ВВП составил примерно 1% в годовом исчислении, при этом промышленный рост (по данным Госкомстата) был нулевым, а перевозки, особенно железнодорожные, сократились на 3–5%. Неприятности затронули, по-видимому, и бюджетный сектор, судя по сокращению финансирования целого ряда отраслей и проектов. Ситуация пока некритическая, но уже тревожная.
Однако при этом субъективные показатели почти не были затронуты. Индексы РТС и ММВБ несколько снизились, но это в основном, как обычно, определяется ценами на нефть. Индексы предпринимательской уверенности невысокие, но не выходящие за пределы текущих колебаний, безработица даже немного сократилась. Потребительские ожидания (Госкомстат, Левада-Центр) также на уровне прошлогодних и много выше, чем в большинстве стран Европы. Цены на жилье в Москве чуть упали, но также в пределах текущих колебаний.
Пожалуй, сильнее всего отреагировало правительство (Министерство экономического развития), понизив прогноз годового роста ВВП с 3,6 до 2,4%, повысив прогноз оттока капитала с 10 до 30 млрд. долл. и даже заявив об опасности рецессии осенью этого года.
Можно предположить, что действительно при сохранении нынешнего уровня цен на нефть замедление роста так и останется замедлением роста (скорее всего не до 2,4, а до 1–2%), спокойное отношение бизнеса и общества к этим тенденциям удержит экономическую ситуацию (хотя пресс-релизы МЭР могут повлиять на спокойствие). Но если цена нефти упадет ниже психологически важных 100 долл. за баррель, то настроения резко переменятся и рецессия начнется в этом году, и даже раньше осени. А вслед за ней – и оживление протестных настроений.
Между тем ситуация развивается быстро, слова об экономических трудностях стали почти общим местом, индексы РТС и ММВБ резко пошли вниз, а цена нефти Brent опустилась чуть ниже психологически важной черты (на день или надолго?). В последний момент Госкомстат вдруг обнаружил 12-процентный рост промышленного производства в марте (!), что резко меняет картину на бумаге, но вряд ли в головах людей. Правдивы или нет последние данные Госкомстата, но после серии пессимистических данных и заявлений большой веры им без другой обнадеживающей информации не будет.
На повестке дня встал классический русский вопрос: что делать?
И, как ни странно, вместо молчания на него есть ответ, точнее даже два, причем классических. Во-первых, институциональные реформы, хотя ход и содержание реформ каждый потенциальный реформатор видит по-разному. И, во-вторых, государственные инвестиции в экономику. Причем голоса в пользу этих последних звучат все настойчивее.
Начну с теории. Государственные вливания в экономику преследуют три экономические цели (могут быть еще военные, культурные, политические и т.д.). Это: 1) простое насыщение экономики деньгами в расчете на то, что безработные получат работу, денег у людей станет больше, люди станут покупать больше товаров и услуг, в ответ производители зашевелятся, и т.д.; 2) отдаленное увеличение эффективности экономики – инфраструктура, образование, медицина и др.; 3) стимулирование технического прогресса с помощью дотирования науки, инженерных разработок и наиболее передовых отраслей промышленности.
Теперь посмотрим с этих позиций на ситуацию в России.
1. Насыщение экономики деньгами.
Безработица в России низкая, поэтому новые сооружения и дороги будут строить в основном гастарбайтеры. Зарплаты (не гастарбайтеров) относительно качества работы достаточно высокие (нефть!). А вывоз капитала говорит о том, что в стране при нынешнем уровне законности, уровне зарплат, уверенности в завтрашнем дне, качества работ и т.д. и т.п. капитал по меньшей мере достаточен.
Итог: ощутимого эффекта не будет. Станет больше гастарбайтеров, ускорится инфляция, вырастет коррупция, увеличится вывоз капитала, может снизиться конкурентоспособность ненефтяных товаров России.
2. Вложения в инфраструктуру.
Дороги. Эффекта кратного снижения стоимости и времени перевозок (как в XIX веке при строительстве первых железных дорог) не следует ожидать даже при массовом дорожном строительстве, ибо худо-бедно основные дороги в России все же есть. В то же время стоимость строительства и коррупция при строительных работах переходят все разумные границы. Был пример, когда частники построили мост раз в 20 дешевле государственной сметной стоимости. В общем, без наведения порядка в этом деле, включая и технологический порядок, увеличивать дорожное строительство нет смысла.
Образование. Весьма заметно, что в последние годы идет снижение качества школьного и особенно вузовского образования. Всеобщее высшее образование не может быть высшим, оно просто по определению становится средним или, лучше сказать, посредственным. Вузы надо закрывать, а не открывать. А еще началось наступление РПЦ на образование. Опять-таки нужен порядок, притом что проблема образования еще сложнее дорожной, так что быстро его не навести.
Здравоохранение. В последние годы, хотя и с большими коррупционными потерями, но в целом достаточно разумно были потрачены деньги на современные средства медицинской диагностики. Однако необходимы сложные решения: как уменьшить количество коек в больницах, что делать с деградацией поликлиник, какая часть медицины должна быть платной, и т.д. Опять-таки дело упирается в институциональные решения (и хороших решений нет ни у кого в мире). Все же, на мой взгляд, в эту область (и в здоровый образ жизни) – даже без решения проблем – имеет смысл увеличивать вложения, чтобы хотя бы не допустить дальнейшего распада системы медицинской помощи.
3. Стимулирование науки и технологий.
Этим занимаются параллельно и правительство, и администрация президента. Здесь и «Сколково», и Роснано, и Ростехнологии, и многочисленные программы, и т.д. Однако эффект невелик.
Трудно указать одну-единственную причину неэффективности вложений. На первый взгляд, это потерянные 25 лет, желание быстрого эффекта, бюрократия, коррупция, чрезмерная зависимость от устаревшего советского опыта или, наоборот, чересчур буквальное копирование чужих институтов, неясность целей, отсутствие внятных представлений о желаемых путях технологического развития.
Так, заявленная сейчас космическая программа устарела на 20–30 лет даже не по технологиям, а по самим представлениям о магистральных путях технического прогресса. Ясно, что дальние полеты на авось на устарелой технике принесут множество неудач и даже в случае успеха будут малопродуктивны.
Подведем итог. Существует целый ряд локальных проектов, куда стоит вкладывать деньги. Во-первых, медицина, о которой уже шла речь. Во-вторых, фундаментальная наука. В-третьих, поиск и разведка полезных ископаемых. В-четвертых, важные проекты в области добычи полезных ископаемых – редкоземельные элементы, горнодобывающий кластер в Забайкалье, угольный метан и т.д. Пусть такой список составят комиссии экспертов. Но в конкретном списке речь будет идти именно о конкретных направлениях и проектах.
Можно подвести итог: вопреки тому, что пишут Сергей Глазьев, Михаил Делягин и их сторонники, в нынешней России массовые государственные вливания лишь затруднят финансовое положение страны и приведут к росту коррупции и инфляции, а не к экономическим успехам. Сначала нужны институциональные реформы, нормальный суд, борьба с коррупцией и т.д. А потом надо будет подумать. Может быть, тогда крупномасштабные государственные инвестиции просто не потребуются – частных хватит.  

Источник публикации: Независимая газета