Жнецы жнут! Художественные сезоны производственного искусства

Дата публикации: 28.06.2019

27 июня с.г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня», что в Москве, на Зубовском бульваре, д.4, состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию II сезона «Фестиваля позитивного идейного искусства “Время, вперёд!”»

За несколько витиеватым, эстетически рафинированным названием мероприятия скрывался весьма простой и хорошо понятный смысл. Объявлялось начало очередного, второго уже по счёту конкурса среди художников на написание картин, посвящённых современной рабочей тематике. Меценатами конкурса выступили производственные предприятия России.

В I Сезоне 2018-2019 гг. участвовало 25 заводов и фабрик; во II Сезоне 2019-2020 гг. – 27, почти со всех регионов страны. В первом случае Призовой фонд составил один миллион рублей, во втором – два миллиона.

Идейным вдохновителем и организатором Фестиваля «Время вперёд!» стал российский предпринимательКонстантин Бабкин, президент Ассоциации «РОССПЕЦМАШ».

Рассказывая о содержательной стороне фестиваля-конкурса, Константин Анатольевич в качестве размышления заметил: «В восьмидесятые годы двадцатого века перестала доминировать в искусстве идея созидания и вскоре СССР развалился». А ещё же остро чувствуется всеобщая потребность в здоровой, национальной живописи, которую Константин Бабкин сформулировал так: «Смотришь на картину русского художника девятнадцатого века и видишь в ней прошлое, настоящее, будущее…».

Участвовавший в пресс-конференции Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота (ДПФ) Михаил Ненашев идею «Фестиваля позитивного идейного искусства» выразил совсем кратко: «Это – конкурс здравомыслия!» И по ответной реакции журналистов, фотокорреспондентов, представителей художественных учебных заведений было видно, насколько в нём, «творческом здравомыслии» велика сейчас потребность.

Общее приподнято-вдохновенное отношение к объявленному конкурсу определил один из корреспондентов: «При отсутствии социального заказа на созидательный, производственный труд, этот фестиваль очень важен!»

Показать современного человека труда. Возродить и продолжить традиции производственной тематики в отечественной живописи. Пропагандировать и продвигать в живописи труд, как основу здоровой жизни человека. Наполнить положительными эмоциями трудовые, производственные отношения. Поддержать художников, пишущих на производственную тему. Стимулировать руководителей предприятий приобретать конкурсные работы. – Примерно в таких словах говорилось о конкурсе «идейного искусства», объяснялись задачи, поставленные организаторами Фестиваля перед художниками и перед самими собой.

Трезво и со знанием дела обсуждались вопросы о суперсовременных производствах, каким является, например, Ростовский завод про производству комбайнов «Ростсельмаш», входящий в ассоциацию «РОССПЕЦМАШ», и где человек выступает скорее в роли оператора процесса, нежели простого рабочего, и это – совсем новый уровень творчества, на который предстоит художникам выйти в своих работах. Иная обстановка в цехах, иной ритм рабочего процесса, иные трудовые взаимосвязи, рабочий, как личность, качественно другой.

Незыблемой основой Фестиваля является честное отношение жюри к представленным на конкурс картинам художников. По словам организатора мероприятия и участника жюри Константина Бабкина, авторам присылаемых произведений, ещё есть куда расти: «Пока уровень наших картин не достиг тех высот, какой был у работ 60-х годов 20-го века».

Просматривая каталог Первого сезона с вошедшими в него произведениями: победителя конкурса, призёров 2-го и 3-го места, финалистов, полуфиналистов, призёра зрительских симпатий, соглашаешься с приведённым выше мнением. Во многих случаях складывается впечатление, будто художники застряли в 20-ом веке и совсем не знают современных производств. Зачастую преобладает плакатность, будто художнику поручили нарисовать типовую агитку, иногда встречается откровенная выдумка, или просто непонятен смысл. Изображается современное производство, где рабочий почему-то одет в домашнюю одежду вместо фирменной спецовки. Цеха, механизмы, производимая продукция – неживые, безликие, плоские, словно они созданы не руками человека и работают не на благо людей. Отсутствует идея. Не прочитывается мысль. Не чувствуется духовного наполнения.

И тем ценнее, очевидно, выставленная на всеобщее обозрение перед началом пресс-конференции работа «Жнецы жнут», художника Дмитрия Мясникова, победителя прошедшего конкурса. С большого полотна улыбается белозубой улыбкой полный здоровья и душевных сил комбайнёр. Кепка на голове, на носу солнцезащитные очки, в зеркальных стёклах очков отражается комбайн, раскрашенный в цвета Российского флага. В картине безусловно читается преемственность лучших традиций отечественного искусства 20 века, когда художник не скован догмой, а его персонаж наделён созидательной силой и внутренне свободен, раскрепощён.

Всего в прошедшем конкурсе было представлено 422 картины 380 художников.

В планах организаторов привлекать на конкурс скульпторов и всех тех, кто занимается прикладным искусством на производственную тематику.

Высказано желание всенепременно развивать морскую тему: строительство судов, работы на флоте.

И объявлено ещё об одном замысле: провести конкурс на тему разрушенных предприятий, создать галерею художественных полотен под общим названием: «Памятник погибшим заводам».

На мой вопрос, планируется ли приглашать к участию в конкурсе авторов рассказов, повестей, очерков о созидательном труде, ответ был: «Подумаем». Тем более, к тому подводит и название Фестиваля: «Время, вперёд», взятое у писателя Валентина Катаева. Организовать такой конкурс можно было бы на базе электронного журнала «МОЛОКО».

Художники, желающие принять участие во Втором Сезоне «Фестиваля позитивного идейного искусства “Время вперёд”», см. ссылку: http://vvfest.ru/.

Источник публикации: Журнал Молоко