«Мы колеблемся у нулевого экономического роста уже несколько лет»

Дата публикации: 09.08.2019

Очередной неблагоприятный прогноз для российской экономики дал Институт экономического роста им. Столыпина. Эксперты уверены: уже в этом году нас ждет экономическая рецессия, а по сути – кризис. Для этого есть ряд предпосылок. Об одном из факторов – закредитованности населения – недавно говорил министр экономического развития Максим Орешкин. Эксперты добавляют еще и, в частности, серьезные проблемы в малом и среднем бизнесе. В итоге ВВП растет далеко не теми темпами, на которые рассчитывают. Но власти упорно не признают серьезности проблемы. И, соглашаясь с вероятностью рецессии, все же отодвигают ее на 2021 год. К чему может привести такая политика замалчивания, «ФедералПресс» рассказал ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ, экономист Андрей Колганов:


«Проблема сейчас оценивается недостаточно серьезно, как и в прошлые кризисы. Могу вспомнить дефолт 1998 года. Власти длительное время уверяли, что девальвации рубля не будет, что все будет в порядке, но в итоге случился обвал рубля, финансовый кризис. Недооценили и влияние на нас западных экономических процессов в 2007–2008 годах. Говорили, что нас не затронет, пока спад не стал очевидным. Та же ситуация сейчас. Экономические власти не признают очевидных проблем и, соответственно, не предпринимают каких-то серьезных усилий для исправления ситуации.

Нужно как минимум признать проблему. Далее – поставить вопрос о ее причинах. Мы колеблемся почти у нулевого экономического роста уже несколько лет. Это значит, что проблема имеет долгосрочный характер, она не сегодня появилась, и надо искать причину, почему структура нашей экономики, структура управления экономикой не справляется с задачей экономического развития, хотя задачи эти постоянно ставятся: и превышение среднемировых темпов роста, и технологический прорыв, и переход на инновационные рельсы развития. Но ничего этого не происходит.

Я не думаю, что нас ждет какой-то сильный обвал экономики. Предпосылок для глубокого кризиса я не вижу. Стагнация – да. Ползучее ухудшение экономической ситуации будет происходить, и возможно, что темпы роста экономики упадут до нуля или даже до отрицательных значений, но здесь есть одно но: если в мировой экономике в этот же период времени начнется замедление или спад, то это скажется и на нашей экономике, поскольку мы зависим от внешнеэкономической конъюнктуры по части нефтегазового экспорта. Если начнется падение мировых цен, то наши экономические трудности станут значительно серьезнее. К сожалению, это будет угрожать дальнейшим снижением реальных доходов населения, а это сокращение внутреннего спроса, что повлечет за собой еще большее сокращение производства. Так что тут перспективы могут быть достаточно печальными».

Источник публикации: Fedpress.ru