Дмитриева Оксана Генриховна
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам
Об экономике

20.03.2013. Пленарная дискуссионная панель I «Кризис рыночного фундаментализма в мире и России. Рождение новых ориентиров»

Пока великие мировые умы экономической и социальной науки спорят по поводу преимуществ «рыночной модели» либо «социальной модели», в России построена совершенно иная экономика. Третья модель, как я ее называю — это «экономика афер», которая состоит из многочисленных «пылесосов» и финансовых кругооборотов, в результате которых средства выкачиваются из страны либо обращаются в пределах этих кругооборотов и уходят на неэкономические, несоциальные цели.

С 2000-го по 2008-й год мы столкнулись в нашей стране со сверхблагоприятной экономической конъюнктурой, рост цен был более чем в 10 раз, и профицитный бюджет мы имеем с 2000-го года (за исключением 2009-го и 2010-го годов).

Характеристики профицитного бюджета: Профицитный бюджет умудряется объединять все недостатки либеральной модели и все недостатки социальной модели. У либеральной модели относительно низкие социальные расходы, а также низкие государственные инвестиционные расходы. Это мы имеем по отношению к нашим финансовым возможностям. А также у нас есть все недостатки социальной модели, поскольку у нас относительно высокие налоги.

Негативные следствия хронического профицита: Это искусственный тормоз экономического роста, деградация социальной и производственной инфраструктуры и деградация отраслевой структуры, о которой тут уже говорилось.

Следствия и цели профицитного бюджета: Это было сокращение госдолга. Действительно, за 8  он сократился на 60 миллиардов долларов. А также подавление монетарной инфляции. Однако те следствия (результаты), которые названы как позитивные, они были нейтрализованы в пределах этих же 8-ми лет. Внешний государственный долг на 60 миллиардов сократился — а внешний частный долг на 350 миллиардов долларов увеличился. Инфляция, с которой боролись как с монетарной, на самом деле оказалась инфляцией сдержек. Поэтому борьба с монетарной инфляцией ничего не дала и дать не могла.

В кризис было совершенно очевидно, что дефицит покрывался чистой эмиссией, отнюдь не реализацией фактической средств стабфонда — они просто переписывались со счета Правительства на счет Центрального Банка.

Но мало этой политики профицита бюджета. С 2011-го года началась политика вообще не знающая, наверное, истории в мировой практике (это первый случай) — построение профицитно-дефицитного бюджета.

На фоне профицита, избытка средств и пополнения Резервного фонда одновременно осуществляются заимствования.

И вот мы видим: за два года рост госдолга на 2 триллиона и одновременно рост резервного фонда тоже на 2 триллиона рублей. Все это нам стоит — разница между доходами от размещения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и расходами на обслуживание долга как раз составляют совокупные расходы на всю гражданскую науку.

О кругооборотах денежных средств

Большой кругооборот денежных средств

«Пылесос» в виде налогов, которые поступают в бюджет. Бюджет за счет профицита отправляет средства в Резервный фонд. Они вкладываются в мировую экономику под 0,74% годовых. Одновременно с финансового рынка в бюджет поступают займы под 7–8% годовых.

Малый кругооборот денежных средств

Налоговый «пылесос» идет в бюджет. Пробюджетный профицит, помимо Резервного фонда, в больших количествах (это порядка триллиона рублей) поступает на депозиты в коммерческие банки. Одновременно коммерческие банки дают займы федеральному бюджету.

Пенсионный кругооборот

Пенсионный «пылесос» в виде соцвзносов. Деньги поступают в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд в виде накопительной части социальных взносов отправляет их во «Внешэкономбанк». «Внешэкономбанк» отдает федеральному бюджету в виде займов по ОФЗ под 7 — 8%. А федеральный бюджет покрывает дефицит Пенсионного фонда, который вызван, в том числе, и этим оттоком.

Приватизационный кругооборот

Осуществляется приватизация стратегических предприятий инфраструктуры — средства поступают в бюджет. Одновременно бюджет в больших объемах осуществляет взносы в уставный капитал Открытых акционерных обществ. Больше половины инвестиционных средств из федерального бюджета — это средства-взносы в уставный капитал Акционерных обществ, в том числе и недавно акционированных.

— Налоговый кругооборот.

Сырьевые компании (поскольку они составляют 90% экспорта) имеют возмещение по экспортному НДС, при этом имеют дополнительное изъятие в виде экспортных пошлин и НДПИ.

Поэтому у нас редкий случай, что мы можем одновременно двигаться и по направлению социальной модели, и по направлению рыночной модели.

Нам нужно только убрать «пылесосы», спрямить все эти бессмысленные кругообороты средств. Это нам позволит одновременно снизить налоги, сократить заимствования, увеличить бюджетные расходы и инвестиции в социальную сферу.

Читайте также:

Дмитриева О.Г.
О Форуме

Дмитриева О.Г., Гринберг Р.С.
Диалог. О кризисе науки