Накормим Китай: сможет ли Россия увеличить поставки продовольствия?

Дата публикации: 14.08.2019

Из-за торговой войны Китай остановил закупки продовольствия в США и Канаде. Это прекрасный шанс для России занять освободившуюся нишу и увеличить объемы поставок на ёмкий китайский рынок.  Для этого необходимо усилить поддержку российских товаропроизводителей. Такой основной посыл письма, которое в адрес Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева направил председатель Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенёв


В письме Владимира Гутенёва Дмитрию Медведеву, в частности, говорится, что в связи с приостановкой импорта американской сельхозпродукции, целесообразно расширить присутствие России на китайском рынке.

Сегодня в Китае открываются новые возможности для российских аграриев и экспортеров сельхозпродукции, поэтому отечественным сельхозтоваропроизводителям требуется дополнительная поддержка со стороны государства.

«В этой связи считаем необходимым увеличить объемы финансирования федеральной программы в рамках исполнения Постановления Правительства РФ №1432 от 27 декабря 2012 года, предусматривающего выделение денег на компенсацию части затрат на покупку отечественной техники. Она доказала свою эффективность. Только в 2017 и 2018 годах на эту программу было выделено 15 млрд, рублей и 10 млрд, рублей соответственно. Объем продаж российской техники в прошлом году составил 100,6 млрд, рублей, что в 2.1 раза больше, чем в 2015 году. По итогам 6 лет реализации программы российские аграрии уже приобрели со скидкой более 71 тыс. единиц техники. Доля отечественных производителей сельхозтехники на внутреннем рынке за время ее действия выросла с 24% до 60%».

По заключению Комиссии по стратегии специализированного машиностроения Союза машиностроителей России предприятия, производящие сельскохозяйственную технику и оборудование, готовы скорректировать объемы выпускаемой продукции с учетом принятия решения по расширению этой программы.

В целях обеспечения стратегического присутствия российской сельхозпродукции на китайском рынке на долговременной основе, представляется целесообразным общую сумму поддержки отрасли (40 млрд руб. на пять лет) использовать в течение 2019 - 2021 годов в размере 12-14 млрд, рублей ежегодно. 

Необходимо также дать поручения Правительству РФ об установлении льготных тарифов отечественным экспортерам на транспортировку и логистику, поручить Российскому экспортному центру разработать комплекс мер по поддержке экспорта на китайский рынок, предусмотреть льготное целевое кредитование производителей как сельхозпродукции, так и продуктов питания в рамках деятельности Россельхозбанка.

«Эти меры позволят заложить российским экспортерам основу для оперативного замещения американской продукции на китайском рынке и способствовать дальнейшему укреплению экономических связей России и Китая», – говорится в письме Владимира Гутенёва премьеру Дмитрию Медведеву.

Редакция попросила прокомментировать этот документ совладельца холдинга «Ростсельмаш», главу Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константина Бабкина: он считает, что Россия сложно встать в ряд поставщиков продовольствия для Китая.

Бабкин отметил, что Китай импортирует продовольствия на сумму примерно 60 млрд долларов в год. Совокупный урожай зерна в России (для сравнения), оценивается в 15 млрд долларов в год.

«Сколько бы Россия ни произвела зерна, сои, рапса, свинины, молока, – все это может и будет готов в ближайшей перспективе купить Китай», – считает Константин Бабкин.

Но при существующей политике российского правительства, Россия вряд ли сможет существенно увеличить поставки в Китай. Эту нишу могут занять Бразилия, Аргентина, Вьетнам, Таиланд. Все располагающие желанием и ресурсами заработают деньги, поднимут уровень жизни в своих странах, и в этот перечень Россия пока не попадет.

Ранее стало известно, что на фоне планов кабмина отменить программу субсидирования покупки аграриями сельхозтехники №1432 «Ростсельмаш» приостанавливает производство на два месяца.

«Для того, чтобы получить рост объемов производства продовольствия, надо было бы увеличить поддержку сельхозмашиностроения, стимулировать инвестиции в сельское хозяйство. Этого не происходит. Наоборот, произошла отмена (или приостановка) программы 1432, поддержка перенаправляется в лизинговые компании, в финансовые схемы, многие заводы уже снизили объемы производства. Чтобы в следующий раз не упустить какую-нибудь прекрасную возможность, нужно уже сегодня снизить в России налоги, смягчить денежно-кредитную политику, активно заниматься экспансией на внешние рынки с помощью политических и экономических методов. Все это возможно. Было бы желание правительства», - резюмировал Константин Бабкин.

