Как российская бескомпромиссность помогла Китаю

Дата публикации: 18.02.2020

Генеральный директор Российско-китайского бизнес-парка и председатель Китайского общества Санкт-Петербурга Чэнь Чжиган два минувших десятилетия провел в России и хорошо понял, что требуется для развития межнациональных связей. За это и был недавно награжден памятным знаком Представительства МИД России.

На ежегодный торжественный прием по случаю Дня дипломатического работника Чэня Чжигана приглашали много раз, но среди награжденных он оказался впервые. Как говорит сам Чэнь Чжиган, этой наградой он может гордиться.

– Китай оказался в центре эпидемии коронавируса. Вы первый, кто помог переправить гуманитарный груз из Петербурга в КНР.

– Я помог доставить – обеспечивал логистику. Непосредственным инициатором отправки 50 тысяч защитных масок была местная компания SPB TV. Груз был отправлен для журналистов медиакорпорации Китая. Помогают многие страны, Россия не исключение. Только все об этом говорят, а русские привозят, как мы говорим, тоннами и кубометрами, разгрузят – и молча улетят обратно.

Очень трогательно смотрятся ролики, снятые русскими студентами, где звучат слова поддержки. Мне рассказывали, что некоторые русские студенты, проходящие обучение в Китае, отказываются покидать страну в знак солидарности. Губернаторы Александр Беглов и Александр Дрозденко выразили поддержку. Я передал эту информацию в Китай. Когда человек больной, ему хочется слышать слова поддержки от родных и близких.

– Как видится развитие ситуации?

– Мне кажется, в конце февраля должен начаться спад эпидемии. Ее никто не ожидал, и очень хорошо, что все службы оперативно и слаженно сработали. Если не произойдет позитивных изменений или останется, как сейчас, будет сложно. Это повлияет и на экономику – Китай очень сильный игрок в мировой экономической системе. Здесь все взаимосвязано.

– По вашему мнению, Петербург уже испытал последствия коронавируса? Турпоток упал из-за него или просто не сезон?

– Все пустует. Сфера туризма – это целая цепочка: гостиницы, перевозчики, магазины. Даже в Екатерининском дворце разрешили фотографировать Янтарную комнату. Сейчас все проводят акции, дают скидку – все, чтобы привлечь к себе посетителей.

– Часто можно слышать: китайские предприниматели монополизировали обслуживание туристических потоков из Поднебесной. Вы с этим согласны?

– Это эмоциональные высказывания. Я так не считаю. Туристы живут в российских гостиницах, пользуются местным транспортом, даже китайские рестораны зарегистрированы в Петербурге как российские компании и платят налоги, в том числе и в бюджет города. Если мы говорим о шопинге, то это мировая практика – когда гиды за вознаграждение привозят туристов в определенные места за покупками. И никто не запрещает китайцам ходить в другие магазины.

На мой взгляд, необходимо еще больше развивать приток туристов из Китая. Южную Корею посещают в год 4,6 миллиона китайцев, Петербург – немногим более миллиона человек. И уже в пиковые месяцы катастрофически не хватает гидов. Услуги китайского переводчика стоят в два раза дороже, чем услуги переводчика на английский язык.

– А сколько человек насчитывает китайская диаспора в городе?

– Точных данных нет. По нашим подсчетам, порядка 13 тысяч. Большая часть – примерно 10 тысяч человек – приехали в последние пять лет. Две трети всей диаспоры – это студенты. Думаю, в ближайшие годы число желающих учиться в России и Китае увеличится в три-четыре раза. Существует спрос на специалистов.

– Зачем Китаю специалисты в России? Бизнес-направление мало развивается. В Петербурге за последние годы можно вспомнить только девелоперский проект «Балтийская жемчужина».

