МГУ, Ломоносовский корпус
Бузгалин Александр Владимирович, профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Вопросы для дискуссии:
— Как сделать образование одновременно общедоступным и высококачественным, избавив его от продажи «корочек» и коррупции?
— Как вернуть престижность производственным специальностям?
— Какие экономические, социальные и институциональные реформы исправят демографическую ситуацию в России? Рольнационального производства.
2. Михаил Веллер, писатель
3. Руслан Гринберг, сопредседатель Форума, директор Института экономики РАН
4. Керстин Кайзер, депутат парламента земли Бранденбург (ФРГ)
5. Сергей Серебряков, директор ЗАО «Петербургский тракторный завод»
6. Дмитрий Сорокин, первый заместитель директора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН
26 марта 2014 года в Москве, в МГУ имени М. В. Ломоносова, в рамках Московского экономического форума прошла пленарная дискуссия «Экономика для человека: воспроизводство нации. Как преодолеть кризис образования, здраво- охранения, науки и культуры и сделать Россию страной, где радостно жить, работать, творить». Участники обсудили как сделать образование одновременно общедоступным и высококачественным, избавив его от продажи «корочек» и коррупции, как вернуть престижность производственным специальностям, какие экономические, социальные и институциональные реформы исправят демографическую ситуацию в России.
Модератором дискуссии выступил профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Бузгалин. Он обозначил необходимость отказа от политики рыночного фундаментализма.
В своем выступлении Руслан Гринберг, сопредседатель Форума, директор Института экономики РАН, выразил мнение о том, что большая часть затрат на образование, здраво- охранение, науку и культуру должна финансироваться государством: «Мы занимаем первое место в мире по платным студентам. Я вообще считаю, что дикость большая, чтобы за образование платить в таком обществе, которые всегда привыкло к традициям равенства».
Людмила Бузгалина-Булавка, главный научный сотрудник Института культурологии РАН, считает, что наша страна в чем-то стала примером негативной конвергенции, когда мы взяли все худшее из бюрократической системы СССР, включая блат, превратившийся в коррупцию, волюнтаризм, превратившийся в ручное управление. Потеряли огромные достижения в культуре, науке, образовании, медицине, и взяли худшее из рынка, получив огромную социальную дифференциацию и многие другие вещи. Людмила Бузгалина-Булавка рассказала, как СССР открыл новый тип всемирной культуры, где в основе жизнедеятельности человека лежала идея преобразования мира.
Дмитрий Сорокин, первый заместитель директора Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, уверен, что образование в современных условиях – это необходимое, но недостаточное условие для устойчивого экономического развития: «Если будем развивать только образование, мы получим то, что Солженицын называл «образовенщиной», со всеми негативными социально-политическим последствиям».
Сергей Серебряков, директор ЗАО «Петербургский тракторный завод», в своем выступлении заявил, что никакие новые технологические решения без одновременной подготовки человека, с точки зрения его культуры, невозможны.
В конце панельной дискуссии модератор Александр Бузгалин сформулировал пять тезисов о том, как экономика может ориентироваться на культурные приоритеты.