Суровый бизнес-климат обескровил экономику

Дата публикации: 28.08.2019

Один из главных критериев улучшения инвестиционного климата, на который ссылаются российские власти, само бизнес-сообщество воспринимает скорее как фикцию. После майского указа президента от 2012 года Россия почти в четыре раза улучшила свой показатель в рейтинге Doing Business. Но за тот же период прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику РФ сократились по отношению к ВВП примерно в пять раз. Упрощение процедур не гарантирует бизнесу действительно благоприятных условий. Как сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов, на фоне существующих системных проблем иностранный инвестор вряд ли обращает внимание на российские успехи в рейтинге.

Россия хоть и медленнее запланированного, но поднимается в рейтинге Всемирного банка Doing Business. «Однако вряд ли какой-то прямой иностранный инвестор будет всерьез обращать внимание на наше положение в этом рейтинге», – заявил уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в среду в ходе конференции «Иностранные инвестиции в российский бизнес 2020: риски vs возможности».

Во-первых, как уточнил бизнес-омбудсмен, «там просто не учитываются ни коррупция, ни уголовное давление на бизнес, а во-вторых, есть гораздо более важные проблемы». Но даже благосклонное отношение иностранных инвесторов к России не поможет возобновлению экономического роста, считает Титов.

«Я был в Вашингтоне во время инаугурации Дональда Трампа, встречался с представителями американского бизнеса. Тогда всем нам казалось, что сейчас придет новая администрация с новым курсом, санкции снимут, и все наладится само собой. Нам сказали – не надейтесь», – поделился Титов.

Американские инвесторы сообщили, что они понимают, как удавалось расти российской экономике до 2014 года. «Высокие цены на нефть в результате действительно правильной финансовой политики государства создавали рост внутреннего спроса, и на это шли внешние инвесторы», – пояснил Титов. Но сейчас такого понимания нет. «Дайте нам стратегию, идею того, как вы можете расти после падения цен на нефть, – пересказывает призывы инвесторов бизнес-омбудсмен. – Дайте четкий план, какими темпами вы будете расти».

«Правительство России само не верит ни в какой экономический рост – раньше ждали 2% в год, сегодня и вовсе 1,3%. Но если вы сами не верите в свой рост, какие инвесторы к вам должны прийти?» – пересказывает доводы иностранных бизнесменов Титов. Также он сообщил, что иностранные инвесторы не видят в российском правительстве команды, нацеленной на рост и экономическое развитие, вместо этого они видят «разрозненную компанию финансистов». «Если отдать бразды правления финансистам, никакого роста не будет. Они будут думать о создании дополнительных резервов, стабилизации положения, но не о росте», – уточнил Титов.

Тенденции действительно противоречивые. С одной стороны, Россия после 2012 года существенно – почти в четыре раза – улучшила свое положение в глобальном рейтинге Doing Business. В одном из майских указов – 2012 президент Владимир Путин поставил цель – «повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015-м и до 20-й – в 2018 году». Формально цель провалена, однако Россия все же совершила существенный скачок, лишь немного недотянув до президентского ориентира. В 2018 году РФ заняла в этом рейтинге 35-е место, а в 2019-м – уже 31-е.

185-4-3_t.jpg
Прямые иностранные инвестиции по отношению к ВВП России, в %.
Источник: Всемирный банк
С другой стороны, упрощение многих процедур – хоть и важный для инвестиционного климата фактор, но, как видим, не ключевой. 

Пока страна улучшала свое положение в рейтинге, приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ сокращался. Бегство инвесторов стало очевидным уже после 2008 года. В отдельные годы происходили всплески интереса иностранных инвесторов к экономике РФ, но в целом это не переломило негативную тенденцию. Если в 2008 году ПИИ в экономике РФ достигали, по данным Всемирного банка, 4,5% ВВП (это пиковое значение за анализируемый период), то в 2012 году они составляли уже 2,3% ВВП, после чего снова показатель ухудшился – в пять раз, до 0,5% ВВП, в 2018-м.

На этом фоне ссылаться на положение РФ в рейтинге ведения бизнеса странно, если не сказать – абсурдно. Так же абсурдно, как если бы, например, предприятие снижало зарплату работникам, но в качестве главного критерия улучшения жизни сотрудников преподносило не размер зарплаты, а возможность получать ее переводом на банковскую карту. Процедура упростилась, только лучше не стало, а даже наоборот.

«Рейтинг Doing Business основан на оценках простоты технических процедур ведения бизнеса и уровня его юридической защищенности. Но он не учитывает монетарной, бюджетной и влияющей на экономику законодательной политики властей. Поэтому страны, имеющие близкие, высокие позиции в рейтинге, могут быть крайне далеки друг от друга с точки зрения реальной привлекательности ведения бизнеса», – пояснил «НГ» аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин.

Некоторые эксперты, однако, призывают не оценивать ситуацию однозначно. «По данным, озвученным на Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которые оценивают ПИИ по непосредственному конечному инвестору, без учета промежуточных юрисдикций, объем накопленных инвестиций из США в РФ на конец 2017 года составил 39 млрд долл. из всех 441 млрд долл., инвестированных в страну, – напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Это самый высокий и неожиданный показатель».

К слову, некоторые иностранные инвесторы, выступившие на конференции, и сами указали на поводы для оптимизма. Например, как отметил американский инвестор Джим Роджерс, в России развиваются инфраструктура, сельское хозяйство, страна налаживает тесные экономические связи с Китаем – и все это вполне может привлечь других инвесторов. Да и коррупция, по его замечанию, – проблема не только России.

Прозвучали на конференции и другие мнения, например, такие: «Для России прямые иностранные инвестиции – это не самый важный фактор, который обеспечивает экономический рост», – сообщил главный экономист по России и СНГ Ситибанка Иван Чакаров. «Роль прямых иностранных инвестиций в российской экономике минимальна», – согласилась старший партнер Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева. Хотя поддерживать как иностранный, так и отечественный бизнес абсолютно необходимо, добавили многие участники конференции.

Как рассказал «НГ» гендиректор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский, например, у французкого бизнеса есть в России проекты с миллиардными инвестициями, также много проектов более скромных по объему, но не менее важных. «Цифра ежегодных французских инвестиций колеблется из года в год, но это не имеет отношения к снижению инвестиций»,– сказал он. 

В то же время Шинский уточнил, что для французских инвесторов важнее уже полученный их соотечественниками бизнес-опыт в России, а не какой-либо рейтинг. «Именно поэтому французское бизнес-сообщество было так, мягко говоря, озабочено ситуацией вокруг банка «Восточный», когда их соотечественник Филипп Дельпаль из-за коммерческого спора был арестован (в рамках «дела Калви» – «НГ»). И пока эта ситуация не закрыта. Буквально две недели назад он был переведен под домашний арест, и этот первый позитивный шаг стал очень важным для всех нас – и важным для имиджа России. Но уголовное расследование продолжается», – сказал Шинский. «Изменение же соотношения ПИИ к ВВП говорит о росте в объеме других составляющих ВВП», – уточнил он.

«На самом деле обвинения, которые предъявлены Майклу Калви и его коллегам, не носят юридического характера, – считает Титов. – Это чисто хозяйственный спор, который не должен был выходить за рамки арбитражных судов». Между тем, как уточнил бизнес-омбудсмен, «отсутствие профессиональных, независимых судов – системная проблема, от которой российский бизнес страдает куда сильнее, чем иностранный».

Анастасия Башкатова

Источник публикации: Независимая газета