– В последние годы у Поднебесной были высокие темпы экономического развития, и инвесторы выбирали Китай. В нашем деловом центре мы принимаем около 300 делегаций в год. Общение налаживается по всем направлениям: культура, бизнес, технологии. Проводим серьезные форумы и видим, как в Китае начинают всерьез думать о российском рынке. Здесь улучшается бизнес-климат. Проводится политика импортозамещения, это позволяет инвесторам развивать новые предприятия. Если раньше было выгодно импортировать товар, то теперь из‑за пошлин выгодно открывать производства. В Китае простаивают целые цеха, а здесь есть спрос на товары. Недавно в Ленобласти открылось китайское деревообрабатывающее производство. В Петергофе будет запущен швейный комбинат. Китайская швейная корпорация вела переговоры полгода. Для китайских объемов это очень мало.

Местные частные инвесторы не имеют таких ресурсов, как госкомпании. Им сложно реализовывать крупные проекты. Однако в китайских госкомпаниях очень долго думают. Отчасти это менталитет: посмотрят, понаблюдают, пока пять раз не обсудят, не начнут работать. Даже у россиян терпения иногда не хватает. Зато когда китайцы заключат договор, тут начинают торопиться.

Мы – Россия и Китай – научились работать с Западом, но между собой плохо получается. На высшем уровне все хорошо получается, а вот в середине пока слабовато. Необходимо общаться с местными чиновниками, чтобы они начали проявлять «заботу». Мне один федеральный чиновник как-то сказал: «Китайский бизнес требует вертикальной поддержки и горизонтального сопровождения». Золотая фраза – человек понимает китайский бизнес.

– И как быть в такой ситуации?

– С одной стороны, мы вроде соседи – у нас граница протяженностью 4 тысячи километров. Но мы совсем разные по менталитету. Поэтому нужно притираться друг к другу. Ведь наши страны прекрасно дополняют друг друга. Во-первых, мы ничего не боимся. Во-вторых, у нас есть все для обоюдовыгодного развития. Требуется только терпение и признание стандартов друг друга, чтобы работать по своим правилам, а не с оглядкой на Запад. Сейчас наши отношения еще хрупкие, а бизнес может помочь укрепить связи. А так начали ссориться – развернулись и забыли.

Я многим в Китае говорю, что у России есть одна важная черта – дух. На Западе не приемлют нашу социалистическую систему, коммунистическую партию, а в России им не нравится ваша бескомпромиссность: я могу быть беднее, но не потеряю достоинство. Именно это ваше качество помогло Китаю спокойно развиваться 30 лет, пока вы сдерживаете продвижение НАТО. Кроме того, и Россия, и Китай выступают за многополярный мир, в котором уважают разные системы и религиозные вероисповедания. Поэтому надо вместе развивать политические, культурные, предпринимательские отношения и связи.

– Китайский бизнес-парк расположен в «Ленэкспо». Собственник, одна из структур «Газпрома», собирается застраивать эту территорию. Что будет с вашим уголком Китая в Петербурге?

– О том, что территорию хотят застраивать, мы знали еще пять лет назад, когда начинали создавать центр. Это уже рыночные обстоятельства. Опять же, они не будут застраивать сразу всю территорию. А может, захотят сохранить? Это всего один небольшой кусочек, который тем не менее может придать месту дополнительный имидж. Когда руководитель «Газпрома» Алексей Миллер ездил в Китай, когда Россия и Китай заключили большой контракт по газу, глава «Газпрома» забрал с собой эскизы нашего проекта. Как знать, может, в такой большой корпорации захотят сохранить китайский элемент.

Конечно, у нас есть запасной вариант. Хотя мы продолжаем развивать это место, работаем с туристами – в прошлом году к нам приехали 150 тысяч гостей. Мы открываем образовательные программы, и к нам приходят петербургские школьники, мы работаем с различными ассоциациями и объединениями города, к нам приходят пенсионеры, инвалиды. Мы стали знаковым местом для города.

Россия – важная цепочка в стратегии развития «Один пояс – один путь», Петербург – особое звено этой цепи. Город всегда был окном в Европу, благодаря портам и транспортным магистралям это реальный транспортный узел, это связь с Европой. Китайцы это знают и ценят.

СПРАВКА

Чэнь Чжиган в 1988 году окончил Китайский сельскохозяйственный университет. В 1993 году переехал в Россию и поступил в докторантуру Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. В 1996 году получил докторскую степень в области экономики. В 2016 году возглавил Российско-китайский бизнес-парк.




Источник публикации: Петербургский дневник