Вот что рассказал нашей редакции один из ведущих экспертов в области Российско-Китайского сотрудничества Президент Руско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич:

«Стоить отметить, что первичной целью документа, направленного в адрес правительства, является поддержка российских производителей сельхозпродукции, и уж затем – расширение их присутствия на китайском рынке. Нужно понимать, что потенциал китайского рынка и наши возможности несоизмеримы, и в Китае это понимают. Россия ни сейчас, ни в ближайшее время не сможет дать Китаю то, что давали сельхозпроизводители США. Безусловно, сложившуюся ситуацию можно и нужно использовать в интересах страны – но для этого нужен сбалансированный подход, глубокий анализ того, чего мы хотим достичь. К тому же нужен баланс между интересами производителей и интересами страны – повальный вывоз сельхозпродукции на экспорт будет способствовать росту цен на продукты в России. В результате мы придем к парадоксальной ситуации, когда даже при наличии рекордных урожаев россиянам продукты питания будут обходиться дороже. Выручка производителей – не повод поступиться продовольственной безопасностью и социальной стабильностью страны.

В Китае значительный спрос на нашу сельскохозяйственную продукцию, российские продукты имеют репутацию экологически чистых, к тому же выращиваются без использования ГМО, в отличие от многих других экспортеров, также рассчитывающих на китайских рынок, Бразилии и других стран. Но есть необходимость продолжить ее популяризацию и продвижение в Китае. Не случайно регионы страны так активно в последнее время участвуют в различных продовольственных и многопрофильных выставках в Китае. Мы видим, насколько популярны были их павильоны на Харбинском ЭКСПО в июне, какой популярностью пользовалась их продукция у китайских посетителей, как бизнесменов, так и простых потребителей. Очевидна роль создаваемых региональных центров поддержки экспорта – многие регионы быстро и значительно увеличили свой товарооборот благодаря их созданию. Именно из таких шагов складывается имидж продукции страны, но они должны быть систематизированы, а не хаотичны. Экологичность нашей продукции – значимый фактор, на котором стоит сделать акцент»

Манкевич отметил какие меры, по его мнению, стоило бы предпринять Правительству РФ для расширения присутствия российских производителей на китайском рынке:

«Существует целый ряд организационных вопросов. Росту товарооборота мешают административные, заградительные барьеры в Китае. Некоторые из них существуют для защиты собственного производителя от конкуренции, отдельные существуют долгое время и уже изжили себя, потеряли актуальность – но Китай страна достаточно консервативная, и для устранения таких барьеров нужна кропотливая работа на уровне правительства. К этому процессу должны подключиться и сами производители, и организации – через имеющиеся контакты с китайскими государственными органами и предприятиями необходимо доводить до китайских партнеров информацию о том, что мешает развитию сотрудничества и росту взаимовыгодного товарооборота, обсуждать проблемы и предлагать варианты их решения. Это является одним из направлений деятельности РАСПП.

Есть вопросы логистики – железнодорожного и морского транспорта, которые мы должны решать не столько с зарубежными партнерами, сколько внутри страны, иначе существует опасность того, что усилия по увеличению производства не принесут нужного эффекта только из-за отсутствия возможностей доставить наш продукт на китайский рынок.

И еще один момент – депутаты предлагают поддержать отечественных производителей сельхозпродукции путем увеличения в 2019-2021 годах суммы, ежегодно выделяемой на компенсацию затрат на покупку сельхозтехники, с восьми до 12-14 миллиардов рублей в год. Что это будет за техника? Не возможность ли это поддержать и наши предприятия, которые ее производят? Какие объемы сельхозтехники они готовы выдать, а какая часть средств уйдет зарубежному производителю, хотя могла бы работать в России? Союз машиностроителей России утверждает, что производители сельхозтехники готовы увеличить объемы продукции, если будет принято соответствующее решение. Но этот вопрос требует детальной проработки»

«Расширение нашего присутствия на китайском рынке может быть качественно осуществлено только при наличии комплексного подхода, который включает в себя не только продвижение интересов производителей, но и их определенную защиту на достаточно конкурентном и специфичном китайском рынке. Это та задача, которая должна быть поставлена РЭЦ, которые имеет для этого и возможности, и некоторый опыт.

Я считаю, что не стоит зацикливаться на идее завоевания китайского рынка, необходимо трезво оценивать свои возможности. Китайско-американская торговая война – стрессовое событие для мирового рынка, который будет перенастраиваться медленно. Китайские партнеры и не ждут от нас полного замещения американской сельхозпродукции, но отношения стратегического партнерства, а также личные дружеские отношения между главами наших государств - значимый фактор, который будет способствовать росту товарооборота».

Насколько эффективным стало бы создание в России совместных с Китаем производств сельхозпродукции?

«Это направление могло бы стать очень эффективным при правильной реализации. Такие проекты уже реализуются. Китайские инвесторы не только имеют возможность быстро создать производство, они знают, какой продукт более востребован в Китае, и обеспечат реализацию производимой продукции. Более того, нужно понимать, что китайский рынок специфичен, с точки зрения маркетинга, а специалистов по китайскому рынку в России явно недостаточно. Сам состав продукта, и даже упаковка – наши производители по большей части и понятия не имеют, в каком виде их товар был бы наиболее востребован. Я уверен, им было бы гораздо интереснее поставлять на китайский рынок продукцию с более высокой добавленной стоимостью – а это рабочие места и налоги в России». – подчеркнул Манкевич.

Источник публикации: Регионы России